«Страны-фабрики» объединяются: ради глобализма?
В чём интрига?
Заключение соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП), или Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP), под которым под эгидой Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) подписались 13 азиатских государств, а также Австралия и Новая Зеландия, вызвало в мире неоднозначную реакцию и немало вопросов.
На самом деле новая зона свободной торговли охватывает примерно 30% мирового населения и 30% мирового ВВП (26,2 триллиона долларов). По населению и экономическому потенциалу он превосходит Европейский союз и становится крупнейшим торговым блоком в истории.
Целью соглашения является снижение около 90% тарифов на импорт в течение 20 лет после вступления в силу и введение общих правил для электронной коммерции, торговли и интеллектуальной собственности. Хотя на самом деле вопрос тарифов вторичен, так как в рамках ВТО он урегулирован на уровне двусторонних отношений у каждой из стран со своими партнёрами и всё, что можно было из тарифов снизить, уже снижено. Тем более что 10% из них планируется оставить неизменными для каждой страны в наиболее чувствительных областях. Более важным в соглашении представляется укрепление международных цепочек поставок.
Интрига в том, что впервые в такой блок вошли Китай, Южная Корея и Япония, и в том, что не вошли США и Индия. Интересны и мотивы Японии, ранее не допускавшей мысли беспрепятственного доступа на свой рынок китайских товаров. Разберёмся, чего в этом соглашении больше - экономики или политики и означает ли это утрату Америкой в данном регионе своего статуса политического и экономического гегемона?
Как согласуется с нормами ВТО
Создание ВРЭП ни в коей мере не противоречит правилам Всемирной торговой организации. Статья XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) разрешает странам-членам ВТО создавать таможенный союз или заключать соглашение о зонах свободной торговли (ЗСТ) товарами. В свою очередь, Статья V Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) признаёт право стран на более глубокую региональную интеграцию в сфере торговли услугами. В рамках ВТО сейчас действует около 160 региональных соглашений о ЗСТ. Вот какие наиболее крупные группировки действуют в рамках ВТО: МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, год создания - 1991), Европейский Союз (1993 г.), Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (1994 г.), Соглашение о свободной торговле между странами АСЕАН (1992 г.), СНГ (1991 г.) и первая Зона свободной торговли СНГ (1994 г.), затем ЕврАзЭС (2000 г.) и ЕАЭС (2015 г.), Транстихокеанское партнёрство (ТТП, 2016 г.).
Цели создания таких объединений в рамках ВТО очевидны - это географический лоббизм конкретных групп товаров, рыночных ниш и развития территорий.
Три причины для нового объединения
В первую очередь, это конец эры глобализма, когда по примеру США многие страны задумались о защите своих внутренних рынков путём введения пошлин, квот и проведения антидемпинговых расследований. То есть ВРЭП - это прямая попытка сохранить и развить глобализм в отдельно взятом регионе.
Причина вторая - негативное воздействие пандемии на мировую экономику. Спад ощущается практически во всех странах, ситуация при этом крайне неопределённая, а для некоторых отраслей типа туризма, девелопмента и общепита просто критическая. В июле этого года Китай заявил, что страны АСЕАН стали его крупнейшими торговыми партнёрами после падения торговли с США на 10% и на 5 % - с Евросоюзом. Это можно считать попыткой хоть как-то оживить экономику.
Причина третья - экономический терроризм США. После торговой войны этой страны с Китаем ни одна из стран не может исключить подобное в отношении себя. Игнорирование норм ВТО, замешанные на политике экономические санкции, откровенный приоритет собственного права над международными нормами и соглашениями - очевидно, что мировая торговля входит в стадию разбалансировки. Уместно напомнить, что бесконечные санкции США и ЕС против России лежат в этой же плоскости, что делает их инициаторов недоговороспособными. А значит, в перспективе Россия тоже может задуматься о новых торговых блоках.
Чей интерес главнее
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, подписавшие соглашение о ВРЭП, имеют разный уровень экономического развития и разные ниши в международном разделении труда. Очевидно, что негласным лидером выступает Китай, которому, в силу крайне болезненной привязки его экономики к экспорту, нужны новые рынки сбыта. Такие же мотивы у Японии и Южной Кореи. Правда, в Японии уже высказаны опасения, что у Китая не будет противовеса в виде Индии или США, и к чему это может привести в итоге, пока непонятно. По причине доминирования Китая отказалась от участия Индия, которая не захотела открывать ему свой внутренний рынок. Отдельный интерес у Австралии. Страна является экспортёром многих видов сырья, включая руды металлов, угля, древесины и удобрений. Её участие во ВРЭП - это попытка подвинуть в сфере сырьевого экспорта своих главных конкурентов, включая Россию, а также добиться снятия ограничений, введённых Китаем против сельхозпродукции, угля и древесины. Одновременно членство во ВРЭП - возможность для Австралии и Новой Зеландии противостоять навязыванию со стороны США и ЕС антикитайских санкций.
Остальные страны будут довольствоваться статусом сборочных площадок и экспортёров сырья и сельхозпродукции и местом сбыта продукции технологически более развитых членов.
США ведёт больше всего споров в рамках ВТО и чаще других нарушает положения о двусторонней торговле с самыми разными странами, вводя антидемпинговые пошлины и нетарифные меры регулирования, включая прямые запреты на экспорт или импорт. Поэтому отношение Америки к подобного рода объединениям весьма сложное. К примеру, переговоры по созданию Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) - преференциального торгового соглашения между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона велись с 2008 года и завершилось подписанием в 2016-м. Его целью было снижение тарифных барьеров и регулирование правил в странах-участницах в сфере финансов и инвестиций, сельского хозяйства, интеллектуальной собственности, трудового права, экологии и ряде других.
США захотели навязать участникам соглашения ряд кабальных условий, включая свои экологические стандарты, а также нормы по регулированию споров между государствами и крупными международными корпорациями. Это не прошло, и по инициативе Трампа Америка вышла из него в 2017 году. Мотив - защита внутреннего рынка. Дословно Трамп назвал ТТП «катастрофой для американских рабочих». Надо уточнить, что в ТТП не входил Китай.
Другой характерный пример настороженности США - прерванные переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнёрству (ТТИП) (англ. Transatlantic Trade and Investment Partnership), предполагающее соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и США. Переговоры по ТТИП активно шли в 2013-2016 годах и закончились ничем. Впрочем, из конкурентных соображений и с учётом возможной победы на выборах Байдена, эта тема вполне может стать актуальной.
Присоединятся ли к ВРЭП Россия и США?
ВРЭП является по своей сути объединением так называемых стран-фабрик, импортирующих много сырья и экспортирующих готовые изделия (Япония, Южная Корея, Китай, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур), стран, желающих ими стать (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, Филиппины), и стран-экспортёров сырья (Австралия, Новая Зеландия, Бруней). Никто из них не ориентирован на развитие только внутреннего рынка и все они критически зависят от экспорта. В их товарных нишах царит жесточайшая конкуренция, выжить в которой можно только за счёт автоматизации производства и низких зарплат.
С учётом близкого соседства со многими странами ВРЭП большого потенциала Сибири и Дальнего Востока Россия могла бы задуматься о членстве. Однако наша страна точно окажется вне этого соглашения по причине своего уникального экономического статуса. Мы являемся крупнейшим в мире экспортёром ресурсов, и значительная часть бюджета формируется за счёт вывозных и ввозных пошлин. У нас другие товарные группы экспорта и по многим из них мы являемся монополистами. Нам важно поддерживать цены на них на нужном уровне. Это делается за счёт вывозных пошлин. В свою очередь, ввозные пошлины защищают наш внутренний рынок от нежелательного импорта и стимулируют создание высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости на своей территории. Совершенно точно против ВРЭП выступил бы автопром, который активно локализует производства многих известных иностранных брендов. Важно и то, что импортозамещение в условиях санкций - это не только экономика, но и политика, причём и в военной сфере. Понятно, что сложившуюся структуру сложившихся отношений ломать нелогично, а преференции и вовсе не очевидны.
Если говорить о США, то вряд ли они присоединятся ко ВРЭП. Главное соображение такое же, как и в отношении ТТП и ТТИП, - защита внутреннего рынка. Резюмируя, можно утвердительно сказать, что создание ВРЭП - это построение многополярного мира в экономике и появление нового центра силы и принятия решений. Былой гегемон выдохся, имеет серьёзные проблемы с огромным долгом и внутриполитической нестабильностью. Кто-то должен заполнять этот вакуум.