«Особо секретный разведывательный монстр» Америки
Центральное разведывательное управление вывезло в 2017 году из России своего «ценного агента», который, как сообщила телекомпания CNN со ссылкой на «нескольких осведомленных сотрудников американской администрации», «был одним из наиболее высокопоставленных источников в российском правительстве». В ЦРУ эту информацию назвали «неточной».
Миллион мастеров «плаща и кинжала» на одну державу
Не станем комментировать информацию с «очень ценным агентом», оставим это право, как говорится, компетентным органам. Остановимся на том, что и публикация CNN, и ответ на неё ЦРУ свидетельствуют о непростых отношениях, которые складываются у нынешнего хозяина Белого дома как с американскими СМИ, так и с разведкой. И если в первом случае это объяснимо - СМИ должны находиться в определённой оппозиции к власти, то во втором - это явно противоестественно, ибо глава государства и разведка должны действовать в единой связке.
Тем не менее данная публикация далеко не единственная, которая говорит об обратном. Будучи кандидатом в президенты, Трамп заявлял, что аппарат директора Национальной разведки - организации, которая призвана координировать деятельность всего сообщества американских мастеров «плаща и кинжала», - представляет собой «ненужную бюрократическую прослойку», а саму разведку необходимо сократить.
Действительно, ни в одной стране мира нет такой разветвлённой структуры спецслужб, как в США. Сегодня американское разведывательное сообщество представлено 17 (!) службами различных министерств и ведомств.
Безусловно, первое место среди них занимает Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое не входит в состав ни одного министерства. Оно поставляет государственному руководству и военному командованию США разведывательную информацию из-за рубежа, координируя усилия также других ведомств в области сбора разведданных за границей. Информацию ЦРУ собирает как посредством своей агентурной сети, так и с помощью различных технических средств, разработкой и внедрением которых занимается его специальный департамент науки и техники.
В составе минюста США работают две разведслужбы. Прежде всего, это Федеральное бюро расследований (ФБР), которое выявляет и пресекает преступления, подпадающие под федеральную юрисдикцию. Его сотрудники также занимаются контрразведкой, работая в составе посольств, консульств и прочих представительств США за границей. Второй структурой в минюсте является разведывательная служба наркоконтроля, деятельность которой связана с вопросами, касающимися контрабанды наркотиков, наркомафии и т. п.
В составе минобороны целый «букет» разведслужб. Это - Агентство национальной безопасности (АНБ), в сферу деятельности которого входят шифровка, дешифровка, защита информации государственных ведомств и прослушивание различных коммуникаций (телефон, телефакс, радио, интернет и др.) на предмет посланий, представляющих потенциальную угрозу.
Далее идёт Разведывательное управление министерства обороны (РУМО), которое собирает секретную информацию о военных планах иностранных государств и армий, анализирует её и предоставляет первым лицам Соединённых Штатов. Сотрудники РУМО действуют более чем в 140 странах мира. Управление специализируется как на агентурной, так и на радиотехнической и электронной разведке. В тесном контакте с РУМО работают разведслужбы отдельных видов вооружённых сил - армии, ВМС, ВВС, а также морской пехоты.
В состав Пентагона входят также Национальное управление геопространственной разведки и Национальное управление воздушно-космической разведки. На первую возложены задачи по картографическому, топогеодезическому и навигационному обеспечению вооружённых сил США, американских спецслужб и неправительственных организаций. Кроме того, это управление занимается оценкой последствий стихийных бедствий и катастроф. Вторая занимается сбором и анализом разведданных, поступающих с самолётов-разведчиков и спутников-шпионов.
Две разведслужбы входят в состав министерства внутренней безопасности - управление разведки и анализа, задача которого состоит в содействии обеспечению безопасности границ, объектов инфраструктуры, предотвращении террористических актов и эпидемий инфекционных болезней; далее - разведывательное управление береговой охраны, которое отвечает за сбор разведданных, касающихся морских границ, побережий, портов и внутренних вод США.
По одной разведслужбе имеют ещё некоторые федеральные ведомства. Так в министерстве энергетики существует разведуправление, которое анализирует иностранное ядерное оружие, занимается вопросами нераспространения ядерного оружия, проблемами энергетической безопасности, безопасного хранения ядерных отходов. В составе Госдепа США есть бюро разведки и исследований, задачей которого является изучение информации из-за рубежа, влияющей на внешнюю политику страны, а в минфине - управление финансовой разведки и изучения терроризма, которое собирает и обрабатывает информацию, важную для финансовой политики США.
Всего разведывательное сообщество США насчитывает около миллиона гражданских специалистов, военнослужащих и частных агентов. Оно практически не подконтрольно законам и не ограничено деньгами. Причём в каждом ведомстве имеются сотни тысяч подпрограмм, вход в которые ограничен определённым кругом лиц. Чтобы обменяться данными, требуются непростые согласования между конкурирующими структурами.
Как писала «Вашингтон пост», в Америке создан особо секретный разведывательный монстр. Он «настолько значительный, и настолько скрытный, что никто не знает, сколько на него тратится денег, сколько человек в нём работают, и сколько выполняется программ», - подчёркивало издание.
Трамп vs спецслужбы: кто кого?
С приходом в Белый дом Дональд Трамп объявил, что намерен подвергнуть реструктуризации аппарат директора Национальной разведки США и других спецслужб, в том числе Центральное разведывательное управление с урезанием персонала в штаб-квартире ЦРУ в Вирджинии и увеличением числа агентов, работающих по всему миру. «Все разведывательные ведомства должны быть сокращены. Основное внимание будет сосредоточено на реорганизации агентств и на их взаимодействии», - отмечала «Уолл стрит-джорнэл», излагая планы Дональда Трампа.
Американский президент стал проявлять минимальный интерес к сверхсекретным докладам, которые разведка ежедневно готовит для него. В отличие от прошлых ежедневных докладов, Трамп заслушивает их в лучшем случае раз в неделю. Он также отказался от ежедневных брифингов с участием представителей спецслужб и неоднократно критиковал доклады разведки о военно-политической и экономической ситуации в том или ином регионе.
А затем и вовсе возник конфликт между президентом США и спецслужбами. Причиной его стал опубликованный ежегодный доклад о глобальных угрозах для США, подготовленный управлением директора Национальной разведки. Практически все основные выводы доклада полностью противоречили всем заявлениям президента по внешней политике и ряду других проблем.
В частности, в докладе утверждалось, что Северная Корея вряд ли откажется от всех своих ядерных запасов, систем доставки и производственного потенциала, в то время как Дональд Трамп после встречи с Ким Чен Ыном торжественно заявил, что они договорились о денуклеаризации КНДР.
Точно также президент и разведка разошлись во взглядах по оценке ситуаций в Иране. Если в докладе утверждалось, что Иран не занимается разработками в области ядерного оружия, необходимыми для производства такового, то Трамп обвинил Тегеран в обогащении урана и разработке ядерного оружия и вышел на их соглашения по иранской ядерной сделке.
«Спецслужбы крайне пассивны и наивны в вопросе оценки угроз со стороны Ирана. Они ошибаются!» - заявил президент США в связи с публикаций доклада. И добавил: «Наверное, спецслужбам нужно вернуться в школу и доучиться».
Не трудно догадаться, что это вызвало яростное сопротивление в разведывательном сообществе, где привыкли считать себя незаменимыми и вершителями судеб других людей. Особенно в этом плане активно действовал Джон Бреннан, который возглавлял ЦРУ во время второго президентства Барака Обамы и был отправлен в отставку сразу после инаугурации Трампа. Уже после отставки он выступил в сенате с докладом на основе данных разведслужб США о вмешательстве Кремля в американские выборы, заявив, что между российскими официальными лицами и американцами, участвовавшими в кампании кандидата в президенты Дональда Трампа, были выявлены «контакты и взаимодействия».
Бреннан открыто называл президента США «предателем» и «умственно недоразвитым». А 60 бывших руководителей американских спецслужб опубликовали заявление, в котором обвинили Белый дом в «непродуманных и беспрецедентных замечаниях и действиях» и, по сути, призвали к импичменту президента.
Однако Трампа это ничуть не смутило. Он назвал это заявление происками «глубинного государства». Под ним в США понимают скоординированную группу институтов влияния, в которой главную роль играют спецслужбы и которая проводит свою политику без оглядки на демократически избранную официальную власть страны.
Трамп в поисках «своего человека» в разведке
Тем временем Трамп начал публично атаковать своих противников из разведки, лишая их доступа к секретной информации, меняя одних руководителей на других. В конце концов очередь дошла и до поста директора Национальной разведки. Занимавший его Дэниэл Коутс был в числе тех, кто настаивал на ужесточении поведения в отношении Москвы, верил во «вмешательство русских в выборы», выступал против возобновления контактов с Пхеньяном, неоднократно «опровергал заявления президента Трампа, которые, по его мнению, были фактически неверными».
Естественно, для президента важно иметь на этой должности «своего человека». Поэтому он хотел, чтобы её занял Джон Рэтклифф, конгрессмен-республиканец, член комитета по разведке, бывший генеральный прокурор Техаса, а главное - горой стоящий за Трампа во всей истории с «российским вопросом». Однако тот, оказавшись под мощным прессом конгресса и американских СМИ, которые словно по команде выступили далеко с нелестными отзывами о новом трамповском протеже, отказался принять это предложение.
Не согласилась занять пост директора Национальной разведки Сью Гордон, бывшая на тот период первым замдиректора. Она - кадровый разведчик, специалист по технологиям, более четверти века проработавшая в ЦРУ. Но предложение президента она не приняла. И 8 августа Дональд Трамп получил её заявление об отставке.
Тогда выбор Трампа пал на директора национального контртеррористического центра, Джозефа Магуайра. При объявлении о его назначении на эту должность Дональд Трамп отметил, что Магуайр ушёл в отставку в звании вице-адмирала, имеет хороший послужной список, в том числе возглавлял Командование специальными операциями ВМС США.
Между тем Магуайра трудно охарактеризовать как человека, полностью согласного с нынешним президентом. Например, несмотря на утверждения Трампа, что террористическая группировка ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. - Ред.) на Ближнем Востоке разгромлена, Магуайр считает иначе, заявляя, что террористы-«игиловцы» сохраняют ещё большую силу для ведения своей преступной деятельности в регионе. Возможно Трамп выбрал его потому, что Магуайр - флотский служака, имеет опыт работы в спецслужбах, никогда не занимался политикой, явно проходной для конгресса и понятный избирателям.
А это для Трампа очень важно перед президентскими выборами 2020 года, на которых он рассчитывает победить. И ему не нужна лишняя конфронтация в отношениях с конгрессом. А после выборов можно будет вплотную заняться и разведкой.