Зачем Москве кот в мешке вместо Батьки?
© РИА Новости
Сотрудники правоохранительных органов во время акции протеста в Минске.

Зачем Москве кот в мешке вместо Батьки?

Обстановка в Беларуси не может не тревожить, поскольку это наш ближайший сосед, государство-союзник и наконец член ОДКБ и ЕАЭС. Но если вместо Александра Лукашенко к власти в Минске придёт ставленник оппозиции, в одночасье могут разрушиться и геостратегические, и деловые связи
Реклама
Зачем Москве кот в мешке вместо Батьки?
© РИА Новости
Сотрудники правоохранительных органов во время акции протеста в Минске.
Читайте нас на: 

Действительно, а что будет, если уличные протесты всё-таки вынудят Лукашенко уйти? Будет ли тот, кто, возможно, придёт ему на смену, придерживаться интеграционных процессов? Или всё же Батька, усидевший на своём месте, но ослабленный противостоянием - поэтому более сговорчивый, больше устраивает Москву, чем гипотетический кандидат улицы?..

Во всяком случае, как и председатель Си Цзиньпин, уже на следующий день после выборов Владимир Путин признал Лукашенко в качестве легитимного главы государства. И поздравил с победой.

С минским акцентом

Но как только республиканский ЦИК, опираясь на предварительные подсчёты, сообщил, что Александр Лукашенко набирает более 80% голосов, а его основной оппонент Светлана Тихановская - несколько больше 10%, люди вышли на улицы. Ничего удивительного: в последнее время недовольные результатами как правило всегда выходят на улицу. Но в Белоруссии подготовка к массовым протестным акциям началась заблаговременно - ещё до открытия избирательных участков. И хотя технологии минского майдана во многом схожи с методами, которые были применены на Украине в 2014 году, организаторы протеста учли ряд существенных особенностей:

  • прежде всего накопившуюся усталость населения от несменяемой власти, латентное сомнение в объективности республиканского ЦИКа при подсчёте голосов и убеждённость в неизбежных фальсификациях и массовых нарушениях избирательного права;
  • экономические трудности, связанные с последствиями пандемии, и якобы катастрофическое положение белорусской медицины (что, кстати, не имеет ничего общего с реальностью, отмечают эксперты, знакомые с состоянием белорусского здравоохранения);
  • как производное от закрытия границ и лишения экспортёров белорусской продукции логистики - рост инфляции, увеличившуюся безработицу и резкое обнищание населения;
  • усиление роли оппозиционных СМИ на фоне недоверия населения к провластной пропаганде;
  • «зачистку» конкурентов, позволившую сделать оппозиции вывод о том, что Лукашенко боится любого претендента на «престол», имеющего даже иллюзорные шансы на победу;
  • антироссийскую риторику последних недель предвыборной кампании Лукашенко, которая ознаменовалась беспрецедентными скандалами, в том числе задержанием 33 российских граждан, якобы направлявшихся в Беларусь для дестабилизации обстановки и организации провокаций. Несмотря на то, что эти обвинения были дезавуированы российскими спецслужбами, предоставившими информацию о роли украинского СБУ в организации этой «подставы», в окружении непримиримой оппозиции пришли к выводу, что Москва на сей раз «обиду не проглотит» и точно не поддержит Лукашенко.

А с одним Батькой они как-нибудь справятся…

Участники акции протеста на одной из улиц  Минска.
© РИА Новости
Участники акции протеста на одной из улиц  Минска.

Стратегические бои местного значения

Отметим, что дегуманизация образа сотрудника правопорядка стартовала в Белоруссии ещё за месяц до часа икс, то есть задолго до запланированных координаторами протестных акций, начавшихся, как известно, 10 августа. При помощи различных мемов, оскорбляющих людей в погонах и принижающих их роль в обществе, из омоновцев и милиционеров оппозиции удалось сделать «врагов народа». Такая тактика, судя по репортажам из Белоруссии, сработала.

В ответ власть, когда стало понятно, что о спонтанности выхода толпы на улицу и речи быть не может, пошла на отключение интернета, оправдываясь «независящими от государственных операторов причинами». Но все-то отлично понимали, что это дело рук белорусских спецслужб: такую меру силовики посчитали допустимой в условиях, когда раскоординировать другими способами бунт, управляемый по соцсетям из-за рубежа, было невозможно.

Вторым «ноу-хау» белорусских силовиков стало дробление толпы и оттеснение протестующих от центральных площадей в подворотни и подъезды. Однако координаторы якобы стихийных беспорядков, как только включился интернет, буквально завалили киберпространство роликами о «чрезмерном применении силы сотрудниками органов правопорядка».

Сотрудники правоохранительных органов Белоруссии работают в напряжённом режиме.
© РИА Новости
Сотрудники правоохранительных органов Белоруссии работают в напряжённом режиме.

Постарались и изготовители политических постеров: девушка со слезой в виде национального орнамента и Лукашенко в образе вампира с текущей по устам кровью… В общем, фантазия оранжевых креативщиков из Беларуси была ничем не ограничена, в том числе и элементарной объективностью. Но в последующие дни она стала заметно иссякать, и цветная революция в буквальном смысле вылилась в ручейки девушек с букетами гвоздик, пытающихся нарочито милым способом воздействовать на власть.

Но если у прибалтов в лучшие времена такая цепочка растягивалась на километры, то для флешмоба с участием барышень в Минске хватило ста статистов. А потом, в соответствии со сценарием, в ход пошли петиции с требованиями пересчёта голосов…

И Белоруссия замерла в ожидании, у кого первого сдадут нервы.

Белорусские грации: никто не захотел умирать

Теперь уже понятно, что навязывание населению мысли, будто «всё решит Плошча» - то есть майдан, исходило не из предвыборного штаба оппозиционного триумвирата «Тихановская, Цепкало, Колесникова», а от закулисных манипуляторов, которые не особенно расстроились, когда «лидерши» протеста по очереди стали исчезать из публичного пространства - две из них покинули страну сразу же после начала массовых беспорядков. Причём основной конкурент Лукашенко Светлана Тихановская, уехавшая в Вильнюс, по информации КГБ Беларуси, имела все шансы превратиться в так называемую сакральную жертву - чтобы ценой жизни радикализировать мятеж.

По информации КГБ Беларуси, Светлана Тихановская должна была стать сакральной жертвой.
© РИА Новости
По информации КГБ Беларуси, Светлана Тихановская должна была стать сакральной жертвой.

Действующую власть такой вариант совсем не устраивал. Поэтому, отследив недвусмысленные переговоры зарубежных кураторов с представителями штаба Тихановской насчёт возможной судьбы Светланы Георгиевны, силовики прямым текстом предупредили местную Жанну д’Арк, что ей грозит ликвидация и лучше бы ей унести ноги. От греха подальше.

Тем самым власти сняли с себя всякую ответственность за её жизнь, а быть может, фактически продлили дни маме и домохозяйке, по недоразумению попавшей в водоворот политической борьбы.

С другой стороны, никто не ожидал, что в спокойной, миролюбивой и гостеприимной стране ситуацию можно раскачать до уровня ярости. Тем не менее протесты сопровождаются несвойственной для Беларуси непримиримостью и радикализацией. Но если на Украине 2013-2014 годов основной претензией к Януковичу была вопиющая коррупция, то негативное отношение к Батьке в основном подогревается при помощи «скандалов» о его любвеобильности и прочих бытовых особенностях, которые ретранслируются польским телеканалом БелСат, свободно работающем в Беларуси - видимо, с подачи «многовекторников» во главе с министром иностранных дел Владимиром Макеем. 

Кто за Батьку?

Злую шутку с Лукашенко сыграло и его непродуманное решение разрешить Польше раздавать населению так называемые карты поляков. И вот уже из западных районов страны недовольные выборами взывают к Польше за помощью. Какой именно? Уж не военной ли…

Протестующие у станции метро Пушкинская в Минске.
© РИА Новости
Протестующие у станции метро Пушкинская в Минске.

Так что же будет? Неделя протестов показала, что оппоненты Лукашенко со стороны хорошо подготовились. По данным одного из ведущих экспертов провластной вертикали Алексея Дзерманта, подрывные действия против Беларуси ведёт транснациональный альянс, условно обозначенный как «Синий купол», который уже затратил на подготовку к протестам около 70 миллионов долларов.

Поэтому даже при отсутствии интернета координаторы находят средства коммуникации для мобилизации толпы. А непосредственно на улице работают многочисленные «сержанты», в числе которых немало гастролёров с опытом ведения боевых действий на Юго-Востоке Украины и откровенных рецидивистов, снабжённых рациями и внушительными суммами наличных - для расчётов с ангажированными участниками протеста, в рядах которых преобладает молодёжь. И это объяснимо, поскольку в юные годы эмоции, а не рассудок управляют поступками.

И чем дольше длится противостояние, тем критичнее становится отчуждение власти и части белорусского общества. Теперь, как считают эксперты, всё будет зависеть от того, удастся ли оппозиции перетянуть на свою сторону традиционный электорат Лукашенко - рабочих и пенсионеров, переживающих сегодня не лучшие времена. Или они наконец-то выйдут на улицу в поддержку Александра Григорьевича?..

Пока же оппонентам Батьки противостоит только ОМОН.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама