«Прекрасный полк» художника Сафиулина
Он сам позвонил в редакцию и, представившись художником, без обиняков и прелюдий, предложил нам подарок.
- Какой ещё подарок? И почему именно нам? Вы знаете, куда звоните?
- Ну, вы же - военная редакция. А у меня 95 портретов женщин Героев Советского Союза, подавляющее большинство из которых получили это звание за военные подвиги. Если вам не нужны, помогите куда-нибудь их пристроить. Но это разговор - не телефонный…
Не встретиться после таких слов, мы просто не могли. Асар Нуруллович Сафиулин, почётный член Российской академии художеств, ровесник Победы (родился 30 января 1945 года).
- Откуда у вас такое количество портретов?
- Это мои работы, и они все у меня с собой.
Он включил планшет и стал показывать своё «богатство», попутно поясняя, что такое монохромная живопись (произведения, написанные при помощи одного цвета. - Авт.) и почему он писал портреты на холсте, используя только чёрное или серое масло.
- А для кого, или для чего вообще вы их писали?
- Хотел таким образом приобщиться к 75-летию Великой Победы. Дело в том, что этот юбилей для меня двойной праздник, поскольку мы с ним одногодки: я родился в победном 1945-м. А натолкнул меня на эту мысль - хотите верьте, хотите нет, - Владимир Владимирович Путин. В июле прошлого года, когда вышел президентский Указ об объявлении 2020 года у нас в стране годом памяти и славы, он сказал, что каждый гражданин в меру своих сил и возможностей может внести свой вклад в подготовку к этому праздник. Ну а поскольку, кроме того, как держать кисть в руках, сегодня я почти ничем другим не занимаюсь, я и решил свои мысли, впечатления и переживания о войне перенести на холст.
- Почему вы решили писать именно женские портреты?
- Хороший вопрос. Я пришёл к этому совершенно случайно даже для себя. Когда стал листать книги и проспекты на военную тематику, подыскивая подходящую тему, натолкнулся на рассказ про Наталью Ковшову - уроженку Башкирии (в этой республике родились и мои родители), которая была во время войны снайпером. На личном счету Натальи около двухсот истреблённых гитлеровских солдат и офицеров. Погибла она, взорвав себя гранатой вместе с окружившими фашистами, которые намеревались захватить её в плен. Посмертно Ковшовой присвоили звание Героя Советского Союза. Меня потрясла история этой 22-летней девушки, и я непременно решил написать её портрет. Одновременно заинтересовался: а сколько вообще у нас в стране было женщин-Героев. Оказалось - ровно 95.
Справка
Советские женщины внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом. Более шестисот тысяч представительниц прекрасного пола сражались на фронте наравне с мужчинами. Каждая из них несёт удивительную историю о мужестве и подвиге.
Всего за подвиг, совершённый в Великую Отечественную войну, 93 женщины стали героями Советского Союза, более половины - посмертно.
Послевоенное время подарило миру ещё два женских имени среди героев СССР: Валентина Терешкова - первая женщина, покорившая космос, и Светлана Савицкая, ставшая первой женщиной, которая дважды выходила в открытый космос.
В последнее время у нас стали больше говорить о патриотизме и о том, что это российская национальная объединяющая идея. Абсолютно согласен. И вместе с тем убеждён, что женщины-Герои - лучший пример патриотизма. Представляете, какой нужно быть целеустремлённой, сильной духом и убеждённой в своей правоте, чтобы не только героически воевать, но и не задумываясь отдать свою жизнь. Даже многим самым здоровым мужикам подобное не под силу.
- А где вы брали первоисточники? Не из головы же выдумывали их образы?
- Везде, где мог: в интернете, в библиотеках, в различных музеях. И знаете, что меня поразило и вместе с тем подтвердило правильность выбранной темы. Оказывается, и современная молодёжь, и даже люди очень средних лет не знают про женщин-Героев абсолютно ни-че-го. Многие даже затрудняются сказать, кто такая Зоя Космодемьянская, не говоря уже о других менее известных, но не менее отважных женщинах…
- Извините, а сколько времени у вас ушло, чтобы написать все портреты?
- Почти восемь месяцев, - Асар Нуруллович ответил так просто, будто речь шла о коллекционировании спичечных этикеток. - Работать, правда, пришлось без выходных и праздников по шесть, а иногда и по восемь часов в день, но у меня была «реперная точка» - 9 Мая. Не успеть к этой дате я не имел права. Когда начал понимать, что успеваю, стал терзаться мыслью, куда эти работы пристроить. Не в переходе же метро с ними стоять… Посоветовался со своим старинным другом, который работает в Госдуме РФ помощником депутата, и он пообещал что-нибудь придумать.
И всё получилось как нельзя лучше. Огромное спасибо за это заместителю председателя комитета по делам национальностей депутату Руслану Ибрагимовичу Бальбеку, который организовал выставку моих работ в здании Госдумы на Охотном ряду. Она называлась «Женщины в Великой Отечественной войне», была посвящена 75-летнему юбилею Великой Победы и приурочена к 8 марта. На открытии выставки было много депутатов, несколько журналистов, и я тогда сказал, что это неправильно, когда мы - нынешнее поколение - о лучших дочерях своей страны вспоминаем всего два раза в год: в канун 8 Марта и 9 Мая. И выразил своё мнение, что было бы очень здорово, если б в Москве можно было создать постоянно действующую портретную женскую художественную галерею, посвящённую женщинам-Героям. Тем более что ничего подобного у нас в России нет.
Присутствовавшие депутаты меня поддержали и сказали, что обязательно помогут, подсказали, что мне следует обратиться с письмом-просьбой на имя Сергея Собянина. Окрылённый вниманием и моральной поддержкой, я написал целых два таких письма: мэру Москвы и Президенту России. При этом я многого не просил: вполне хватит три сотни квадратных метров в отдельном помещении, или на базе какого-нибудь действующего музея аналогичной тематики. Я также указал, что на обустройство помещения под художественную галерею готов потратить значительную часть собственных средств…
- Что вам ответили?
- К сожалению, ничего. Возможно, помешал и продолжает мешать этот дурацкий коронавирус; возможно, мои письма просто затерялись где-то в чиновничьих кабинетах, но факт остаётся фактом.
- И где сейчас эти портреты?
- Часть из них у меня в мастерской, часть - в Музее военной формы Российского военно-исторического общества. Но, я не сомневаюсь, что совсем скоро меня попросят их оттуда забрать. Это будет вполне закономерно, потому как портреты - не по профилю музея. И что мне потом с ними делать?