«Черная весна» арабского мира
© flickr.com
После Туниса «арабская весна» перекинулась на Египет, Сирию, Ирак, Алжир и другие страны, пожирая их, как пламя пожирает сухую траву.

«Черная весна» арабского мира

Жертвоприношение отчаявшегося безработного из Туниса обернулось десятилетием войн, государственных переворотов и социальных потрясений. И поскольку жизнь на пространстве от Атлантического океана до Персидского залива лучше так и не стала, это была напрасная жертва. Возможно, даже ненужная
29 декабря 2020, 11:00
Реклама
«Черная весна» арабского мира
© flickr.com
После Туниса «арабская весна» перекинулась на Египет, Сирию, Ирак, Алжир и другие страны, пожирая их, как пламя пожирает сухую траву.
Читайте нас на: 

Двадцатисемилетний тунисец Сиди Буазиз был такой же маленький человек, как персонажи Чарли Чаплина. Не в смысле роста, а по судьбе: всё никак не мог выйти за пределы круга отчаяния - найти работу, чтобы прокормить семью, преодолеть нищету... Поэтому в один из декабрьских дней 2010 года перед мэрией родного городка он облил себя бензином и чиркнул спичкой...

Полыхнуло так, что опалило не только Тунис. За короткое время рвануло более чем в двух десятках стран от Атлантического океана до Персидского залива - на всём пространстве, где расположен современный арабский мир. Не случайно цепь госпереворотов, войн и прочих социальных потрясений, начало которым положила трагическая гибель скромного тунисца, получила название «арабская весна».

Со времён Второй мировой войны крупнее в мире ничего не происходило. Причем, по мнению Евгения Максимовича Примакова, «арабская весна» действительно началась стихийно и на первых порах развивалась спонтанно, это уже потом происходившие процессы сумели оседлать исламские экстремисты и западные «партнёры», прежде всего из США. И вот что ещё примечательно: «арабская весна» началась в не самые проблемные для арабского мира годы - нефть продавалась по довольно высокой цене, а экономический кризис в целом был уже пройден. Тот же Тунис при всём желании нельзя было отнести к совсем уж бедным странам - вроде Судана или Йемена. Помимо экспорта углеводородов и фосфатов, доходы приносил туризм, недаром наряду с Турцией страну называли всероссийской здравницей. Однако проблемы оставались и накапливались.

Совершивший самосожжение тунисец Сиди Буазиз. Его трагическая гибель стала началом массовых народных волнений в Тунисе, перешедших в революцию.
© axisoflogic.com
Совершивший самосожжение тунисец Сиди Буазиз. Его трагическая гибель стала началом массовых народных волнений в Тунисе, перешедших в революцию.

Основными причинами тунисского восстания - первой искры «арабской весны» стали недовольство низким уровнем жизни, высокой безработицей, отсутствием гражданских прав и свобод, а также коррупцией, в которой погрязли как правящие семьи, так и кланы, связанные с ведущими политиками. Причём ситуация обострялась ещё и отсутствием социальных лифтов для молодежи.

Это стало дополнительной причиной отъезда многих молодых тунисцев, в том числе имеющих высшее образование, на заработки в богатые арабские страны или запись в ряды «Аль-Каиды»* (террористическая организация, запрещённая в РФ), ИГИЛ*, которые предлагали специфическую «работу». Всего к джихадистам тогда примкнуло более 6 тысяч молодых тунисцев. Такие же проблемы с молодежью были в Египте и в других странах.

Беда в том, что многие арабские правители, «рулившие» своими странами по 30 и более лет, не были знакомы с трудами Льва Давыдовича Бронштейна, он же товарищ Троцкий, утверждавшим, что молодёжь является «барометром революции». А барометр этот всё чаще показывал надвигавшуюся на арабские страны бурю. И хотя под самый конец определённые меры предпринимались, создание новых рабочих мест в Тунисе, Египте и Алжире заметно отставало от темпов прироста населения. К тому же финансовые возможности этих стран были скромнее, чем, например, у саудовцев.

После шести безуспешных попыток успокоить население, президент Туниса Зин аль-Абидин Бен Али, который любил говорить, что он «правит страной железной рукой, затянутой в бархатную перчатку», бежал в Саудовскую Аравию вместе с домочадцами. Это произошло примерно через четыре недели после начала волнений. Трудно сказать, что им тогда руководило больше - желание побыстрее унести ноги, спасаясь от народного гнева, или стремление избавить страну от гражданской войны...

Президент Туниса Зин аль-Абидин Бен Али бежал в Саудовскую Аравию вместе с домочадцами.
© wikipedia.org
Президент Туниса Зин аль-Абидин Бен Али бежал в Саудовскую Аравию вместе с домочадцами.

После Туниса «арабская весна» перекинулась на Египет, Сирию, Ирак, Алжир и другие страны, пожирая их, как пламя пожирает сухую траву... Уже здесь к процессу подключились такие тёмные силы, как исламские экстремисты и образцовые западные демократии, вооружённые теорией управляемого хаоса. Они, как гиены добычу, рвали на куски ещё «живые» суверенные государства. В первую очередь досталось тем, на кого Запад и джихадисты давно точили зубы - Ливии, Сирии, Йемену.

В настоящее время расколотая надвое Ливия лежит в руинах, и несколько её самых лакомых кусков пытается проглотить Реджеп Эрдоган. Если бы не помощь Москвы, Сирия, скорее всего, повторила бы судьбу Джамахирии. По сути, утратил государственность и территориальную целостность Йемен, где продолжается гражданская война между сторонниками президента Гади, хуситами и силами Южного переходного совета, которых поддерживают внешние спонсоры в лице Саудовской Аравии, Ирана и ОАЭ.

По сути, Йемен утратил государственность и территориальную целостность.
© gdb.voanews.com
По сути, Йемен утратил государственность и территориальную целостность.

Причём сторонники силового насаждения демократических ценностей не жалеют никого, в том числе и близких союзников: американцы легко сдали своего многолетнего друга Хосни Мубарака, приговорённого к пожизненному заключению, и даже пальцем не пошевелили, чтобы облегчить его судьбу. При этом жёстко критиковали Абдель Фаттаха ас-Сиси, когда тот в ходе военного переворота сверг ставленника исламистов Мурси, намеревавшегося узурпировать всю полноту власти в интересах фундаменталистов. В результате Египет вернулся в свою историческую колею.

О том, что принесла «арабская весна» арабам, можно судить по опросам общественного мнения, которые провела компания YouGov по заказу британской газеты The Guardian в Ливии, Ираке, Йемене, Сирии, Египте, Тунисе, Алжире и Судане. Например, в Тунисе, где уровень безработицы по-прежнему колеблется у отметки 15%, почти 86% опрошенных считают, что уровень демократии в стране вырос, а 27% вполне довольны уровнем жизни. Но это касается именно Туниса - первой и, пожалуй, единственной страны, относительно благополучно пережившей «арабскую весну».

Совершенно по-другому оценивают результаты «арабской весны» в других странах. Так, 60% опрошенных ливийцев, 75% сирийцев и 73% йеменцев уверены, что ситуация в их странах сейчас намного хуже, чем была до 2011 года. В Египте и Алжире примерно по трети опрошенных полагают, что общая ситуация в их странах не изменилась, а вот в Йемене и Сирии 9 из 10 опрошенных вообще не надеются на лучшее будущее.

Что касается финансовых потерь, то, по подсчётам МВФ, арабские страны, попавшие под каток «арабской весны» с учётом несостоявшегося экономического роста потеряли 614 млрд долларов. Это по самым скромным подсчётам. А убитых и раненых вообще никто не считал.

---
* Террористическая организация, запрещённая в РФ.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама