«Страны-фабрики» объединяются: ради глобализма?
© brookings.edu
Чего в соглашении о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве больше - экономики или политики?

«Страны-фабрики» объединяются: ради глобализма?

Былой гегемон выдохся, имеет серьёзные проблемы с огромным долгом и внутриполитической нестабильностью. Создание ВРЭП - это построение многополярного мира в экономике и появление нового центра силы и принятия решений
19 ноября 2020, 13:22
Реклама
«Страны-фабрики» объединяются: ради глобализма?
© brookings.edu
Чего в соглашении о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве больше - экономики или политики?
Читайте нас на: 

В чём интрига?

Заключение соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП), или Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP), под которым под эгидой Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) подписались 13 азиатских государств, а также Австралия и Новая Зеландия, вызвало в мире неоднозначную реакцию и немало вопросов.

На самом деле новая зона свободной торговли охватывает примерно 30% мирового населения и 30% мирового ВВП (26,2 триллиона долларов). По населению и экономическому потенциалу он превосходит Европейский союз и становится крупнейшим торговым блоком в истории.

Целью соглашения является снижение около 90% тарифов на импорт в течение 20 лет после вступления в силу и введение общих правил для электронной коммерции, торговли и интеллектуальной собственности. Хотя на самом деле вопрос тарифов вторичен, так как в рамках ВТО он урегулирован на уровне двусторонних отношений у каждой из стран со своими партнёрами и всё, что можно было из тарифов снизить, уже снижено. Тем более что 10% из них планируется оставить неизменными для каждой страны в наиболее чувствительных областях. Более важным в соглашении представляется укрепление международных цепочек поставок.

Интрига в том, что впервые в такой блок вошли Китай, Южная Корея и Япония, и в том, что не вошли США и Индия. Интересны и мотивы Японии, ранее не допускавшей мысли беспрепятственного доступа на свой рынок китайских товаров. Разберёмся, чего в этом соглашении больше - экономики или политики и означает ли это утрату Америкой в данном регионе своего статуса политического и экономического гегемона?

Пример ключевых бизнес-преимуществ нового объединения для Сингапура.
© mti.gov.sg
Пример ключевых бизнес-преимуществ нового объединения для Сингапура.

Как согласуется с нормами ВТО

Создание ВРЭП ни в коей мере не противоречит правилам Всемирной торговой организации. Статья XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) разрешает странам-членам ВТО создавать таможенный союз или заключать соглашение о зонах свободной торговли (ЗСТ) товарами. В свою очередь, Статья V Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) признаёт право стран на более глубокую региональную интеграцию в сфере торговли услугами. В рамках ВТО сейчас действует около 160 региональных соглашений о ЗСТ. Вот какие наиболее крупные группировки действуют в рамках ВТО: МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, год создания - 1991), Европейский Союз (1993 г.), Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (1994 г.), Соглашение о свободной торговле между странами АСЕАН (1992 г.), СНГ (1991 г.) и первая Зона свободной торговли СНГ (1994 г.), затем ЕврАзЭС (2000 г.) и ЕАЭС (2015 г.), Транстихокеанское партнёрство (ТТП, 2016 г.).

Цели создания таких объединений в рамках ВТО очевидны - это географический лоббизм конкретных групп товаров, рыночных ниш и развития территорий.

Три причины для нового объединения

В первую очередь, это конец эры глобализма, когда по примеру США многие страны задумались о защите своих внутренних рынков путём введения пошлин, квот и проведения антидемпинговых расследований. То есть ВРЭП - это прямая попытка сохранить и развить глобализм в отдельно взятом регионе.

Причина вторая - негативное воздействие пандемии на мировую экономику. Спад ощущается практически во всех странах, ситуация при этом крайне неопределённая, а для некоторых отраслей типа туризма, девелопмента и общепита просто критическая. В июле этого года Китай заявил, что страны АСЕАН стали его крупнейшими торговыми партнёрами после падения торговли с США на 10% и на 5 % - с Евросоюзом. Это можно считать попыткой хоть как-то оживить экономику.

Причина третья - экономический терроризм США. После торговой войны этой страны с Китаем ни одна из стран не может исключить подобное в отношении себя. Игнорирование норм ВТО, замешанные на политике экономические санкции, откровенный приоритет собственного права над международными нормами и соглашениями - очевидно, что мировая торговля входит в стадию разбалансировки. Уместно напомнить, что бесконечные санкции США и ЕС против России лежат в этой же плоскости, что делает их инициаторов недоговороспособными. А значит, в перспективе Россия тоже может задуматься о новых торговых блоках.

Министр торговли Чжун Шань подписал ВРЭП от имени правительства Китая.
© mofcom.gov.cn
Министр торговли Чжун Шань подписал ВРЭП от имени правительства Китая.

Чей интерес главнее

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, подписавшие соглашение о ВРЭП, имеют разный уровень экономического развития и разные ниши в международном разделении труда. Очевидно, что негласным лидером выступает Китай, которому, в силу крайне болезненной привязки его экономики к экспорту, нужны новые рынки сбыта. Такие же мотивы у Японии и Южной Кореи. Правда, в Японии уже высказаны опасения, что у Китая не будет противовеса в виде Индии или США, и к чему это может привести в итоге, пока непонятно. По причине доминирования Китая отказалась от участия Индия, которая не захотела открывать ему свой внутренний рынок. Отдельный интерес у Австралии. Страна является экспортёром многих видов сырья, включая руды металлов, угля, древесины и удобрений. Её участие во ВРЭП - это попытка подвинуть в сфере сырьевого экспорта своих главных конкурентов, включая Россию, а также добиться снятия ограничений, введённых Китаем против сельхозпродукции, угля и древесины. Одновременно членство во ВРЭП - возможность для Австралии и Новой Зеландии противостоять навязыванию со стороны США и ЕС антикитайских санкций.

Остальные страны будут довольствоваться статусом сборочных площадок и экспортёров сырья и сельхозпродукции и местом сбыта продукции технологически более развитых членов.

США ведёт больше всего споров в рамках ВТО и чаще других нарушает положения о двусторонней торговле с самыми разными странами, вводя антидемпинговые пошлины и нетарифные меры регулирования, включая прямые запреты на экспорт или импорт. Поэтому отношение Америки к подобного рода объединениям весьма сложное. К примеру, переговоры по созданию Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) - преференциального торгового соглашения между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона велись с 2008 года и завершилось подписанием в 2016-м. Его целью было снижение тарифных барьеров и регулирование правил в странах-участницах в сфере финансов и инвестиций, сельского хозяйства, интеллектуальной собственности, трудового права, экологии и ряде других.

23 января 2017 года президент Дональд Трамп принял меры по окончательному выходу США из торгового соглашения Транстихоокеанского партнёрства.
© whitehouse.gov
23 января 2017 года президент Дональд Трамп принял меры по окончательному выходу США из торгового соглашения Транстихоокеанского партнёрства.

США захотели навязать участникам соглашения ряд кабальных условий, включая свои экологические стандарты, а также нормы по регулированию споров между государствами и крупными международными корпорациями. Это не прошло, и по инициативе Трампа Америка вышла из него в 2017 году. Мотив - защита внутреннего рынка. Дословно Трамп назвал ТТП «катастрофой для американских рабочих». Надо уточнить, что в ТТП не входил Китай.

Другой характерный пример настороженности США - прерванные переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнёрству (ТТИП) (англ. Transatlantic Trade and Investment Partnership), предполагающее соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и США. Переговоры по ТТИП активно шли в 2013-2016 годах и закончились ничем. Впрочем, из конкурентных соображений и с учётом возможной победы на выборах Байдена, эта тема вполне может стать актуальной.

Присоединятся ли к ВРЭП Россия и США?

ВРЭП является по своей сути объединением так называемых стран-фабрик,  импортирующих много сырья и экспортирующих готовые изделия (Япония, Южная Корея, Китай, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур), стран, желающих ими стать (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, Филиппины), и стран-экспортёров сырья (Австралия, Новая Зеландия, Бруней). Никто из них не ориентирован на развитие только внутреннего рынка и все они критически зависят от экспорта. В их товарных нишах царит жесточайшая конкуренция, выжить в которой можно только за счёт автоматизации производства и низких зарплат.

С учётом близкого соседства со многими странами ВРЭП Россия могла бы задуматься о членстве.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
С учётом близкого соседства со многими странами ВРЭП Россия могла бы задуматься о членстве.

С учётом близкого соседства со многими странами ВРЭП большого потенциала Сибири и Дальнего Востока Россия могла бы задуматься о членстве. Однако наша страна точно окажется вне этого соглашения по причине своего уникального экономического статуса. Мы являемся крупнейшим в мире экспортёром ресурсов, и значительная часть бюджета формируется за счёт вывозных и ввозных пошлин. У нас другие товарные группы экспорта и по многим из них мы являемся монополистами. Нам важно поддерживать цены на них на нужном уровне. Это делается за счёт вывозных пошлин. В свою очередь, ввозные пошлины защищают наш внутренний рынок от нежелательного импорта и стимулируют создание высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости на своей территории. Совершенно точно против ВРЭП выступил бы автопром, который активно локализует производства многих известных иностранных брендов. Важно и то, что импортозамещение в условиях санкций - это не только экономика, но и политика, причём и в военной сфере. Понятно, что сложившуюся структуру сложившихся отношений ломать нелогично, а преференции и вовсе не очевидны.

Если говорить о США, то вряд ли они присоединятся ко ВРЭП. Главное соображение такое же, как и в отношении ТТП и ТТИП, - защита внутреннего рынка. Резюмируя, можно утвердительно сказать, что создание ВРЭП - это построение многополярного мира в экономике и появление нового центра силы и принятия решений. Былой гегемон выдохся, имеет серьёзные проблемы с огромным долгом и внутриполитической нестабильностью. Кто-то должен заполнять этот вакуум.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама