Цитадель пришлось штурмовать ещё раз и ещё…

Штурм познаньской цитадели

75 лет назад 23 февраля советские войска после ожесточённых боёв взяли неприступную крепость и освободили польский город Познань
23 февраля 2020, 05:40
Реклама
Штурм познаньской цитадели
© pikabu.ru
Цитадель пришлось штурмовать ещё раз и ещё…
Читайте нас на: 

В сравнении со многими операциями войны 1941-1945 гг. штурм Познани остаётся относительно малоизвестной операцией. А между тем в анналы мировой военной истории это сражение вошло, как уникальное. Форт, построенный в середине XIX века на возвышенности Виняры недалеко от центра города, по всем канонам считался классической крепостью. Все его сооружения находились под трёхметровым слоем земли; там же были оборудованы огромные убежища, в которых мог разместиться достаточно большой по численности гарнизон.

Цитадель

В период Первой мировой войны, затем в 1939 году, и особенно в годы Великой Отечественной войны эти сооружения непрерывно совершенствовались и были дополнены наземными бронеколпаками. Форт имел развитую систему оборонительных сооружений внутри и вне города, а также мощную крепость Цитадель в своей северной части. С внешней стороны город опоясывали восемнадцать фортов, удалённых друг от друга на один-полтора километра. Внутри были четыре форта типа Цитадели, но меньших размеров. Сама же Цитадель - ядро крепости - находилась на удалении от внешних фортов на пять-восемь километров. В разрывах между фортами было свыше пятидесяти дотов и дзотов. Впереди фортов по всему внешнему обводу города проходил широкий противотанковый ров.

Познанская крепость считалась неприступной не без оснований: за всю историю её существования никому не удавалось ею овладеть. И этот супер-укрепрайон бойцы 8-й гвардейской армии под командованием генерал-полковника Василия Чуйкова взяли менее, чем за месяц. Именно за эту операцию наш легендарный командарм был удостоен второй Золотой Звезды Героя. 

Цитата

«До Познани, сколь мощными не были бы укрепления противника, они не могли называться крепостями. В Познани наша армия впервые встретилась с крепостными фортами, которые в те годы можно было причислить к крупнейшим фортификационным сооружениям Европы… Первые бои на польской земле не шли ни в какое сравнение с той задачей, которую нам предстояло решать в Познани. С одной стороны, мощнейшие оборонительные сооружения, с другой - отчаяние людей, обречённых на смерть... Для них смерть - при любом исходе битвы... Каждый из защитников крепости знал, что если он поднимет руки - гитлеровцы в глубоком тылу уничтожат его семью».

Из книги маршала Советского Союза В.И. Чуйкова «Конец третьего рейха»

Единственно верное решение - разгромить

У сегодняшнего читателя, знающего насколько победоносно наша армия продвигалась к фашистскому логову зимой 1945-го, наверняка может возникнуть вопрос: в чём заключался смысл обязательного взятия Познанской крепости? Её достаточно было окружить кольцом и держать осаду ровно столько, на сколько бы хватило запасов продовольствия у защитников форта Виняры.

Однако у командования 8-й армии, особенно после того как попытка с ходу овладеть Познанью не увенчалась успехом, было другое мнение. По данным разведки в «подземном» гарнизоне противника сосредоточилось порядка 60 тысяч человек. Там же находилось много складов с вооружением, различными боеприпасами и продовольствием, что позволило бы гитлеровцам вести длительные бои в условиях полного окружения.

Оставлять крепость и такое количество вражеских сил без мощной блокировки было нельзя: они могли вырваться и нанести удар в тыл наступающим частям. Плюс к этому - Познань являлась крупным узлом железных и шоссейных дорог. И контроль над этим узлом был крайне необходим. Во-первых, чтобы обеспечить подвоз боеприпасов и горючего для всех войск фронта, а во-вторых, город играл роль стратегического пункта, открывавшего операционные направления на Берлин. Длительная осада крепости потребовала бы отвлечения большого количества сил, чего генерал Чуйков позволить не мог. Поэтому единственно верным решением было - разгромить этот оборонительный район.

Цитадель с высоты птичьего полета.
© polomedia.ru
Цитадель с высоты птичьего полета.

«Я, генерал Чуйков, предлагаю вам немедленно сложить оружие»

Фашистской группировкой командовал полковник Коннель, который прибыл в крепость в январе 1945-го. Ему тут же присвоили звание генерала, и он должен был этот «аванс» отработать. Помогал ему в этом бывший комендант гарнизона генерал-майор полиции Маттерн, отстранённый от должности за неимением боевого опыта. Ставка Гитлера придавала большое значение удержанию Познани, и, исполняя волю фюрера, командование гарнизона решило удерживать город до последнего солдата.

Ожесточённая кровопролитная борьба за крепость и за каждую огневую точку на подступах к ней началась 26 января штурмом с трёх сторон. Один выход был оставлен намеренно в надежде, что противник воспользуется им и покинет крепость. Но эти расчёты не оправдались: враг не собирался никуда уходить, и стало понятно, что драться за Познань придётся долго. Через день операцию по взятию крепости повторили. Кроме четырёх дивизий и средств усиления 8-й гвардейской армии, участие в штурме приняли дополнительно две дивизии, переданные из 69-й армии.

Карта расположения подразделений.
© Фото из открытых источников
Карта расположения подразделений.

Цитата

«Чтобы избежать лишних потерь, гитлеровцам был предъявлен ультиматум следующего содержания: город Познань окружён, и для вас нет выхода из него. Я, генерал Чуйков, предлагаю вам немедленно сложить оружие и сдаться в плен. Я гарантирую вам жизнь и возвращение на родину после войны. В противном случае вы будете уничтожены и по вашей вине вместе с вами погибнут многие жители Познани. Поднимите белые флаги и смело идите в направлении наших войск».

Из книги В.И. Чуйкова «Конец третьего рейха»

Белых флагов никто не увидел, противника пришлось убеждать силой оружия. Артиллерия и авиация нашей армии наносили удары исключительно по крепостным сооружениям (городские строения старались не трогать). Танки действовали вместе со стрелковыми подразделениями. Снарядов из захваченных трофейных запасов было более чем достаточно, поэтому их не жалели. За две недели штурма все наземные сооружения форта были сметены с лица земли, повсюду лежали тела убитых фашистов, многие сдались в плен. Наиболее рьяные защитники (не менее 12 тысяч солдат и офицеров во главе с обоими комендантами) отступили в подземные казематы Цитадели. При этом осаждённые крепостные части сопротивлялись с отчаянием обречённых.

И тому было объяснение. Точнее - приказ Гитлера, который распространялся на все воинские части Третьего рейха, оборонявшие города на территории Польши и Восточной Пруссии. Личному составу войск под роспись был доведён приказ о том, что «каждый бункер, квартал города и деревня должны превратиться в крепость, у которой противник либо истечёт кровью, либо гарнизон этой крепости в рукопашном бою погибнет под её развалинами…». Для укрепления дисциплины и вселения всеобщего страха в армии с особой жестокостью выполнялась директива Гитлера о смертной казни «с безотлагательным приведением в исполнение смертных приговоров перед строем».

Считавшиеся неприступными стены цитадели
© pikabu.ru
Считавшиеся неприступными стены цитадели

Они предпочитали убивать своих 

Как эта директива претворялась в жизнь, генерал Чуйков, которому в те дни исполнилось 45 лет, наблюдал воочию.   

Цитата

«Мы были свидетелями, как нацисты расправлялись с теми, кто пытался внять разуму… Со мной были командир корпуса генерал Шеменков и мой заместитель генерал-лейтенант Духанов. Мы увидели, как на внутреннем валу крепости за рвом появилась большая группа немцев с белыми флагами. Бросая оружие, они показывали, что сдаются в плен. Разобравшись в чём дело, наши войска прекратили огонь. И тут мы заметили, как группа немецких солдат, стоящая на валу, начала редеть. Немцы падали и скатывались в ров... Вскоре весь вал опустел… Солдат, пожелавших сдаться в плен, расстреляли из бойниц казематов свои же».

Из книги В.И. Чуйкова «Конец третьего рейха»

По данным разведки, гарнизон, засевший в Цитадели, имел запасы воды, продовольствия и медикаментов на полтора-два месяца. Частые атаки форта могли принести лишние жертвы. Поэтому было решено дать войскам передышку, подвезти боеприпасы для артиллерии и авиации, поставить артиллерию и тяжёлые танки на прямую наводку по бойницам. Общий штурм, который стал решающим, был назначен на 18 февраля.

Эта задача возлагалась на две стрелковые дивизии, усиленные штурмовой бригадой и громадным количеством артиллерии. На участке прорыва шириной в один километр было собрано около 300 орудий и миномётов, включая «Катюши» и самоходки. Мощь последних укреплений крепости оказалась такой, что даже после трёхчасового непрерывного обстрела внутри оставались целыми и люди, и огневые средства. Цитадель пришлось штурмовать ещё раз и ещё…

Цитадель пришлось штурмовать ещё раз и ещё…
© pikabu.ru
Цитадель пришлось штурмовать ещё раз и ещё…

В ночь на 23 февраля через ров, отделявший крепостной вал, наши бойцы смогли перекинуть аппарель, по которой в крепость пошли тяжёлые танки. По этой же платформе удалось втянуть и несколько гаубиц Б-4, и они под прикрытием дымовой завесы стали бить 100-киллограммовыми снарядами прямой наводкой по всему, что шевелилось и оказывало сопротивление. К четырём часам утра всё было кончено. Оставшиеся в живых фашисты, наплевав на приказы и директивы Гитлера, начали сдаваться в плен толпами. Всего за время боёв при штурме Познани было пленено 23,5 тыс. солдат и офицеров. В числе последних оказался и генерал Маттерн со своим штабом. Новоявленный комендант Гонелл, фанатично преданный фюреру, покончил с собой.

Цифры

8-я гвардейская армия за взятие познанской крепости заплатила почти пятью тысячами жизней своих солдат и офицеров. Третий рейх потерял в той бойне не менее 35 тысяч военнослужащих.

После павшей Познани был открыт почти прямой путь на столицу Германии. Впереди 8-ю армию ждал прорыв гитлеровских позиций на Зееловских высотах и штурм Берлина.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама