Бронемонстры специального назначения против разбушевавшейся стихии
С начальником инженерных войск Вооруженных сил России генерал-лейтенантом Юрием Ставицким удалось поговорить на недавних Армейских международных играх, когда он инспектировал экспозицию военных инженеров в фан-зоне АрМИ-2019. Внимание болельщиков она привлекала тогда не меньшее, чем площадки десантников, спецназовцев и военных полицейских. Любой желающий мог с миноискателем пройти по учебному минному полю, взять в руки пульт дистанционного управления сапёрным мини-роботом, примерить новый защитный костюм «Сокол». Кстати, в этом году на конкурсах военных профессионалов российские инженерные войска выставили рекордное количество команд - 14.
«Но главные "соревнования" у нас сейчас проходят с природой, - сказал сказал генерал-лейтенант Ставицкий. - Подразделения военных инженеров задействованы в зонах всех чрезвычайных ситуаций. Однако, как говорится, нет худа без добра. В солдатах и офицерах я уверен полностью, а работа по устранению последствий наводнений и пожаров стала серьёзной проверкой для всей техники инженерных войск, в том числе и недавно поступивших по гособоронзаказу новейших образцов».
На помощь пришла армия
Летом этого года природные и техногенные катастрофы преследовали нас с пугающей периодичностью. Больше всего не повезло Иркутской области: в одних её районах посёлки сносило мощными паводками, в других - к населённым пунктам вплотную подходили лесные пожары. И первые отряды военнослужащих инженерных войск Центрального военного округа (ЦВО) прибыли в город Тулун для ликвидации последствий небывалого паводка уже в начале июля.
Около 200 единиц специальной техники совершили марш на расстояние более 1.000 километров. Кроме того, часть инженерного оборудования была перебазирована военно-транспортной авиацией.
По просьбам местных жителей военные инженеры, используя мощные армейские грейдеры, самосвалы и экскаваторы, очистили от завалов около 100 гектаров территории и разобрали более 70 аварийных и принесенных течением домов. Группировка Минобороны продолжила оказывать помощь и во время второй волны паводка. Для оказания помощи властям и населению в ликвидации последствий паводка в Тулунском районе было переброшено около 1.000 солдат, а также дополнительно ещё 120 единиц военной и специальной техники.
Отсыпав около 25.000 кубометров скального грунта, военнослужащие инженерных и железнодорожных частей Центрального военного округа восстановили разрушенные участки береговой защитной дамбы на реке Ия. Помимо этого, военные медики провели вакцинацию жителей района, специалисты продовольственной службы ЦВО раздали населению 16.000 буханок хлеба и 18.000 бутылок с питьевой водой, в отрезанные водой посёлки военные вертолёты доставляли гуманитарную помощь.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко и мэр Тулуна Юрий Карих поблагодарили военнослужащих Минобороны за оказание помощи местному населению, наиболее отличившимся из них были вручены почётные грамоты и ценные подарки.
А потом стало заливать Дальний Восток…
Прямая речь
«Войска Восточного военного округа активно задействуются в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Как вы помните, в начале года успешно ликвидирован затор на реке Бурея. В феврале уничтожены очаги биологического заражения в Приморском и Хабаровском краях. В июле-августе военнослужащие округа приняли участие в устранении последствий наводнения в Амурской и Иркутской областях. Кроме этого, беспилотная авиация осуществляет круглосуточный мониторинг районов природных пожаров».
Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу. Из речи на заседании Коллегии МО РФ. Москва, 21 августа 2019 года.
УБИМ - машина-универсал
В разговоре с корреспондентами еженедельника «Звезда» начальник инженерных войск Вооружённых сил России генерал-лейтенант Юрий Ставицкий отметил, что одна из самых значимых новинок спецтехники для военных инженеров - это УБИМ (универсальная бронированная инженерная машина).
По сути, УБИМ - это несколько функционалов в одном корпусе. Теперь она одна может заменить инженерные машины различных типов и назначения, каждая из которых решает узко ограниченный круг задач. Универсальным бульдозерным оборудованием (ширина 4,5 метра) с изменяемым положением крыльев отвала УБИМ снесёт на своём пути любые преграды - не хуже, чем ныне применяемая ИМР-3М. Но, помимо эффективного выполнения земляных и путепрокладочных работ при подготовке путей движения и маневра войск, новая инженерная машина на базе танка Т-90 оснащена ещё и набором сменного рабочего оборудования. Экскаваторный ковш может в случае необходимости заменить предназначенный для измельчения крупных бетонных или каменных конструкций гидравлический молот. В рабочем комплекте есть тяговая и вспомогательная лебедки, которые позволяют экипажу инженерной машины удалять с путей движения повреждённую технику.
УБИМ отличает высокий уровень автоматизации. Создатели нового универсала для инженерных войск России - специалисты Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (входит в состав «Уралвагонзавода» госкорпорации Ростех) - особо отмечают, что система управления гидрооборудования (СУГО-М) обеспечивает автоматическую самодиагностику и защиту электрогидрооборудования машины. Видеосистема обзора зон работы инженерного оборудования обеспечивает работу УБИМ как в дневное, так и ночное время.
Как показала практика, новая инженерная машина нужна не только для боевых действий, она пригодится и для ликвидации любых техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.
«Железная дорожка»
Недавно поступила в инженерные войска России и ещё одна новинка, способная пригодиться при ликвидации последствий ЧС. Многоцелевой механизированный комплекс оперативного развертывания временных дорог (КВД), смонтированный на четырёхосных полноприводных автомобилях КамАЗ-63501, помогает обеспечить подъезд тяжёлой специальной техники к месту выполнения задачи.
Комплекс служит для оперативного создания транспортных путей в тех местах, где затруднено перемещение военной техники. Одна пятидесятиметровая «дорожка», при создании которой применены новейшие облегчённые материалы повышенной прочности, раскладывается всего за пять минут. По такому настилу возможен проезд как тяжелых колесных машин, так и гусеничных весом до 60 тонн.
Прочитано в The National Interest
«Восточный фронт во время Второй мировой войны сохранился в памяти людей с помощью фотографий танков, застрявших в густой и липкой грязи. Возможно, это покажется удивительным, однако возникающая два раза в год российская грязь, похоже, продолжает оставаться серьезной военной проблемой… Поэтому Россия разработала для своих инженерных войск автомобиль, способный оперативно укладывать специальное дорожное полотно.
В ежемесячном бюллетене O.E.Watch, издаваемом Управлением по изучению иностранных армий Сухопутных сил США, было подчёркнуто, что российский термин «rasputitsa» означает «период плохих дорог». Так происходит, конечно же, весной, когда тает снег, а также в августе, когда дожди превращают почву в грязь. «Русские конструируют свои машины с таким расчётом, чтобы они функционировали в подобных условиях, - отмечается в этом бюллетене. - Тем не менее…»
Укладываемая КВД алюминиевая дорога способна выдержать вес до 60 тонн, и это более чем достаточно для основных российских средних танков, включая новый танк Т-14 «Армата».
Цифры
600 с лишним различных образцов техники и комплектов специального оборудования и средств входит состав «арсенала» инженерных войск России;
65 процентов составляет в российских войсках доля современных образцов инженерного вооружения.
Роботу не страшны огонь и взрывы
Последствия взрыва и пожара на военных складах в Ачинске также устранили военные инженеры. На место чрезвычайного происшествия оперативно прибыли более 100 специалистов Международного противоминного центра Вооружённых сил России и инженерных подразделений Центрального военного округа. Им в помощь были приданы новые инженерные машины, которые ещё недавно обкатывались только на учебных полигонах.
Помимо хорошо бронированных специальных машин разграждения, в огненное пекло к рвущимся складам пошли дистанционно управляемые самоходные роботы. «Боекомплект» многофункционального робототехнического комплекса пожаротушения (МРТК-П) «Уран-14» на гусеничной базе - две тонны воды. Ствол-монитор в горизонтальной плоскости может вращаться вкруговую. Главное предназначение робота - тушение пожаров на военных складах. Комплекс рассчитан на применение в зонах высоких температур и других условиях, опасных для жизни и здоровья человека. «Уран-14» также может пойти в огонь не с водой в цистерне, а со специальной пеной, химические добавки которой облегчают тушение различных горючих веществ. Поэтому военный робот найдёт применение и при тушении нефтяных скважин, топливозаправочных станций, хранилищ с различными химикатами.
Под Ачинском несколько МРТК-П «Уран-14» смогли близко подобраться к месту чрезвычайной ситуации и предотвратить дальнейшее распространение огня.
Справка: ТТХ МРТК-П «Уран-14»
- масса - 14 т;
- габариты - 3,8х2,18х2,02 м;
- мощность силовой установки - 240 л.с.;
- максимальная скорость движения - 12 км/час;
- объем водяной цистерны - 2.000 л;
- дальность сплошной водяной струи - 50 м;
- дальность сплошной пенной струи - 35 м.
Идут на рекорд
Впрочем, помощь армии требуется населению не только в дни бедствий. Есть много задач, которые лучше военных инженеров не сможет выполнить никто. Например, 21 августа текущего года военнослужащие понтонно-переправочных подразделений соединения инженерных войск Западного военного округа (ЗВО) завершили возведение низководного моста для жителей Курской области. Решение по оказанию помощи местному населению было принято в связи с обращением администрации региона в адрес Минобороны России.
Новый однопутный автомобильный мост через реку Тускарь длиной 69 метров позволит снизить риск нарушения сообщения между населенными пунктами региона в месте ежегодного пика паводка. Кстати, объект был возведён в рамках тактико-специального учения. При строительстве военные инженеры на практике протестировали новейшие образцы специальной военной техники: мостостроительные установки УСМ-3, передвижные зарядные электростанции ЭД30-АИ, автомобильный кран военного назначения, одноковшовый экскаватор ЭОВ-3521М и войсковой мобильный лесопильный комплекс ВМЛК-1.
В Курской области построен мост длиной 69 метров. А на стратегическом командно-штабном учении «Центр-2019» военнослужащим инженерных частей и подразделений предстоит создать уникальную понтонную переправу через внушительную водную преграду. Как сообщили еженедельнику «Звезда» в Департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, запланировано оборудование самого длинного в России паромного и понтонного сообщения. В рамках учения его наладят через реку Волга.
Нет оснований сомневаться, что этот рекорд будет установлен и зафиксирован. Принадлежать он будет сводной группировке инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации. Для выполнения этой задачи группировку численностью более 2.000 военнослужащих и около 600 единиц вооружения военной и специальной техники перебросят комбинированным способом (по железной дороге и трассам федерального значения) на расстояние свыше 1.000 километров.
Дублирование сообщения будет осуществляться совместно с железнодорожными войсками. Совместными действиями военных инженеров и железнодорожников предстоит отработать сценарий быстрой переброски крупных войсковых соединений в обход разрушенного железнодорожного моста.