Британия всё ищет, где тут выход по-английски
Великобритания официально развелась с Евросоюзом в ночь на 1 февраля 2020 года после трёх лет пустых споров об условиях выхода. Тогда стороны смогли условиться только о переходном периоде до конца года, во время которого Соединённое Королевство живёт по европейским нормам и пользуется всеми привилегиями стран-членов, включая торговлю по правилам единого рынка. До конца переходного периода, продлевать который британское правительство отказалось, стороны должны были договориться о формате будущих отношений и заключить детальное соглашение о свободной торговле. Но не смогли.
«Пит-стоп» между Ирландиями
Переговоры Брюсселя с Лондоном уже несколько месяцев, по сути, стоят на месте. Пока переговорщикам Мишелю Барнье от ЕС и Дэвиду Фросту от Королевства так и не удалось преодолеть основные разногласия. Для продвижения вперёд надо для начала согласовать детали перемещения товаров через прозрачную на данный момент сухопутную границу между Ирландией, членом ЕС, и Северной Ирландией, частью Соединённого Королевства. Предложенная формула «пит-стопа» с отсутствием видимой таможенной границы на острове, но с её присутствием в калькуляции пошлин и контроле в морских портах не устроила англичан, заподозривших Брюссель в желании взять под своё крыло Северную Ирландию.
Для убедительности в Британский парламент от правительства тори поступил скандальный законопроект, допускавший возможность несоблюдения единственного подписанного с ЕС Протокола по Северной Ирландии.
По замыслу Джонсона, документ в его нынешнем виде грозил подорвать экономическую и территориальную целостность Соединённого Королевства. Борис заподозрил ЕС в желании вбить клин между ирландскими владениями короны и остальной частью страны регулированием тарифов на товары, идущие из Британии в Северную Ирландию. А раз так - бриты не будут протокол соблюдать!
По заверению британских властей, закон о приоритете национального права послужил бы лишь страховкой на случай срыва переговоров или попыток ЕС однобоко трактовать условия Brexit. Еврокомиссия обвинила английское правительство в вопиющем нарушении международного права и грозила подать иск в Европейский суд юстиции в Люксембурге. Так Лондон впервые в своей истории замахнулся на незыблемость письменно взятых на себя обязательств.
Под давлением внутри и извне правительство Джонсона пошло на попятный и обещало пересмотреть спорные положения законопроекта о внутреннем рынке, чтобы вывести из тупика переговоры с Евросоюзом. Агентство Bloomberg предположило, что премьер-министр Борис Джонсон намеревался использовать билль, подрывающий любую сделку по Brexit, в качестве аргумента на переговорах с ЕС. Но в итоге Палата лордов заблокировала билль как «ставящий под сомнение верховенство закона и репутацию Королевства».
Бизнес на нервах
Несмотря на угрозу отказаться от переговоров по Brexit, если сделка с Брюсселем не будет достигнута в указанный срок, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон дал понять, что дверь для продолжения диалога всё ещё открыта. Лондон ждал заявлений с саммита Евросоюза, завершившегося 16 октября. Надежды рассмотреть на нём торговое соглашение не оправдались. А переходный период завершается 31 декабря, после чего льготная торговля с материком для Британии проваливается в чёрную дыру открытого рынка.
Вследствие Brexit проиграют все, но сильнее других стран еврозоны в случае выхода Великобритании из ЕС без торгового соглашения пострадает Ирландия. Об этом заявил глава ирландского Центробанка Габриэль Махлуф. Он считает, что доминирующее положение Лондона в секторе финансовых услуг Европы уйдёт в историю. Более влиятельными станут в этом отношении Дублин, Франкфурт, Париж или Амстердам.
Конфедерация британской промышленности, а также ряд других профсоюзов, представляющих в совокупности интересы около 190 тыс. предприятий и 7 млн рабочих, обратились к премьер-министру Великобритании с призывом сделать всё возможное для заключения торгового соглашения с Евросоюзом. Бизнес нервничает уже давно и открывает филиалы в странах Евросоюза, а банки переводят на чёрный день резервные депозиты в евро в Люксембург, Франкфурт, Цюрих. Но всё это - мёртвому припарки…
23 октября Великобритания и Япония вдруг подписали соглашение о свободной торговле, согласованное в рекордные сроки. Британский министр внешней торговли Элизабет Трасс отметилась на церемонии подписания политической декларацией: «Многие считали, что независимая Великобритания не сможет заключить крупную торговую сделку, поскольку на это уйдут годы. Сегодняшний день доказал, что скептики ошибались». Похоже, британцы показательно открыли рынок для японцев, лишь бы доказать, что сделка с ЕС ещё реализуема.
А о чём конкретно так трудно договориться со страной, которая жила полвека внутри единого рынка? Этих пунктов всего четыре, но они символизируют всё, что ершистые британцы упорно понимают под словами «экономический суверенитет» и ради чего они и ушли из Евросоюза.
- Рыболовство: Великобритания намерена выйти из-под контроля общей рыбохозяйственной политики ЕС и действовать как «независимое прибрежное государство» с конца 2020 года. Для начала она хочет вернуть своим рыбакам полные привилегии в родных водах, богатых рыбой, где давно пасутся «всякие» французы, немцы и голландцы. ЕС же, и прежде всего Франция, хотят сохранить постоянный доступ к британским водам. Неофициально прогресс в этой области есть, и точку согласия по квотам и доступу нащупают, если рассмотрят тему вкупе с другими.
- «Равные условия игры» - другой камень преткновения на переговорах. «Без равных условий в области окружающей среды, трудового права, налогов и господдержки предприятий вы не сможете иметь качественный доступ к крупнейшему в мире единому рынку», - заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в Лондонской школе экономики. Брюссель настаивает на соблюдении нормативов ЕС во избежание недобросовестной конкуренции «свободных» бритов в этих областях. Великобритания хочет сама устанавливать собственные стандарты, которые, мол, никак не ниже стандартов ЕС. Евросоюз сможет сделать уступки везде, кроме госдотаций частному бизнесу, что в эпоху коронавируса легко замаскировать под помощь.
- Решение споров: Барнье и Фрост подтверждали, что по-прежнему «далеки от цели» согласования параметров судебных органов по надзору за будущим сотрудничеством. ЕС предлагает учредить новый руководящий орган, решения которого могли бы передаваться на рассмотрение независимой арбитражной комиссии. Великобритания рассматривает только механизмы управления и урегулирования споров, «соответствующие отношениям суверенных равных», справедливо не желая оставаться под юрисдикцией какого-то комитета в Брюсселе.
- Безопасность: что касается сотрудничества полиции и судебных органов, то здесь переговоры были более конструктивными, хотя остаются разногласия в том, как включить обязательства придерживаться европейской Конвенции по правам человека в общую сделку.
Если бы стороны сорвали блиц-подписание, то речь пошла бы о двух основных вариантах стихийного Brexit - мучительном или катастрофическом для британской экономики. Первый - «канадский», при котором Британия заключит с ЕС договор о едином рынке, как тот, что три года назад Канада подписала с Европой под названием CETA (Comprehensive Economic and Trade Agreement). Соглашение отменяет тарифы между Канадой и ЕС на почти все товары, за исключением яиц, молока и мяса. Сохраняется таможенный контроль импортируемых продуктов и квоты на импорт. Второй - «австралийский», то есть торговля по правилам ВТО как с любой третьей страной. Это даст немедленный ущерб в миллиарды, панический отток капиталов, утрату Лондоном функций мирового финансового центра и потерю сотен тысяч рабочих мест.
Джонсон входит в историю как «Борис-неудачник»
Возобновление переговоров за два месяца до истечения сроков, да ещё с выходом на заключение сделки в последний момент перед Новым годом - фирменный почерк политика Бориса Джонсона. Правительство тори просто смела бы волна народного негодования, если бы на страну, экономика которой трещит от ограничений, связанных с COVID-19, с января 2021 года обрушилось цунами жёсткого Brexit. Борис это понимает, но держит паузу до конца, чтобы избиратели, соратники по партии и оппозиция не смогли его обвинить в лёгкой сдаче национальных интересов в переговорах с Европой. А так под бой курантов Биг-Бена 31 декабря в резиденции на Даунинг стрит, десятый премьер-министр спокойно выпьет виски и закурит сигару, без зависти глядя на портрет Черчилля. При них обоих Британия отвоевала независимость!