В-1В Lancer отрабатывает запуск ракеты AGM-158C LRASM.

Пентагон отрабатывает тактику «непрогнозируемого удара» по России и Китаю

Концепция «динамичного применения сил», предполагающая масштабное по размаху упреждающее использование военного потенциала - одна из ключевых позиций новой Стратегии национальной обороны США
Реклама
Пентагон отрабатывает тактику «непрогнозируемого удара» по России и Китаю
© af.mil
В-1В Lancer отрабатывает запуск ракеты AGM-158C LRASM.
Читайте нас на: 

В рамках новой парадигмы «соперничества великих держав» США предпринимают активные усилия, чтобы переориентировать свою военную машину с полицейских функций на противостояние державам, равным по военной мощи. Одно из наиболее важных направлений при этом - радикальное изменение процессов боевой подготовки и несения боевого дежурства для всех видов и родов войск ВС США. Отныне они будут проводиться в соответствии с концепцией «динамичного применения сил», основной принцип которой - «стратегическая предсказуемость, но тактическая неопределённость».

Генерал «Хаос» и его наследство

Концепция «динамичного применения сил» - одна из ключевых составляющих новой Стратегии национальной обороны США, утверждённой в начале 2018 года. «Динамичное применение сил будет приоритетным направлением поддержания потенциала и способности ведения крупномасштабных боевых действий, обеспечивая при этом возможности для упреждающего и масштабируемого по размаху использования объединённых сил, - подчёркивается в стратегии. - Концепция "динамичного применения сил" позволит более гибко использовать боеготовые силы для активного формирования стратегической обстановки, сохраняя при этом их способность реагировать на непредвиденные обстоятельства и вести длительные боевые действия».

Инициатором разработки и внедрения концепции «динамичного применения сил» был министр обороны Джеймс Мэттис.
© nato.int
Инициатором разработки и внедрения концепции «динамичного применения сил» был министр обороны Джеймс Мэттис.

Инициатором разработки и внедрения этой концепции был министр обороны Джеймс Мэттис. Отставной генерал морской пехоты, имеющий богатый боевой опыт и получивший среди прочего прозвище «Хаос» (это его позывной на войне в Ираке), считал необходимым придать деятельности ВС США стратегически предсказуемый, но в то же время более гибкий и плохо прогнозируемый с оперативно-тактической точки зрения характер.

Проще говоря, другие страны, с одной стороны, должны понимать, какую политику проводит Вашингтон, чтобы не пугаться понапрасну «мощного боевого кулака Америки», а с другой стороны, оставаться в состоянии полной неопределённости, чем в текущий момент занимается Пентагон, а также - где и в каком количестве несут боевое дежурство его силы. Фактически речь идет о создании своеобразного «оперативно-тактического хаоса» для потенциальных недругов Америки, лишающего их возможности подготовиться  к тем или иным операциям американских вооружённых сил.

В качестве примера можно привести случай с выходом на боевое дежурство авианосной ударной группы (АУГ) во главе с атомным многоцелевым авианосцем (АВМА) «Дуайт Эйзенхауэр» в феврале. Если прежде отправка АУГ в очередную «полукругосветку» масштабно освещалась в американских СМИ, то на этот раз она просто исчезла…

Выход на боевое дежурство авианосной ударной группы (АУГ) во главе с атомным многоцелевым авианосцем (АВМА) «Дуайт Эйзенхауэр».
© navy.mil
Выход на боевое дежурство авианосной ударной группы (АУГ) во главе с атомным многоцелевым авианосцем (АВМА) «Дуайт Эйзенхауэр».

Первоначально авианосец, два крейсера УРО и три эсминца УРО вышли в море для отработки задач комплексного тренировочного учения, которое обязательно предшествует каждому выходу АУГ на боевую службу. Потом корабли обычно возвращаются в базу и уже под фанфары и слезы провожающих торжественно уходят собственно на многомесячную боевую службу. Однако на этот раз АУГ не вернулась, а сразу же рванула в океан. О том, что авианосная группа ушла на боевое дежурство, стало известно лишь несколько дней спустя.

Что интересно, авианосец вышел в море почти без авиации - самолёты и вертолёты перелетели на него позже с берега. Вылет их также легендировался «рутинными учениями», после чего они тоже «пропали», вызвав беспокойство у ничего не подозревавших родственников пилотов.

Концепцию «динамичного применения сил» Американский флот внедряет с 2018 года, неуклонно наращивая масштаб мероприятий. В том же году АВМА «Гарри Трумэн», не успев вернутся из Средиземки, тут же отправился на защиту «интересов Америки» в Северную Атлантику и Арктику. Причём заход американской АУГ в воды за Полярным кругом стал первым случаем после окончания холодной войны.

«Стратегия национальной обороны ясно указывает на то, что мы должны быть непредсказуемы с оперативной точки зрения для наших долгосрочных стратегических противников, сохраняя при этом наши обязательства перед нашими союзниками и партнёрами», - отметил в этой связи глава Объединённого командования ВС НАТО в Неаполе адмирал Джеймс Фогго III.

Глава Объединённого командования ВС НАТО в Неаполе адмирал Джеймс Фогго III.
© nato.int
Глава Объединённого командования ВС НАТО в Неаполе адмирал Джеймс Фогго III.

Сегодня американские военные говорят, что отныне именно так и будут действовать ВС США - непредсказуемо и незаметно для противника. Такое впечатление, будто американские генералы и адмиралы не знают о наличии спутников-разведчиков у держав, с которыми Вашингтон соперничает на мировой арене... Либо знают, но предпочитают из корыстных (стратегию надо оплачивать!) и рекламных целей водить за нос своих политиков и обывателей, рассказывая им «сказки» о непредсказуемости действий своей армады. Впрочем, определённую сложность потенциальным противникам Пентагон такими новациями всё же создал: отныне разведкам России и Китая придётся прилагать больше усилий, чтобы оперативно отслеживать все перемещения многочисленных американских «джи-ай».

«Динамичные» бомбардировщики у границ России

Как мы знаем, генерала Мэттиса президент Трамп уже давно отправил в отставку, но дело его, похоже, живёт и даже процветает: виды и рода войск (сил) ВС США постепенно разрабатывают и внедряют на практике свои собственные мини-концепции стратегически предсказуемого и оперативно-тактически неопределённого применения сил и средств. В частности, командование Военно-воздушных сил (ВВС) США разработало концепцию применения бомбардировочной авиации, получившей наименование «динамичное применение сил» (Dynamic Force Employment concept), и в апреле 2020 года пришла на смену  концепции «постоянного присутствия бомбардировщиков» (Continuous Bomber Presence concept), которая на протяжении довольно длительного времени - начиная с 2004 года - применялась в ВВС США.

Суть в следующем. Если прежде стратегические бомбардировщики В-1В, В-52Н и В-2А на ротационной основе, сменяясь через несколько месяцев, несли боевое дежурство на специально назначенных для этих целей авиабазах ВВС США, а также на авиабазах ряда союзников, совершая оттуда плановые вылеты на патрулирование, то теперь никакого графика дежурств нет: отныне бомбардировщики как бы случайным образом выполняют полёты в разные уголки планеты, где у Белого дома имеются «национальные интересы».

Причём полёты эти зачастую длятся по нескольку суток (с промежуточными посадками), на протяжении которых «Ланцеты», «Стратофортрессы» и «Спириты» вполне могут совершать даже кругосветные турне. Однако никакой «случайности» в выборе маршрутов на самом деле нет - такие мероприятия разрабатываются в недрах Пентагона самым тщательным образом, но просто до широкого круга военных, пока не наступит час икс, их содержание не доводится.

В апреле два В-1В Lancer, взлетев с авиабазы Эллсворт в Южной Дакоте и прибыв в район Японии, приняли там участие в совместных учениях.
© af.mil
В апреле два В-1В Lancer, взлетев с авиабазы Эллсворт в Южной Дакоте и прибыв в район Японии, приняли там участие в совместных учениях.

Именно в рамках отработки концепции «динамичного применения сил» бомбардировщики В-1В и В-52Н недавно осуществили наделавшие столько шума полёты вблизи побережья России и Китая. А в апреле два В-1В, взлетев с авиабазы Эллсворт в Южной Дакоте и прибыв в район Японии, приняли там участие в совместных учениях. Правда, тогда они близко к побережью РФ или КНР не подходили. Но в следующем месяце пара В-1В совершила длительный перелёт на патрулирование в районе Западной и Восточной Европы, после чего самолёты вошли в воздушное пространство над Чёрным морем, где в сопровождении украинских истребителей отработали подготовку к боевому применению ракет AGM-158C LRASM, которые на Западе окрестили «новейшими убийцами кораблей».

Другая пара В-1В, вылетев с авиабазы на Гуаме, совершила 29-часовое патрулирование, в ходе которого засветились у дальневосточного побережья России и берегов Китая. Зайдя с северного направления, самолёты, которые шли в «тёмном» режиме - не отвечая на запросы наземных служб организации воздушного движения, «проутюжили» воздушное пространство в непосредственной близости от Камчатки, где, как известно, сосредоточено ударное ядро подводных сил Тихоокеанского флота, включая стратегические подводные ракетоносцы. Побывали американские сверхзвуковые «Ланцеты» и над Охотским морем.

«Эти миссии демонстрируют нашу способность держать на прицеле любую цель, причём в любое время и в любом месте, - подчеркнул подполковник Райан Столсворт, командир 9-й экспедиционной бомбардировочной эскадрильи. - Учебная ценность этих боевых вылетов незаменима. Наша группа провела крупные учения в районе Аляски с истребителями ВВС США, мы провели несколько учебных мероприятий в рамках отработки задач по действию из районов вне зоны поражения ПВО противника, а по пути ещё и взаимодействовали с американскими ВМС. С точки зрения поддержания боеготовности, трудно придумать более ценный тренировочный вылет».

Словно в подтверждение этих слов в середине июня бомбардировщики-«невидимки» В-2А совершили вылет на патрулирование в район Норвежского моря, а 19 июня пара «стратегов»-ветеранов В-52Н, приписанных к авиабазе Барксдейл (штат Луизиана), в рамках своего турне завернула «на огонёк» в район Курил и вошла в воздушное пространство над Охотским морем (выключив свои ответчики). Российская пресса подняла тревогу: дескать, «Стратофортрессы» вторглись в воздушное пространство над внутренним морем России… А российское Минобороны отделалось вроде бы рутинным сообщением: «своевременно обнаружили и взяли на сопровождение».

19 июня пара В-52Н в рамках своего турне завернула «на огонёк» в район Курил и вошла в воздушное пространство над Охотским морем.
© af.mil
19 июня пара В-52Н в рамках своего турне завернула «на огонёк» в район Курил и вошла в воздушное пространство над Охотским морем.

Дело в том, что Охотское море не внутреннее, а окраинное, т.е. не ограничено со всех сторон сушей, а только цепью островов. И вся его акватория не является внутренними водами РФ, а воздушное пространство над большей его частью - нейтральное, свободное для полётов любых летательных аппаратов. При соблюдении полагающихся правил, естественно. К тому же пару американских В-52Н российские военные не только отслеживали при помощи радаров, но и выслали им навстречу истребители Су-30, Су-35 и МиГ-31. Если бы американцы попытались что-то там нарушить или просто «косо взглянуть» в сторону РФ, их летающие «паровозы» мгновенно превратились бы в пылающие факелы…

Поэтому никакого «вторжения» не было, зато было другое - самое главное, что большинство российских СМИ, освещавших это воздушное событие, на мой взгляд, упустили.

Суть в том, что полёт В-52Н над Охотским морем это не только отработка концепции «динамичного применения силы», но и отработка приёмов боевого применения новых видов управляемого ракетного оружия ВС США. И в совокупности упомянутая концепция вместе с новым оружием представляют серьёзную потенциальную угрозу для флотов России и Китая.

С этим надо считаться: они делают свою работу, а мы должны делать свою.

Убийца кораблей

Мне уже доводилось отмечать, что в рамках организации противодействия флотам России и Китая (особенно в целях уничтожения надводных кораблей - носителей дальнобойных противокорабельных и крылатых ракет, включая и гиперзвуковые), американцы в достаточно сжатые сроки разработали новую малозаметную противокорабельную ракету AGM-158C LRASM (Long-Range Anti-Ship Missile, с англ. - «противокорабельная ракета большой дальности»). Она создана на базе крылатой ракеты воздушного базирования AGM-158B JASSM-ER, боевой дебют которой состоялся 14 апреля 2018 года, когда был нанесён ничем не обоснованный удар по Сирии. От предшественницы LRASM отличается новой системой наведения, включающей помехоустойчивую комбинированную навигационную систему и высокочувствительную тепловизионную ГСН с системой автоматической селекции целей и возможностью автоматического выбора оптимальной точки прицеливания. Ракета получила современные средства радиоэлектронной поддержки и новую систему обмена данными, но самое главное - в ней реализованы элементы искусственного интеллекта, что позволяет LRASM атаковать цель «стаей».

Противокорабельная ракета AGM-158C LRASM.
© navy.mil
Противокорабельная ракета AGM-158C LRASM.

По утверждению разработчика, LRASM способна в любое время суток и почти в любых метеоусловиях, без помощи внешних источников целеуказания и команд оператора, выполнять поиск одиночной или групповых надводных целей, определять наиболее опасную и атаковать её с наиболее выгодного направления. Ракета способна поражать цели на достаточно большой дальности - до 1.000 километров.

LRASM уже включена в состав вооружения В-1В «Лансер» (до 24 ракет на каждом) и палубных истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет» (две ракеты на каждом), а также планируется к адаптации для применения с борта самолётов базовой патрульной авиации Р-8А «Посейдон».

В перспективе не исключена возможность доработки под неё и других самолётов. В бюджете на 2019 финансовый год было выделено $10 млн на изучение возможности включения в состав вооружения В-52Н, который сможет нести во внутреннем отсеке до 20 таких ракет.

Не пропустить удар

В период 2021-2025 финансовых годов ВМС США должны получить 210, а ВВС - ещё 179 ракет LRASM. Тем временем, насколько можно судить по активности американской авиации у наших берегов, Пентагон уже приступил к отработке на практике методов и способов уничтожения главных сил российского флота на возможных ТВД: на Балтике и Чёрном море (полёт В-1В с LRASM в мае с.г.) и на Дальнем Востоке (полёт В-1В с LRASM в мае с.г. и В-52Н, вероятно, с ракетами JASSM, в июне с.г.).

Заметим, что выбор в качестве носителей сверхзвуковых В-1В более чем оправдан. Напомним, что этот бомбардировщик создавался уже на последнем этапе холодной войны специально для прорыва мощной советской системы ПВО: он обладает способностью совершать полёт на предельно малых высотах на высокой скорости в режиме огибания рельефа местности. Оснащённый мощным бортовым комплексом обороны, «Лансер» должен был, как говорят американцы, «словно раскалённый нож проходить сквозь линию ПВО» и, прорываясь  во внутренние районы СССР, уничтожать важные военные объекты, в первую очередь - средства самой системы ПВО и системы управления вооружёнными силами, обеспечивая армадам других самолётов возможность безнаказанно громить военный потенциал Советского Союза…

Погрузка ракеты LRASM на бомбардировщик В-1В Lancer.
© af.mil
Погрузка ракеты LRASM на бомбардировщик В-1В Lancer.

На деле, конечно, всё могло оказаться совершенно иначе, но боевые возможности В-1В эксперты и сегодня не опровергают. Поэтому даже небольшие - всего по 4-6 машин - группы В-1В способны создать угрозу корабельным группировкам на Балтийском и Чёрном морях, а также на Дальнем Востоке. Даже если на каждый крупный корабль расходовать по четыре ракеты LRASM (три собьют, а долетит лишь одна), то один В-1В способен отправить на дно или надолго вывести из строя не менее шести надводных кораблей или, что самое главное, субмарин, находящихся в базах. Напомним, что у американцев сегодня не менее 50 штук В-1В.

В то же время В-52Н, которым смертельно опасно приближаться к зоне действия ПВО вероятного противника будут, что нетрудно предположить, применять свои крылатые ракеты с большой дальности. Пока это обычные, неядерные ракеты семейства JASSM и ядерные AGM-86В ALCM, но в перспективе последние заменит дальнобойная ядерная версия AGM-158 (которая получила наименование JASSM-XR), способная поражать береговые цели на дальности более 1.600 километров.

Так что полёт пары В-52Н в район Охотского моря - тоже «пристрелка» на перспективу.

Понятно, что в реальной боевой обстановке никто не позволит американским пилотам даже приблизиться к нашим берегам. Но, как показывает исторический опыт, войны начинаются и без предупреждения - без церемонного вручения нот по дипломатическим каналам. Поэтому всех «американцев», приблизившихся к нашим рубежам, неизменно встречают истребители. На всякий случай. Причём не всегда такие рандеву проходят любезно, и это не нравится ни Белому дому, ни Пентагону. А на что они рассчитывают? Мы же не хотим получить ракетный удар в спину.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама