На очереди - рукотворная «Великая депрессия»
Несмотря на полную неясность - будет ли вторая волна COVID-19 или это «вилами на воде писано», и какова вообще эффективность тотальной изоляции, - на прошлой неделе сотрудникам силовых структур и прочих бюджетных учреждений объявлено, что страну с 20 сентября опять переводят на тотальный карантин. Вызвано это явно ведомственной перестраховкой Минздрава, однако надо отчетливо понимать, что у неё будет критичная, даже неприемлемая цена. Новый жёсткий карантин погрузит уже изрядно потрёпанную как от вируса, так и от самоизоляции экономику в наш вариант рукотворной «Великой депрессии» и окончательно угробит средний и малый бизнес. Проталкивающие это решение лица не только не привязывают такое решение к состоянию всей хозяйственной среды, но и кроме ведомственных, возможно, лоббируют интересы фармотрасли, индустрии IT и компьютерных игр.
Помимо перечисленных отраслей в выигрыше и те категории чиновников, зарплата которых не зависит от присутствия на рабочем месте. Сиди дома у монитора и телефона, попивая чаек, а денежки идут... да и руководитель не имеет повода для своих ежедневных головомоек. Карантин-с, а что вы хотели?
Меж тем статистика удручающа.
По данным Росстата, предварительная оценка падения ВВП во втором квартале 2020 года - 8,5% в годовом выражении. За очень редким исключением серьёзные потери (вспомним про отчисление налогов) понесли очень многие отрасли и рыночные ниши. Совокупная прибыль российских компаний (без учёта малого бизнеса) в марте-мае 2020 года сократилась в годовом исчислении на 67% и составила 1,4 трлн рублей. Так плохо не было никогда: ни в 2008-2009 годах из-за мирового финансового кризиса, ни в 2015-2019 годах из-за санкций.
Серьёзный дефицит грозит многим региональным бюджетам. Говорят, что могло быть и хуже. Хуже будет точно, если планы по карантину будут реализованы. Дефицит госбюджета разрастётся до кризисных значений, а все госзаначки быстро опустеют.
Несомненно, карантин поспособствовал развитию информационных технологий. Однако эта отрасль не компенсирует финансовые дыры в бюджете, формирующиеся из-за убытков всех прочих отраслей.
В этой ситуации своё слово должны сказать Минфин, другие министерства и ведомства экономического блока, а также силовые структуры. Ведь под вопросом уже не только экономика, но и политическая стабильность. И это не преувеличение.
По данным Росстата, в стране в июне, по сравнению с этим же периодом прошлого года, смертность выросла на 18,6%. Причина не в одном COVID-19. Огромный ущерб здоровью населения и особенно пожилого, нанесло тотальное перепрофилирование многих медучреждений под «корону», а также растянувшийся во времени возврат к их нормальному режиму работы.
До сих пор многие из них к прежнему формату медицинского обслуживания полностью не вернулись, а с сентября опять пандемический режим?.. А как же плановые операции, профилактическое лечение в стационарах и амбулаторно? Вдобавок теперь всех стационарников и амбулаторников предварительно тестируют на COVID-19. Вроде дело благое, но очередь на такой тест в Москве - от недели до двух, плюс время на получение результата. В регионах ситуация не лучше. И это забота о здоровье населения?
Ещё вопрос - почему карантин именно с 20 сентября? Заболеваемость обычным гриппом начинается на месяц или два позднее, а иногда и вообще не переходит в эпидемию. Но на планете же пандемия! - воскликнут медики и лоббисты IT. И что, из-за этого стране не работать до мая или июня следующего года? А вы подумали о голодных бунтах всех тех, кто не получает зарплаты в бюджетных учреждениях? Это не преувеличение, так как безденежье коснётся десятков миллионов людей. Уже первая волна самоизоляции довела многие семейные бюджеты «до ручки». Говорят о стимулировании развития ипотеки, которая потянет за собой строительный сектор... А чем заёмщики будут её выплачивать? В такой ситуации брать вообще любой кредит будет только сумасшедший. А значит банки, автопроизводители, мебельщики, производители бытовой техники, стройматериалов и многого другого тоже «в пролёте». То же коснётся индустрии туризма, досуга и общепита. Но самые серьёзные проблемы у наших нефтяников и нефтепереработчиков, уплачиваемые налоги и акцизы которых в значительной мере формируют бюджет. Запрет на использование личных и коммерческих легковых автомобилей, удар по автоперевозкам коммерческих грузов означает резкое падение спроса на топливо, и это при крайне неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре!
Есть и ещё один важный фактор нестабильности в обществе - рост внутреннего протеста от безвылазного сидения дома. Последние две недели перед снятием предыдущих ограничений уже характеризовались массовыми нарушениями режима самоизоляции. Если инициаторы нового тотального карантина хотят повысить в обществе градус правового нигилизма и подорвать авторитет всех уровней власти, то они в этом, несомненно, преуспеют.
Какие вообще варианты возможны для сдерживания заболеваемости гриппом и коронавирусом? Они - на ладони.
Прививочная кампания - да!
Профилактическая кампания через все инструменты медиа - да!
Жёсткий масочный режим в общественных местах и на транспорте, социальное дистанцирование - да!
Удалённая форма обучения для школ - да!
Вузы под вопросом; хотя если кто-то изоляцией хочет создать атмосферу крайнего недовольства в среде студентов, то он на верном пути. Особенно среди платников, которые вносят за семестр немалые суммы, а взамен получают несколько часов чата с преподавателем. Извините, но это не высшее образование, а фикция, и сами студенты это с возмущением признают. Не говоря уже про среднее специальное - профессии сварщика, сантехника или токаря не научишь, посадив учащегося у монитора.
Все остальные ограничения - только через призму последствий для экономики. При этом необходимо гарантированно обеспечить течение нормального лечебного процесса всего остального, не связанного с COVID-19. А сам вопрос тотального карантина должен после тщательного анализа решать не Минздрав, а Совбез и президент.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.