Морские дозоры «Грачонка» Никитина
Корабль под началом старшего мичмана Дениса Никитина хоть и четвёртого ранга, но самый что ни на есть боевой. В официальных документах он значится как противодиверсионный катер (ПДРК) серии «Грачонок» (проект 21980) с наименованием «Кадет». А по своей сути - это динамичный и весьма «зубастый» морской «спецназовец», который можно считать образцом нового облика флота. Во-первых, по его инновационному оснащению, во-вторых, по высокому профессионализму экипажа, который полностью укомплектован моряками контрактной службы.
Тактико-технические характеристики:
- водоизмещение - 139 т,
- длина - 31,04 м,
- ширина - 7,4 м,
- осадка - 1,85 м,
- скорость хода - 23 узла,
- дальность плавания - 200 миль,
- автономность плавания - 5 суток,
- экипаж - 8 человек.
Командир
В своё время командиру первого катера этого проекта, поступившему в Новороссийскую военно-морскую базу, старшему мичману Денису Никитину командование разрешило отбирать выверенных морем специалистов со всех корабельных экипажей объединения, что отразилось на профессионализме и сплочённости этой небольшой команды катера.
Пожалуй, никому больше корабельный Устав не определяет столько обязанностей, как командиру корабля: 53 статьи с несколькими десятками подпунктов, где практически в каждой строке непререкаемое - «должен», «обязан». И весь этот груз ответственности ложится на командира вне зависимости от того, командует он крейсером или противодиверсионным катером.
Путь Дениса Никитина на командирский мостик начинался с военкоматовской повестки в сибирской глубинке. Из Красноярского края он был призван служить на Тихоокеанский флот. Там новобранцу сразу же предложили учиться в школе техников ВМФ. Окончив её с дипломом техника-электронщика, молодой мичман был направлен на тральщики Черноморского флота. В экипаже МТЩ «Железняков» Новороссийской военно-морской базы он стал старшиной команды комендоров - корабельных артиллеристов. А когда в бригаду пришёл принципиально новый морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», Никитину предложили на нём весьма хлопотную должность старшего боцмана. Он особо не колебался - это была хотя и сложная, но очень полезная ступень профессионального становления военного моряка.
А свою профессию к тому времени Денис уже уважал по всем параметрам. С таким отношением к делу, как показывает корабельная практика, служба идёт успешнее. Поэтому вскоре и доверена была молодому мичману вполне самостоятельная должность командира рейдового тральщика. И здесь довольно быстро проявились командирские способности Дениса Никитина. Кораблевождение, методы траления, организация обучения экипажа, всё это получалось у него по-сибирски основательно. У причальной стенки его небольшой тральщик особо не простаивал - учебно-боевые траления, рейдовая брандвахта, учения и множество других задач предполагали морской формат службы маленького боевого корабля. И его экипаж со всем этим справлялся достойно, считаясь одним из лучших в дивизионе тральщиков бригады кораблей охраны водного района. Поэтому, когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.
- Принимая катер ещё на этапе ходовых испытаний, я понял, насколько это современная и высокоэффективная боевая единица. Душа как-то сразу прикипела к его техническому совершенству, - вспоминает старший мичман Никитин. - И экипаж солидарен со мной. Ведь это увлекательное дело - служить на катере нового поколения.
Морской практики экипажу «Грачонка» с первых же дней после подъёма на нём Андреевского флага выпало по полной мере. После продолжительного «олимпийского» дежурства на траверзе Сочи и Адлера сразу же пришла горячая крымская пора. С развитием событий так называемой крымской весны 2014 года на обширной морской и прибрежной зоне полуострова сложилась реальная диверсионная опасность «майдановского» заряда. После вхождения Крыма в состав России работы для катеров отряда спецназа только прибавилось: на строительстве энергетического моста они участвовали в очистке дна от боеприпасов, сохранившихся там ещё со времён Великой Отечественной войны, несли свою службу по прямому противодиверсионному предназначению. С началом масштабного строительства Крымского моста службы морского и проливного бдения ещё поприбавилось.
В чутких дозорах «Грачонок» Дениса Никитина тогда за месяц «накручивал» годовую норму моторесурса своих «движков». Штормами, динамичными водолазными спусками и затяжными вахтами был довольно круто проверен никитинский катерный экипаж профессионалов.
«Грачонок» Никитина первым вступил в строй отряда. И, наверное, ему было труднее других, ведь всё надо было осваивать впервые. Опыт его восьми первых моряков-катерников стал фундаментом для становления двух других экипажей. Когда был введён в строй второй «Грачонок», появилась возможность отрабатывать задачи уже в составе тактической группы. Ввод в строй третьего катера ещё больше увеличил возможности отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами, в состав которого вошли новые катера.
И его команда
В надёжности сердца катера - его двигателя - немалая ответственность лежит на командире электромеханической боевой части старшине 1-й статьи Вадиме Саватееве. Сказалась в его ответственности, наверное, школа службы БЧ-5 на тральщиках, где каждый моряк должен быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец». От «меха» энергией действия заряжаются моторист-электрик старший матрос Александр Приймак и моторист старший матрос Дмитрий Зорин. О прикладной значимости этой энергии говорит тот факт, что во время выходов в море с машиной не бывает никаких проблем.
«Хайтековское» радиоэлектронное вооружение «Грачонка» находится в заведовании гидроакустика старшины 2-й статьи Евгения Куликова, который во время флотского учения провёл гидролокационный поиск объектов в толще воды и обнаружил подводных пловцов условного противника на предельной дистанции. Надёжными всегда становятся его вахты и во время боевого дежурства. Командиру катера и гидроакустику пришлось стать первопроходцами и во внедрении на новом катере современного гидроакустического комплекса «Кальмар».
Справка
Поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» - многолучевые гидролокатор и эхолот, навигационная гидроакустическая станция и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат обеспечивают поиск и обнаружение различных подводных объектов на дальности до 500 метров, в том числе и пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла, а обследовать дно на глубине до 200 метров он позволяет даже при скорости движения катера до восьми узлов и волнении моря до трёх баллов. При этом идёт отображение в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, их обработка и сохранение.
На вооружении - одна морская тумбовая пулемётная установка МТПУ калибра 14,5 мм, противодиверсионные гранатомёты ДП-65А и ДП-64, переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-1» (боекомплект - 4 ЗУР).
Особенность службы на малом корабле - взаимозаменяемость и совмещение нескольких специальностей. Вот и катерные комендоры главный корабельный старшина Сергей Байрамалов и старшина 2-й статьи Александр Демченков исправно правят службу не только по своим огневым должностям. Сергею выпали ещё и боцманские заботы. У Александра сразу две дополнительные нагрузки в экипаже - баталёр и кок. И хотя катерный камбуз по размеру не больше вагонного купе, кок умудрялся наладить достойное питание экипажа во время морских дежурств, которые в несколько раз превосходят по продолжительности его проектную автономность. Сам старший мичман Денис Никитин поначалу, пока не нашлось достойного для службы на катере специалиста, нёс вахту и за рулевого-сигнальщика.
Напряжённая морская служба старшего мичмана Никитина и его моряков отмечена по заслугам - все они награждены медалями. А у самого Дениса есть на морской форме над ромбом о высшем профессиональном образовании и особый знак отличия - серебристый знак командира корабля. А это весьма уважаемая и редкая для моряка в мичманском звании флотская регалия.
Многолетняя корабельная служба военного профессионала Дениса Никитина отмечена и укреплением комфорта его семейного тыла форматом просторной служебной квартиры. Кто знает, может быть, и подрастающие его дочурки - Валерия и Виктория - тоже выберут в будущем профессию отца, ведь опыт комплектования катерных женских экипажей на Черноморском флоте уже есть.