Кому во ВРЭП, а кому во вред
15 ноября 2020 года в Ханое подписано соглашение о создании крупнейшего в мире Всестороннего регионального экономического партнёрства (ВРЭП). Договорённость удалось достичь по видеосвязи, заменившей из-за пандемии очную встречу руководителей государств. Церемония подписания состоялась на полях саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Союз сформирован как альтернатива Транстихоокеанскому партнёрству (ТТП), утратившему актуальность после выхода из него США по инициативе Дональда Трампа в первые же дни его президентства. В состав ВРЭП входят 10 членов АСЕАН - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины, а также Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия.
Индия вышла из переговоров по ВРЭП в ноябре 2019 года, выступив против полного снятия торговых барьеров, опасаясь, что это приведёт к абсолютному превалированию китайских товаров на азиатских рынках. И не без основания. Индийские фермеры обеспокоены конкуренцией с производителями молока и сыра из Новой Зеландии и Австралии. Однако страны-участницы ВРЭП до сих пор подчёркивают, что «дверь для Индии остаётся открытой».
Соглашение о ВРЭП призвано послужить толчком к восстановлению экономик государств огромного региона, подвергнувшихся испытаниям от распространения коронавируса. Вступление в силу этого соглашения создаст крупнейшую в мире зону свободной торговли с примерно 2,2 млрд потребителей (30% мирового населения) и объёмом ВВП в 28 трлн долларов, что составляет более 32% от мирового ВВП. Согласно оценке экспертов, к 2050 году общий ВВП стран-участниц ВРЭП может вырасти до 100 трлн долларов.
Подписанный сторонами документ предусматривает уже в ближайшее время снижение пошлин по большинству категорий товаров (92% позиций), однако не без нюансов: Япония сохранит привычные пошлины на ввоз отдельных сельхозпродуктов. Соглашение устанавливает правила в сфере интеллектуальной собственности и электронной коммерции, а также планирует повышение доли возможного иностранного участия для компаний в 50 секторах.
По условиям договорённостей, в ближайшие 20 лет между участниками ВРЭП будет вообще отменён ряд пошлин на импортные товары и продукцию, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, телекоммуникаций, финансовых услуг, торговли в интернете и профессиональных услуг.
В отличие от ЕС, участники ВРЭП не задают единых стандартов в отношении труда и окружающей среды, а также не обязывают страны-участницы открывать уязвимые области своих экономик. Благодаря таким гибким правилам соглашение одновременно может отвечать интересам совершенно разных стран региона. Однако, с точки зрения исследования Института международной экономики Петерсона, новое соглашение окажется особенно эффективным для Китая, Японии и Южной Кореи.
И, прежде всего, такое партнёрство поможет ещё значительнее укрепить позиции КНР, поставив её в более выгодное положение для формирования торговых правил региона.
Для Пекина ВРЭП - беспрецедентно всеобъемлющая торговая сделка. Она определённо очень целесообразна для страны, являющейся ныне крупнейшим региональным игроком. ВРЭП с начала переговоров в 2012 году (с той поры прошло более 30 их раундов) рассматривалось и во многом именно как китайский ответ Транстихоокеанскому партнёрству, которое до победы в 2016 году на президентских выборах Дональда Трампа было одним из приоритетов среди внешнеторговых инициатив США.
Сейчас премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил, что заключение соглашения о создании ВРЭП - «не только прорыв в экономической интеграции стран Восточной Азии, но и победа многосторонности и свободной торговли».
«Это соглашение позволяет Пекину заявить о себе как о лидере в вопросах глобализации и многостороннего сотрудничества, что даёт ему большее влияние на правила региональной торговли», - оценивает старший экономист лондонского консалтинга Capital Economics Гарет Кожа.
Кстати, многие эксперты теперь прямо называют проект «китайским», хотя формально главными его разработчиками были страны АСЕАН. Однако более активное вовлечение КНР в процесс переговоров произошло вследствие выхода США из Транстихоокеанского партнёрства. И финал ТТП, порождённый представлениями Трампа, в значительной степени простимулировал и ускорил создание ВРЭП.
Подписание соглашения о ВРЭП уже нанесло удар по имиджу Вашингтона, а, если оно будет в полной мере воплощаться в жизнь, потери США станут и масштабно-стратегическими, исчисляясь весомыми экономическими показателями. Во всяком случае США, спровоцировав торговую войну с КНР и ограничив влияние китайского капитала, смогли на какое-то время оптимизировать производство и ценообразование у себя в стране, но Китай при этом со всей очевидностью получает от сложившейся ситуации куда более глобальные исторические дивиденды, которые бумерангом бьют по интересам Штатов.
Торговая палата США 16 ноября заявила об обеспокоенности тем, что Соединённые Штаты оказались после возникновения договорённостей о ВРЭП на периферии интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению Майрона Бриллианта, исполнительного вице-президента палаты, администрация Трампа предприняла определённые шаги по борьбе с недобросовестными торговыми практиками Китая, но предоставила для американских экспортёров в других частях Азии лишь ограниченные новые возможности.
Не исключено, что новоиспечённый президент США Джо Байден вместе с отказом от безудержных торговых войн по всем направлениям вернёт в американскую внешнюю политику экономическое сдерживание Китая за счёт нарастания конкурентного американского торгового влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как Штатами делалось до прихода в Белый дом Дональда Трампа. В связи с этим вопрос возвращения США в покинутое ими ТТП тоже вполне может оказаться на повестке дня.
При этом всё-таки будущее ВРЭП видится не таким однозначно беспроблемным с учётом наличия противоречий внутри только что оформленного торгового союза. Так в Южно-Китайском море находится ряд спорных территорий, богатых нефтью и газом: острова Наньша и Хуанъянь, а также архипелаг Сиша. На владение ими, кроме КНР, претендуют Бруней, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Тайвань. Вместе с тем в регионе имеют место и взаимные обвинения во вмешательство во внутренние дела, и шпионские скандалы, не говоря о сохраняющихся торговых разногласиях между отдельными странами-участницами ВРЭП. И, конечно, в ряде государств по-прежнему актуальны некоторые опасения по поводу открытия своих рынков для Китая. К тому же соглашение ещё должно быть ратифицировано во всех пятнадцати странах. Но как бы то ни было, пока азиатский регион предпочёл Китай Соединённым Штатам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.