Штурмовой винтокрыл Ка-52М готовится встать в строй
По поручению министра обороны России разработана новая версия Ка-52 с учётом имеющегося опыта боевого применения этого летательного аппарата. 10 августа в Приморье прототип Ка-52 в своей новой доработанной и модернизированной версии поднялся в воздух на родном предприятии - авиационном заводе «Прогресс» что в Арсеньеве.
Чётко в срок
Год назад заместитель министра обороны России генерал-лейтенант Алексей Криворучко, а вслед за ним и министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявили о скором появлении новой «редакции» отлично зарекомендовавшего себя «Аллигатора». И творческий коллектив не подвёл - новый винтокрылый хищник появился точно в срок. Естественно, помимо инженеров «Прогресса» в его лётных испытаниях принимают участие и представители предприятия-головника «Камов».
Согласно обязательствам предприятия-изготовителя, передачу на лётные испытания предполагалось провести до 31 мая 2020 года. Причём вся программа тестирования будет завершена осенью следующего - 2021 года, после чего предстоит окончательное подведение итогов. А предположительно, уже в 2022-м начнётся серийное производство 114 крылатых убийц бронетехники. Такова предварительная цифра оборонзаказа на доработанный вертолёт.
Ка-52 и Ка-52М - в чём отличие?
Похоже, ускоренная доработка боевой машины до принципиально новой версии диктуется сразу двумя причинами. Во-первых, Ка-52 набрал реальный боевой опыт в небе над Сирией, что позволило всерьёз проработать и «расшить» слабые места строевого летательного аппарата.
Справка
Ка-52 («Аллигатор», по классификации НАТО Hokum В, то есть «обманщик») - штурмовой вертолёт с двумя соосными винтами и двумя турбовальными силовыми установками ВК-2500. Максимальная скорость машины - 300 км/ч, практическая дальность - 460 км, статический потолок - 4 км, динамический - 5,5 км. Винтокрыл обладает 6 точками подвески и боевой нагрузкой в 2.800 кг. Он вооружён 30-мм пушкой 2А42 (боезапас 460 снарядов). Ракетное вооружение машины состоит из 4х6 ПТУР «Штурм -ВУ» (дальность - 5 км), ПТУР «Вихрь» (дальность - до 8 км), ракет «воздух-воздух» «Игла-В» (не на пилонах, 2х2) и неуправляемых ракет С-8 (калибр 80 мм, 4х20) или С-13 (калибр 122 мм, 4х5).
Важно отметить, что на новом Ка-52М предусмотрена система обогрева лопастей, что предполагает его использование в арктических условиях. Отсюда можно сделать вывод о срочной доукомплектации арктических войск новой единицей вооружения - всепогодным ударным вертолётом.
Примечательно, что и у натовцев вовсю идут работы именно над арктическим винтокрылым «ударником». Автор уже писал о разработке Францией нового тяжёлого боевого вертолёта арктического класса X6. Правда, программа его развития заморожена до 2022 г., когда начнётся списание его предшественника - вертолёта Super Puma. На вооружение французский арктический вертолёт может начать поступать в 2025-2026 гг.
Ка-52М отличается от своего предшественника очень многим: системой управления огнём и комплексом связи, новым ракетным вооружением и навигационной системой, усиленным бронированием и новым комплексом обороны.
В этой связи, если проанализировать открытые источники, то уже сейчас можно отметить такие интересные инновации, как появление оптико-электронного прицела с увеличенной дальностью обнаружения и распознаванием целей. В свою очередь, и 30-мм пушка 2А42 оснащена теперь новым умным цифровым приводом, что, безусловно, повысит точность стрельбы.
Справка
С точки зрения ракетного вооружения, специально для Ка-52М и Ми-28НМ разрабатывается новая ракета с повышенным радиусом действия «воздух-поверхность» с инфракрасной системой наведения, аналогичная западным ПТРК III поколения. В настоящее время рабочее название нового оружия - «изделие 305».
Планёр остался фактически тем же самым. Но светотехническое оборудование вертолёта стало светодиодным, а несущая способность шасси была повышена. Также обращает на себя внимание и фазированная антенная решётка, позволяющая теперь видеть и вести значительно большее количество целей.
Ка-52М и Ми-28НМ - кто круче?
В российском вертолётостроении, как это нередко случается и в ряде других областей, уже около полувека идёт ожесточённое соревнование инженеров - представителей двух КБ, создающих машины фактически одного класса.
Не секрет, что Ми-28Н, которого давно уже окрестили «ночным охотником» (по классификации НАТО - Havoc, то есть «опустошитель»), способен выполнять боевые задачи, весьма близкие от тех, которые командование ставит перед Ка-52.
Справка
Ми-28НМ поднялся в воздух в первый раз в 2016 году. Способен выполнять полёты на предельно малых высотах (до 5 м), а также двигаться назад и вбок со скоростью около 100 км/ч. Вертолёт обладает 5-лопастным несущим и 4-лопастным рулевым винтами. Он оснащён двумя турбовальными силовыми установками ВК-2500-02. Его максимальная скорость - 300 км/ч, крейсерская - 260 км/ч. Практический потолок составляет 5,7 км. Он вооружён 30-мм пушкой 2А42, ПТУР «Штурм» (8х2), неуправляемыми ракетами С-8 или С-13, ракетами класса «воздух-воздух» «Игла», комплексом управляемого ракетного вооружения «воздух-поверхность» «Атака-В».
Примечание: ТТХ могут быть неполными, так как точная информация засекречена.
Тем не менее задачи эти всё-таки не идентичны: камовская машина больше охотится за бронетехникой (то есть выполняет разведывательно-ударные функции), а Ми-28 - скорее, вертолёт огневой поддержки.
Однако по своим тактико-техническим характеристикам эти машины действительно очень похожи. Любопытно, что даже вооружены они унифицированной номенклатурой смертоносных изделий, включая такие ПТУР как старые добрые «Атака» и «Хризантема». Правда, Ми-28 не использует ПТУР «Вихрь». Да и катапульты у него нет.
Кроме того, у Ми-28НМ установлена пушка на турели, что позволяет наведение в нескольких плоскостях, в отличие от Ка-52М, у которого, несмотря на новый привод, пушка способна отклоняться «только» на -2°...+9° по горизонтали и +3°...-37° по вертикали.
Справка
Ми-28НМ создавался как российский ответ на AH-64D Apache Block III (AH-64E), вооружённый Joint Air-to-Ground Missile (а не Hellfire). От Ми-28 новая версия отличается надвтулочной РЛС Н025, которая существенно повышает возможности обнаружения цели (вплоть до малого БПЛА на расстоянии 20 км) и незаметность вертолёта, а также несколько другой конструкцией топливных баков (раньше в случае жёсткой посадки Ми-28 быстро загорался, что нередко приводило к гибели экипажа). Кроме того, новая машина оснащена ПЗРК «Верба» и защитой от ПЗРК «Витебск» (как, впрочем, и у Ка-52М).
Однако некоторые недостатки Ми-28Н были, в глазах пилотов, весьма и весьма неприятными. Так, просто бросалось в глаза отсутствие на серийных аппаратах РЛС миллиметрового диапазона.
Автор статьи обсудил достоинства и недостатки обеих машин - Ми-28Н и Ка-52 с опытным офицером-вертолётчиком, прошедшим Афганистан, Дмитрием Санакоевым. По его словам, Ка-52 лучше, как концепт, так как расположение рядом для пилотов чисто психологически (да и в работе) удобнее, чем тандемом.
Также Д. Санакоев отметил неудобство очков ночного видения у Ми-28Н, которые приводят к сильному перенапряжению зрения. Из преимуществ Ка-52 опытный вертолётчик также отметил его лучшую манёвренность.
Конечно, любой взгляд имеет право на существование. Так, многие специалисты считают расположение тандемом перспективнее, так как обзор не закрывает плечо товарища. Кроме того, у Ми-28Н (как и у Apache) кабины разделены бронеплитой, что повышает живучесть машины в случае смерти одного из пилотов.
Опять-таки Ми-28Н даже в базовой версии способен выполнять фигуры высшего пилотажа. Машина проще в управлении, чем Ка-52, так как обладает классической схемой двух винтов, в то время как камовский аппарат построен по схеме соосности.
Давайте посчитаем
Как бы то ни было, аппарат КБ Миля не менее востребован, чем камовский. Ещё в 2019 г. был подтверждён контракт на строительство 98 винтокрылых машин этого типа.
По открытым источникам на сегодняшний день в ВКС России порядка сотни вертолётов Ми-28Н (включая модификацию Ми-28УБ). Плановая поставка этой машины в войска ведётся с 2006 года. В то же время Ка-52 в строю - порядка 200 единиц. Для сравнения у армии США 690 AH-64E Apache (выпускаются с 2012 г.), не считая старых модификаций этого ударного вертолёта. По приблизительным подсчётам, всего у Пентагона около 2.000 единиц Apache. Причём, как уточняется в англосаксонских источниках, ещё 200 машин поступило на вооружение других государств.
То есть даже после получения предусмотренных контрактами новых модификаций Ми-28НМ и Ка-52М у России будет не более 400 единиц винтокрылов штурмового класса.
Иными словами, смешно говорить, как это любит делать либеральная пресса, о «милитаризме» и «излишнем накачивании мышц» нашей армией. Россия всего лишь пытается создать подобие сопоставимости (даже близко не паритета) с армиями стран НАТО по этому классу боевой техники. Ведь помимо американцев, надо также учитывать и потенциал других государств, входящих в Североатлантический альянс и обладающих собственными ударными вертолётами.