Казахстан между ОДКБ и НАТО
Что-то урезать, а что-то добавить?
Официальным поводом для перезаключения Договора в Нур-Султане называют изменения, произошедшие в мире с тех пор. «За это время появилось много нового, XXI век на дворе. Поэтому мы бы хотели адаптировать документ к современным реалиям. Уже есть, что в него дописать, чем дополнить. Нужно актуализировать договор о военном сотрудничестве», - на одной из встреч с Сергеем Шойгу говорил министр обороны Казахстана Сакен Жасузаков.
Экс-министр обороны Казахстана хотел бы, чтобы казахстанские военные переняли опыт России в сфере военного образования, в частности, по информатизации, кибербезопасности и психологическим операциям, а также радиоэлектронной разведке. Также он предложил организовать обмен курсантами военных училищ сроком на несколько недель, с тем, чтобы потом, став офицерами, военнослужащие лучше бы понимали друг друга при решении общих задач обеспечения национальной безопасности двух стран.
По мнению Жасузакова, военным ведомствам двух стран необходимо перейти к практике трёхлетнего планирования совместной работы, чтобы улучшить процесс финансирования оборонного строительства. Кроме того, как он считает, следует ввести в практику проведение ежегодных консультаций между министерствами обороны двух стран для «сверки часов».
По информации из казахстанского оборонного ведомства, уже разработан проект постановления правительства Казахстана «О проекте указа президента «О подписании Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве». По сведениям из казахских СМИ подписывать соглашение, заключаемое на 10 лет, от имени Казахстана уполномочен министр обороны РК Нурлан Ермекбаев. И хотя проект Договора не публикуется, известно, что прежнее соглашение планируется актуализировать за счёт исключения из него уже реализованных положений.
Таких, как уже заключённые отдельные международные договоры по использованию полигонов, по взаимодействию и применению войск для обеспечения взаимной безопасности, по статусу воинских формирований, временно находящихся на территории Казахстана, по перевозкам воинских грузов и другим вопросам.
Кто натовским стратегам более ценен?
Союзнические отношения союзническими отношениями, а вирус «многовекторной политики», на котором так ярко «сгорел» украинский президент Янукович, а теперь последствия в полной мере вкушает его белорусский коллега, оказался заразным. Причём сложно сказать, кто первым им заразился - Украина или Казахстан? Ведь первый пятилетний план военного сотрудничества между США и РК был подписан ещё в 2003 году, чего не наблюдалось в украинских реалиях.
В настоящее время действует уже четвёртый такой план, охватывающий период с 2018 по 2022 гг. И хотя его подробности не разглашаются, по некоторым данным, он сконцентрирован на двух основных направлениях: подготовка казахских военных кадров и сотрудничество по флотской линии с целью получения американцами доступа к военной инфраструктуре Каспия. То есть речь идёт о куда более близком сотрудничестве с «нашими заокеанскими партнёрами», чем это было до киевского госпереворота 2014 года.
Если говорить о конкретных шагах, то и здесь казахстанско-американское сотрудничество по ряду направлений намного опередило украино-американское. Если ВСУ только с 2015 года объявили о начале перехода на стандарты НАТО, а обучением боевиков из неонацистских карательных батальонов и армейских подразделений занялись инструкторы из Соединённых Штатов и других стран Североатлантического альянса, то подразделение КАЗБАТ, впоследствии развёрнутое до КАЗБРИГ, появилось в 2000 году. И уже при создании батальона, ныне превратившегося в бригаду, была поставлена задача сертифицированной американцами совместимости с войсками НАТО. Если украинцам до сих пор приходится с довольно большими трудностями покупать натовское вооружение (кроме стрелкового, вручаемого прошедшим обучение у натовцев в подарок), то КАЗБАТ и КАЗБРИГ американцы и англичане вооружили «в приоритетном порядке», обеспечив не только бронеавтомобилями «Хамви», но и двумя ударными вертолётами.
Действуют и масштабные программы обучения офицеров казахстанских вооружённых сил в странах НАТО. В первую очередь для тех, кто служит в КАЗБРИГЕ. Обучение сержантского состава ВС Казахстана также отдано на откуп американцам. Прошедшим обучение у американских инструкторов обещано быстрое продвижение на офицерских и более высоких должностях, что превращает их, как это было и в украинской армии, в основную базу американского влияния в армейской среде РК.
Рассчитывают казахстанские военные и на помощь американцев в усилении своего ВМФ в Каспийском море за счёт получения, как и Украина, бывших в употреблении американских патрульных катеров. Быстро получить такие от России нереально, так как основная масса строящихся в РФ катеров и кораблей идёт на модернизацию и обновление собственных военно-морских сил. А в обмен на «помощь» США можно помочь и «заокеанским партнёрам», давно стремящимся добиться присутствия в Каспии.
Пусть не путём ввода американских «вымпелов» в акваторию этого закрытого моря (что прямо запрещено недавно принятой Конвенцией), то хотя бы созданием на постоянной основе учебного полигона в одном из казахстанских портов. Ведь где постоянное присутствие, там и возможность сбора развединформации (включая получаемую при помощи радиотехнической аппаратуры, для чего достаточно площадей, выделенных хозяевами для размещения представительства «благодетелей») о флотах РФ и Ирана.
И ещё один нюанс, объединяющий украинскую и казахстанскую армии: среди офицеров и Украины (в 1990-2000 гг.), и нынешнего Казахстана бытует отношение к России, союзником которой по ОДКБ является РК, как к «наиболее вероятному противнику». Особенно среди прошедших обучение у натовских инструкторов, либо придерживающихся националистических взглядов. При этом ни в Пентагоне, ни в штаб-квартире НАТО не скрывают, что основной целью натовской политики в Центральной Азии является постепенное вытеснение России из Казахстана в качестве главного военного союзника и при первой возможности размещение военной базы США.
Союзник. Только чей?
Как говорится, кто девушку ужинает, тот её и танцует. Именно поэтому миротворческая бригада КАЗБРИГ активно участвует в совместных с НАТО учениях, на которых, помимо США, присутствуют военнослужащие Великобритании, Италии, Турции. Особо настораживает то, что данные военные учения регулярно проводятся вблизи границ с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, давно и активно используемым Соединёнными Штатами для дестабилизации внутренней обстановки в Китае. К слову, Китай ни разу не участвовал в учениях подобного рода, а российские войска в последний раз были на манёврах на Капчагае двадцать лет назад. Поэтому проамериканский характер учений на юге Казахстана заметен невооружённым глазом.
КАЗБРИГ также постоянно участвует в миротворческих миссиях, проводимых совместно со странами, финансирующими её первый батальон, предназначенный именно для сотрудничества со странами НАТО.
При этом следует обратить внимание на то, что Казахстан отказался признать Крым территорией России, а также не пожелал отправлять казахстанскую гуманитарную или военную миссию в Сирию, как, например, это сделала Армения. Не наблюдается и никакого прогресса в военной интеграции по линии ОДКБ.
Посредством развития контактов в военно-научной сфере и постоянного присутствия в военных учебных центрах Казахстана американцы получают возможность собирать информацию об оборонном потенциале РК и военной политике ОДКБ в регионе. Помимо того, предоставление США компьютеризированного военного оборудования казахстанской армии несёт угрозу «закладок» для дистанционного снятия информации и, в нужный момент, вывода из строя части оборонной инфраструктуры республики. Не это ли было одной из причин отказа России от использования РЛС раннего оповещения о ракетном нападении «Балхаш», расположенной на территории Казахстана?
Особую обеспокоенность России вызывает деятельность целых пяти военно-бактериологических лабораторий США, неподконтрольных казахстанским властям. Именно на территориях этих учреждений, расположенных в разных частях света, регулярно возникают совершенно неожиданные и непонятные очаги неизвестных ранее инфекционных заболеваний, что говорит о том, что там ведётся разработка бактериологического оружия.
Причём неоднократные заявления представителей России, включая главу её дипломатического ведомства, о недопустимости размещения подобных объектов, направленных против безопасности стран-членов ОДКБ, не находят должного отклика у руководства РК.
Не меньшую опасность представляют и идеологические диверсии, беспрепятственно запускаемые на территории РК против России самими США, их сателлитами и казахстанскими НКО, финансируемыми из американских источников. Причём именно находящиеся на западном финансировании оппозиционеры-националисты, выступающие за полное свёртывание военно-технического, экономического и культурного сотрудничества с Россией, составили ядро созданного менее года назад Национального совета общественного доверия при президенте Казахстана, аналога российской Общественной Палаты.
«Американская сторона и её сателлиты оказывают сильнейшее давление на Казахстан и страны Центральной Азии с целью вырвать их из таких объединений как ОДКБ и ЕАЭС и принудить к участию в своих военных и военно-политических проектах. При этом используются все возможные средства и уловки, начиная от экономических посредством выделения новых кредитов и ареста зарубежных активов и заканчивая идеологическими вбросами о «голодоморе», а также необходимости дальнейшего развития военно-биологических лабораторий якобы для защиты от пандемий», - считает казахстанский политический обозреватель Тагир Баиров.
Если же дать слово брюссельским чиновникам, то вообще получается очень любопытная картинка. «Казахстан и Узбекистан, пожалуй, самые активные партнёры НАТО. Если брать просто статистику, число мероприятий, то Казахстан окажется на первом месте», - откровенно признаётся заместитель помощника генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс Аппатурай.
Разумеется, никто не призывает отказываться от предложенного Казахстаном подписания обновлённого Договора о военно-техническом сотрудничестве. Но в ходе согласования его положений нельзя не учитывать тех «странностей», которые допускает в отношении России наш ближайший союзник по ОДКБ в Центральной Азии.