«Испытание Трампом» Болтон провалил. Кто следующий?
Но, очевидно вынужденный уход столь одиозной фигуры является далеко не случайностью, а следствием определённых тенденций в администрации Белого дома. Они видны невооружённым глазом.
Во-первых, Болтон, будучи «ястребом» - неоконсерватором, представителем самого агрессивного течения в американском истеблишменте, был своеобразной гарантией Трампа этому истеблишменту, что политика двухпартийного консенсуса касательно внешнеполитического курса США будет неизменной. Однако в последнее время Трамп в значительной степени усилил свои внутриполитические позиции. Сказался эффект «Доклада Мюллера», показавшего всю тщетность политических противников Трампа добиться его отставки или подведения под импичмент.
Теперь добыча сама превратилась в охотника, а жалкие потуги демократов по дискредитации Трампа день ото дня казались всё бессмысленнее и глупее. Трамп «на коне», поскольку уже заручился поддержкой республиканской партии, военно-промышленного комплекса и влиятельного произраильского лобби.
Во-вторых, как показал опыт, Болтон не прошёл «испытание Трампом». Найти Болтону общий язык с нынешним главой Белого дома стало почти невыполнимой миссией.
Трамп воспринимает госслужбу и своё президентство, как управление транснациональной корпорацией, где необходима абсолютная лояльность и единство точек зрения. В этой связи стоит вспомнить печальные истории с уходом Рекса Тиллерсона, Стивена Бэннона, Герберта Макмастера, Джеймса Мэттиса и многих других. К слову, Болтон был уже третьим кандидатом на этом посту после Майла Флинна и Герберта Макмастера.
В-третьих, у Трампа и Болтона кардинально расходились мнения по главным проблемам мировой политики. Воинствующий интервенционализм Болтона, видимо, раздражал Трампа, который в своей политике предпочитает яркие сделки и эффектные, хотя и с позиции силы, развязки.
Болтон же известен своим бескомпромиссным подходом в отношении Ирана, Северной Кореи, Венесуэлы, России. Трамп как политик, реалист и прагматик отчётливо осознаёт гибельность для Америки новых военных авантюр.
Ресурсы и возможности уже ограничены, да и взыскательный налогоплательщик не ведётся на бряцание оружием. Риск «маленьких победоносных войн» тем более велик, если учесть, что на носу новые выборы хозяина Белого дома. Болтон уже не соответствовал настроениям Трампа, который неоднократно пенял на политическую элиту США за «астрономические» траты в 7 трлн долл. на Ближнем Востоке, которые, в сущности, ничего не дали США, кроме призрачной демонстрации своей силы. А ведь Америка и избиратели Трампа ждут привлечения этих средств во внутреннюю инфраструктуру страны, они ждут реального улучшения жизни.
Да и стоит вспомнить, что Трамп особенно не симпатизировал Болтону, кандидатура которого обсуждалась в его администрации после ухода с поста Майкла Флинна. Президент явно демонстрировал своё нежелание брать одиозного политика в команду. После чего выбор был остановлен на Герберте Макмастере.
Очевидно, что новая кандидатура должна быть абсолютно лояльной Трампу, иметь полное единство взглядов с ним по ключевым проблемам мировой политики. А таковых при Трампе мало. Черпать кадры из администрации Обамы он, ввиду идеологических разногласий, не пожелает, а поэтому единственным резервом для назначений могут стать остатки неоконсервативной администрации Дж. Буша-младшего.
Или же он обратит внимание на подчинённых Залмая Халилзада, который прежде занимал пост представителя США при ООН. Может быть, в этом выборе будет фигурировать Эллиот Абрамс, «курирующий» Венесуэлу и заработавший «дурную славу» на скандале «Иран-контрас»? Каким будет кандидат № 4 и пройдёт ли он «испытание Трампом» покажет время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.