Туркменистан: территория «всемогущества, счастья» и серьёзных проблем
Слух о смерти оказался «дезой»
Последний раз перед «исчезновением» аркадага, то есть «покровителя» (таков неформальный титул президента Туркмении, - авт.), видели 5 июля на расширенном заседании правительства. Затем государственные СМИ сообщили о его кратком визите в ФРГ, где в одной из клиник находится на лечении его мать, а также о начале «трудового отпуска», который президент решил посвятить работе над очередным научным трудом «Лекарственные растения Туркмении». А в ночь на 20 июля началось стремительное распространение слухов о смерти президента от «почечной недостаточности»...
Об этом, в частности, сообщил директор Центра мониторинга евразийских проблем Аслан Рубаев, сославшись на живущих в Туркмении знакомых бизнесменов. Однако уже 21 июля посольство Туркменистана в Москве назвало такие слухи «абсолютной ложью», а г-н Рубаев опроверг своё же сообщение и извинился за ошибку. 25 июля телеканал «Туркменистан» показал прибытие живого и здорового аркадага, бодро прошагавшего в президентский дворец и даже побеседовавшего со столичным мэром Шамухамметом Дурдылыевым о строительстве объектов Ашхабад-сити.
Казалось бы, на этом можно поставить точку. Тем не менее интрига продолжается. До сих пор непонятно, кто и с какой целью инициировал «фейк» с кончиной президента.
С одной стороны, туркменские эмигранты-оппозиционеры свою причастность категорически отвергают, ссылаясь на неверную информацию, полученную из страны. Да и какой им смысл «мутить воду», если многие из них считают, что любая попытка поднять сегодня бунт против власти обречена на провал. С другой - официальный Ашхабад отнёсся к слухам довольно спокойно, что наводит некоторых наблюдателей на мысль, не причастны ли к рождению «дезы» туркменские спецслужбы.
По мнению политолога Георгия Кухалешвили, новость о смерти президента могла послужить интересам его семьи, прежде всего сына - 37-летнего Сардара, бывшего заместителя министра иностранных дел, а ныне губернатора велайета Ахал и наиболее вероятного преемника на посту главы государства. За то время, пока новости о кончине Бердымухамедова распространялись по стране и за рубежом, спецслужбы вполне могли понять реакцию общества, представить, как поведут себя в этой ситуации простые люди и чиновники, в том числе высокопоставленные. Не исключено, считает политолог, что президент Бердымухамедов таким образом готовит почву для устранения потенциальных конкурентов из других влиятельных кланов, заинтересованных в перераспределении власти и финансовых потоков.
В пользу этого варианта говорят следующие обстоятельства. Во-первых, начавшиеся, по сообщениям СМИ, аресты тех, кто якобы распространяет слухи, а на самом деле, скорее всего, сболтнувших лишнее без всякого на то злого умысла. Среди задержанных называют трёх «стрелочников», простых людей, работающих в ЖКХ, в системе водоканала. Во-вторых, заявления представителей верноподданнической «богемы», призывающей применять пытки к распространителям «гнусной лжи» и очернителям «сладкой жизни» под началом аркадага. Правда, через день официальный новостной Turkmenportal дезавуировал сообщения об арестах распространителей лжи и о призывах пытать злодеев, объяснив неувязку трудностями перевода.
Золотые памятники себе любимому
Если верить зарубежным и оппозиционным туркменским СМИ, Туркменистан представляет собой чуть ли не копию Северной Кореи. Такая же информационно закрытая, репрессивная и утонувшая в маразме страна, в которой восхваление талантов правителей, их возвеличивание носит какой-то болезненный характер, выходит за пределы здравого смысла.
Один правитель отменил оперу, балет и цирк, объявил путеводной звездой страны сочинённый им труд «Рухнама», который обязали изучать в школах и вузах. У другого, более плодовитого, тоже быстро «прорезался» писательский талант. Из-под его пера, как с конвейера, вышли книги о туркменских лошадях и лекарственных растениях, о коврах и о научных основах системы здравоохранения и даже художественные произведения, например, «Птица счастья» и «Имя доброе нетленно», соответственно о своих отце и деде.
Ещё «покровитель своего народа» известен как почётный коневод и азартный наездник, выдающийся конструктор гоночных автомобилей и превосходный гонщик, музыкант и исполнитель рэпа, а также обладатель многих других талантов.
В стране запрещены малолитражки с объёмом двигателей менее 1,3 литра и автомобили чёрного цвета. Говорят, если главе государства вдруг понадобится куда-то слетать, с рейса могут снять всех пассажиров.
Что объединяло обоих правителей, так это страсть к собственным памятникам, статуям, бюстам, выполненным как из чистого золота, так и позолоченным, вырубленным из мрамора или сработанным из материалов попроще. Но есть и разница. При Ниязове простые граждане не платили за газ, воду, электричество и ещё бесплатно получали каждый месяц по 120 литров бензина, если в семье была машина. Так что на жизнь, в том числе и на продовольствие, всем хватало. Правда, при этом власти сильно ограничили своих подданных в политических и гражданских правах и свободах, добиваясь от них чуть ли не абсолютной к себе лояльности.
При аркадаге цены на газ, а по их запасам страна занимает четвёртое место в мире, заметно упали. Возникли трудности и со сбытом «голубого топлива». Как следствие, упали доходы, начались трудности с экономикой. Безработица охватила 1,5 млн чел., или почти четверть населения. Упал уровень жизни. Средние зарплаты не превышают 230 долл. США, а пенсии - 80 долл. Отменили субсидии на квартплату и бензин. Периодически из-за засухи возникают продовольственные кризисы. В последние годы в городах нередко выстраиваются длинные очереди за едой в магазинах. Доходит до того, что жителей других районов за покупку продовольствия в Ашхабаде штрафуют и даже могут посадить.
В принципе денег в государстве достаточно, чтобы снять остроту проблем с тем же продовольствием. Однако власти делают вид, что в стране всё в порядке, и продолжают направлять фантастические суммы на строительство роскошных дворцов, отелей, зданий из белого мрамора, парков, площадей. Правда, всё это великолепие предназначено для протокольных встреч и прогулок президента. Простым смертным гулять там запрещено.
Но это, повторюсь, если верить всему, что пишут и о чём вещают западные и оппозиционные СМИ вроде «Хроник Туркменистана». Как оно там на самом деле, никто по большому счёту до конца не знает - страна закрыта. Возможно, всё не так уж плохо. Наверняка есть люди, в том числе и русские, которые сумели устроиться более или менее неплохо, особенно специалисты. А про то, как умеют на Западе лгать, например, о якобы творящихся в России ужасах, мы знаем не понаслышке.
«Три кита» российских интересов
Можно долго перечислять экстравагантные причуды «Эпохи всемогущества и счастья» Бердымухамедова, пришедшие на смену полуторадесятилетнему «Золотому веку» Ниязова, и вместе с другими критиками режима скалить над этим зубы. Однако, если подумать, что такая ситуация чревата серьёзной дестабилизацией, что на смену одному одиозному режиму может прийти другой, ещё более дикий, жестокий, алчный, будет уже не до смеха. Все прекрасно помнят пронёсшуюся менее 10 лет назад «Арабскую весну», а также «цветные» революции.
Москва всегда должна помнить, что у неё имеются свои жизненно важные интересы. В ряде случаев они совпадают с интересами центральноазиатских стран. Этот момент тоже надо учитывать при выстраивании российской политики и, конечно же, делать всё возможное, чтобы не допустить дестабилизации. Кстати, в отличие от зарубежных, в первую очередь, западных СМИ, критикующих Ашхабад, лидеры США, Турции, Китая и других государств, как правило, не позволяют себе громко критиковать руководство Туркмении. Дело обычно ограничивается глухим «ворчанием» - и не более того. Москва придерживается такой же линии.
Что касается российских интересов, то они, как представляется, связаны, во-первых, с защитой прав русскоязычного населения, во-вторых, с решением проблемы безопасности, в-третьих, с обеспечением прочных политических и экономических позиций России.
До 2003 года существовало соглашение о двойном гражданстве, которое устраивало всех. Но после того, как спецслужбы Ниязова, по словам Аркадия Дубнова из Московского центра Карнеги, инсценировав попытку госпереворота, нашли среди «заговорщиков» несколько человек со славянскими фамилиями, Туркменбаши назвал русских «пятой колонной» и потребовал от Путина отменить соглашение. Москва пошла тогда на поводу у Ашхабада. За это Туркменбаши согласился продавать России газ вплоть до 2028 года. Впоследствии Кремль об этом пожалел, поскольку сегодня многие русские сталкиваются с трудностями при приёме на работу, продаже недвижимости, при выезде из Туркмении.
Москва также серьёзно обеспокоена обострившейся в последнее время обстановкой на туркмено-афганской границе протяжённостью 750 км. (Для сравнения, длина границы между Афганистаном и Узбекистаном - всего 137 км.) По сообщениям радио «Азатлык» (туркменская служба Радио «Свободы»), в пяти граничащих с Туркменией афганских провинциях, кроме отрядов «Талибана» (террористическая организация, запрещённая в РФ, - ред.), скопились боевики из других вооружённых группировок. Их общая численность превышает 20 тыс. чел. В этой связи Ашхабад был вынужден принять повышенные меры безопасности и начать учёт резервистов.
Москва уже давно предлагает Ашхабаду военную помощь, однако Туркмения под благовидными предлогами эти предложения отклоняла, объясняя это статусом постоянного нейтралитета, а на самом деле, видимо, опасаясь попасть под влияние Москвы или надеясь на собственные силы. Ашхабад не вступает ни в ОДКБ, ни в ШОС, предпочитая присутствовать там только в роли наблюдателя. В отличие от Ашхабада, другие среднеазиатские государства готовы к взаимодействию с Россией, понимая, что возможный прорыв через бывшую советско-афганскую границу афганских боевиков чреват масштабным хаосом. Эксперты, тем не менее, не исключают того, что туркменские власти будут вынуждены обратиться за помощью к кому-либо из ведущих мировых держав в случае дальнейшего обострения обстановки на границе.
Москва заинтересована и в развитии экономического сотрудничества, прежде всего в области экспорта туркменского природного газа. Туркмения была важна для России сразу же после распада СССР, так как служила газовой кладовой, обеспечивая до 30% всех поставок газа из СССР в Европу. А всего в Советской Туркмении добывалось около 90 млрд куб. м газа. Однако сотрудничество в этой области до последнего времени носило нестабильный, прерывистый характер, оно то прекращалось, то возобновлялось. Стороны долгое время не могли договориться о ценах на «голубое топливо».
Ашхабад пытался компенсировать свои потери от ценовых неувязок с Россией путём переориентации на Запад и Китай. Главные на сегодняшний день покупатели туркменского газа - китайцы оказались слишком жёсткими бизнес-партнёрами, почти монополистами.
При расчётах за газ они рассчитывают его оплату в счёт погашения многомиллиардных кредитов, предоставляемых Ашхабаду. Это обстоятельство стало одной из главных причин улучшения российско-туркменских отношений, особенно после состоявшейся в августе 2018 года встречи Путина и Бердымухамедова. Россия возобновила закупки туркменского газа, подписав соглашение между «Газпромом» и «Туркменгазом» на период до 2024 года, в соответствии с которым Москва ежегодно будет покупать у Ашхабада по 5,5 млрд куб. м газа.
В геополитике вакуума не бывает
Многие проблемы и трудности, с которыми Россия сталкивается сегодня в Туркмении, да и в Средней Азии, уходят корнями в первые постсоветские годы. При Ельцине центральноазиатская политика Москвы носила исключительно пассивный и крайне невнятный характер. Несмотря на то, что при формировании каждого нового российского правительства декларировался приоритет развития отношений со странами СНГ, на самом деле Кремль ориентировался на США и Европу. Почему-то считалось, что многие бывшие советские республики «никуда от нас не денутся».
Добровольно покинув экономическое пространство Центральной Азии и до минимума сократив там своё политическое присутствие, Москва нанесла ущерб своим геополитическим интересам. Этим сразу же воспользовались другие державы, начиная от США, Китая, Турции и заканчивая Ираном и Европой.
Одних привлекает важное стратегическое положение Туркмении, других - её огромные запасы газа, третьи видят в ней важный участок возрождаемого Шёлкового пути.
Вашингтон сразу же объявил Прикаспийский регион зоной своих жизненных интересов и стал проталкивать несколько проектов создания новых маршрутов транспортировки туркменского газа в обход России. Американские эмиссары вели переговоры о возможном создании в городе Мары нового или о реконструкции уже имеющегося там аэродрома Мары-2 для переброски невоенных грузов в Афганистан. Обсуждаются планы использования нового морского порта на Каспии, проведения различных мероприятий с участием США, вроде молодёжного фестиваля в Ашхабаде.
Резко активизировалась Турция, воодушевлённая поддержкой идей пантюркизма со стороны Ашхабада, несмотря на объявленный им нейтральный статус. «Отец всех туркмен» никогда не скрывал, что берёт пример с «отца всех турок» Мустафы Камаля, заявив, что «Турция и Туркменистан - это два государства, но одна нация». В обеих странах любят говорить об общности культур, происхождения, языка и религии.
За короткое время Китай стал основным экспортёром туркменского газа. В 2018 году Пекин приобрёл у Туркменистана 33 млрд куб. м газа, что составило почти 95% всего газового экспорта страны. Однако заметной выгоды Ашхабаду это не принесло, поскольку Пекин засчитывает оплату туркменского газа в счёт погашения многомиллиардных кредитов. Иран был бы рад расширить своё влияние в этом регионе за счёт Ашхабада, а кроме того, ослабить действие американских санкций, предлагая туркменам торговлю на условиях бартера.
Сегодня между этими странами и Россией идёт борьба за влияние на Туркменистан, доступ к её минеральным богатствам. И в этой борьбе возможны любые повороты.