Военное руководство США делает ставку на гиперзвуковые, ядерные и космические комплексы вооружения.

Вадим Козюлин: «Перехват американцами баллистической ракеты противника противоракетой напоминает попытку отбить пулю другой пулей»

Грандиозные планы Пентагона создать адекватный ответ российским «Авангардам» так и остались в светлых умах американских генералов. Гиперзвуковые ракеты двадцать первого века из-за их невероятной скорости и мощи не возможно ни увидеть, ни почувствовать, ни отстрелить
04 февраля 2020, 11:11
Реклама
Вадим Козюлин: «Перехват американцами баллистической ракеты противника противоракетой напоминает попытку отбить пулю другой пулей»
© raytheon.com
Военное руководство США делает ставку на гиперзвуковые, ядерные и космические комплексы вооружения.
Читайте нас на: 

Работы по созданию гиперзвукового оружия в США начались ещё в начале 2000-х. Однако к активной фазе они перешли лишь в 2018 году. Об этом стало известно, когда Пентагон начал передавать многомиллионные контракты на разработку дальнобойного гиперзвукового вооружения. В проекте участвовали крупнейшие американские оружейные корпорации, но фаворитом стала компания Lockheed Martin, которая известна как основной поставщик воздушного вооружения для армии США. Именно эта корпорация разработала основные истребители ВВС США - F-16, F-22, F-35. Да и с ракетами «Мартины» работали. Именно поэтому LM стала очевидным кандидатом на роль создателя американского гиперзвука. В апреле 2018 года счёт компании пополнился на 4,3 миллиарда долларов. Часть этих денег, а именно 928 миллионов, выделены именно на программу создания наступательного гиперзвукового оружия. Сумма внушительная, да и сроки огромные - своё творение «Мартины» должны представить лишь в 2023 году.

Вадим Козюлин, директор проекта по новым технологиям и международной безопасности (НТ и МБ) ПИР-Центра: «США к проблеме создания гиперзвуковой ракеты подходят несколько иначе, чем в России»

- Американские конструкторы преуменьшают свои достижения в надежде получить дополнительное финансирование на свои проекты. Тем не менее у США существует большое количество пилотируемых гиперзвуковых аппаратов, например X-15 или самолёт разведки SR-71, беспилотные гиперзвуковые аппараты, а также гиперзвуковые двигатели.

Директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-Центра Вадим Козюлин.
© Данил Илюхин, urfu.ru
Директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-Центра Вадим Козюлин.

В США к проблеме создания гиперзвуковой ракеты подходят несколько иначе, чем в России. Дело в том, что российские ракеты, прежде чем активировать гиперзвуковые двигатели, разгоняются обычной ракетной ступенью до скорости около 3 Махов, а уже на высоте начинается переход на гиперзвук. Американцы же намерены создать такую ракету, которая не будет требовать дополнительного разгона.

Также, по аналогии с «шаттлами», возлагаются большие надежды на создание многоразовой системы. Это невероятно сложные технологии, но они лишены недостатков, свойственных обычным ракетам. Первые наработки таких двигателей уже существуют, например двигатель SABRE. И это лишь один их немногих проектов, которые ведёт Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). На основе SABRE скорее всего и будет создан американский аналог «Авангарда».

И судя по заявлениям представителей Пентагона, они не собираются ускорять производство в свете появления российских и китайских ракет. Тем не менее гиперзвук для Пентагона является одной из приоритетных областей, наравне с космическим вооружением. Так, министр армии США Райан Маккарти с гордостью заявил о том, что гиперзвуковые ракеты - оружие будущего, а их появление изменит облик мира. Правда, ракеты уже появились и уже изменили мир.

«Гиперзвуковые ракеты это "першинги" двадцать первого века. Из-за невероятной скорости и мощи вы ничего не сможете с ней сделать - ни увидеть, ни почувствовать, ни отстрелить. Человеческая реакция не способна на это. Потому что эта ракета достигнет своей цели через пару минут», - сообщил Маккарти.

Также задержку в освоении гиперзвука многие пытаются оправдать тем, что для США эта область не является приоритетной. Вспомним вышеупомянутые 4,3 миллиарда долларов, выделенные Lockheed Martin. На гиперзвук выделена лишь малая часть этой суммы, в то время как остальные миллиарды выделены на производство военных спутников.

Гиперзвуковая неядерная крылатая ракета авиационного базирования от Lockheed Martin.
© lockheedmartinjobs.com
Гиперзвуковая неядерная крылатая ракета авиационного базирования от Lockheed Martin.

 

В конце января 2020 год представители Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США DARPA признали уязвимость США перед «Авангардами» и приступили к поиску средств противодействия. Для этого был инициирован проект «Глайд Брейкер». Задачей этого проекта является разработка такой системы противоракетной обороны, которая смогла бы засечь и уничтожить сверхбыстрый снаряд, летящий в верхних слоях атмосферы. Судя по всему, на систему возлагаются большие надежды, так как сотрудники DARPA вызвались разрабатывать её в кратчайшие сроки - первые тесты должны быть проведены уже в 2020 году. Известно, что на программу выделено 13 миллионов долларов, что по меркам американского военного бюджета сумма сравнительно небольшая.

Это признают и сами американцы. По словам представителей DARPA, непредсказуемость полёта «Авангарда» и возможность его маневрирования делают задачу создания эффективной системы защиты невероятно сложной.

«Перехват баллистической ракеты противника противоракетой напоминает попытку отбить пулю другой пулей. А теперь представьте, что вражеская пуля умеет уворачиваться. Манёвренность гиперзвуковой ракеты - самая большая проблема для противоракетчиков. Предсказать полёт и спланировать перехват невероятно сложно. Также проблемы создаёт и высота полёта. Для атмосферных перехватчиков «Авангард» летит слишком высоко, а для радаров - слишком низко», - сообщил Джордж Накузи, инженер корпорации RAND, для издания The National Interest.

Джеймс Эктон, эксперт по вопросам контроля вооружений Фонда Карнеги за международный мир, высказал предположение, что только противоракетный комплекс THAAD обладает возможностью сбить гиперзвуковую ракету. Однако Эктон не гарантирует стопроцентной эффективности и отмечает высокую стоимость данного комплекса, из-за которой невозможно создать такое количество комплексов THAAD, которое сможет контролировать всё воздушное пространство США.

Эксперт по вопросам контроля вооружений Фонда Карнеги за международный мир Джеймс Эктон.
© wikimedia.org
Эксперт по вопросам контроля вооружений Фонда Карнеги за международный мир Джеймс Эктон.

По мнению Вадима Козюлина, существует два пути развития противоракетной защиты США:

- В первую очередь рассматривается возможность перехвата ракеты на стадии разгона, когда она только выводится на нужную высоту и имеет небольшую скорость. В этот момент «Авангард» наиболее уязвим, так как его передвижение в пространстве ничем не отличается от баллистической ракеты. Однако этот способ требует от американцев наличия такой противоракетной системы, которая способна действовать на сверхдальних дистанциях. Именно поэтому отмечается возможности системы THAAD, которая показала неплохие результаты в противостоянии баллистическим ракетам, находящимся на большом расстоянии.

Второй вариант, к которому могут прибегнуть американцы - разработать систему, которая будет уничтожать ракеты на последних этапах её полёта. Несмотря на то, что «Авангард» может маневрировать, нужно учитывать тот факт, что её окружает плазменный кокон, образующийся из-за трения об атмосферные слои. Этот высокотемпературный кокон отчётливо виден, на него вполне возможно навести ракету с инфракрасным наведением. В теории это ничем не отличается от отражения любой другой ракеты, но приходится считаться с повышенными скоростями. Следовательно, система перехвата должна действовать невероятно быстро.

Несмотря на недостаток информации о проекте «Глайд Брейкер», можно сделать предположение о том, как будет выглядеть такая система защиты. Возможно, противоракета будет создана на основе проверенной американской ракеты «Хеллфайр», на которой установлена головка инфракрасного наведения. Данная ракета работает на сравнительно короткие дистанции, но всё же достаточно эффективна при обороне небольших территорий, на которых расположены важные объекты армии США. Также в распоряжении ПРО США существуют ракеты, способные разгоняться до 15 Махов. Их вполне возможно использовать для отражения гиперзвуковой атаки. 

Система THAAD.
© lockheedmartin.com
Система THAAD.

У России и США существенно отличаются способы отражения ракет. Российские ПРО, такие как «Тор», выпускают пучок направленных поражающих элементов, разгружающих ракету противника. Американцы же используют ракету как своеобразный снаряд, который своей кинетической энергией «выталкивает» ракету противника - тот самый способ «пуля в пулю». Это два абсолютно разных подхода. Трудно однозначно сказать, чей способ отражать ракеты, российский или американский, лучше.

Выделенных 13 миллионов долларов хватит лишь на проведение исследовательской работы - для подобных проектов это ничтожная сумма. В течение ближайшего времени будет проведена теоретическая работа, определятся наиболее эффективные способы противодействия ракетам. После этого будет проведено научное исследование, затем разработка и опытно-конструкторские тесты. Всё это потребует времени и денег. Так что заявление DARPA о том, что они проведут тесты в этом году, звучит крайне оптимистично. Единственный способ уложиться в заявленные сроки - создать ПРО на основе уже существующих образцов. Такой исход вполне возможен, учитывая огромные вложения американцев в ПРО и наработанную техническую базу. Но если американцы действительно создадут в течение года способ защититься от «Авангарада», это станет невероятным техническим достижением и потребует от американцев титанических усилий.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама