Зачем Норвегия открыла против России «украинский фронт»
Викинги в степях Украины
Военное присутствие на Украине американцев уже никого не удивляет. А вот активизация скандинавов на этом откровенно сухопутном направлении оставляет массу вопросов. Можно предположить, что в первую очередь здесь «сработали» арктические амбиции Осло, которые и привели норвежцев на Украину.
К слову, предки современных викингов в легендарные времена Рюрика называли Русь «Гардарикой» и нередко направляли свои драккары к её берегам. Потом путь «из варяг в греки» пролегал по Днепру через славянские земли, княжить на которых мечтал, пожалуй, каждый древний скандинав.
Тот факт, что на Яворовском полигоне под Львовом, начиная с 2015 года, «бордовые береты» США из Форта Брегг (Северная Каролина) и канадские спецназовцы готовят профессиональных убийц для ведения боевых действий в «сепаратистских анклавах» Юго-Востока Украины, даже не секрет Полишинеля. Отряд из двухсот американских инструкторов из 82-й дивизии 18-го воздушно-десантного корпуса США расположился на постоянной основе в 30 километрах от Львова - для них и ещё для двухсот пятидесяти канадцев здесь возведены благоустроенные казармы. А количество военнослужащих из Вооружённых сил Украины (ВСУ), ежегодно проходящих в этом учебном центре снайперскую, диверсионную и аэромобильную подготовку, а так же обучающихся рукопашному бою и ориентированию на местности, составляет 4.000 человек. В это же число входит и личный состав из подразделений Нацгвардии, которая замыкается непосредственно на министра внутренних дел Украины Арсена Авакова. Источники утверждают, что к их подготовке активно привлекаются военнослужащие из Норвегии и Швеции. При этом основное внимание уделяется подразделениям, отправляющимся на передовую - в так называемую зону ООС (Операции объединённых сил).
Справка
Список военнослужащих Норвегии и Швеции, которые по данным ТГ-канала «Сварщики» готовили украинских силовиков к боевой и диверсионно-разведывательной деятельности против Донецка и Луганска:
- подполковник Ян Ельдеблат - сотрудник отдела по изучению и разработке принципов ведения боевых действий Департамента военных исследований национального университета обороны Швеции;
- майор Джими Нельсон - представитель Центра поиска и обезвреживания взрывоопасных предметов и разминирования ВС Швеции;
- сержант Ричард Меурк - представитель Центра поиска и обезвреживания взрывоопасных предметов и разминирования ВС Швеции;
- подполковник Даг Хенриксен - начальник отдела ВВС Норвегии;
- Турбёрн Л. Кнютсен - профессор Норвежского университета науки и техники и Университета Вандербильта;
- Карл Эрик Хауг - декан Академии ВВС Норвегии;
- Уле Йорген Маайо - доцент Академии ВВС Норвегии;
- майор Йенс Гюннар Драгснес - старший преподаватель Академии ВВС Норвегии;
- капитан Марианна Еидем - помощник старшего преподавателя Академии ВВС Норвегии;
- капитан Стейнар Сандерйод - помощник старшего преподавателя Академии ВС Норвегии;
- Сигмунд Симонсен - доцент Академии ВВС Норвегии;
- Анн Карин Ларссен - младший профессор Академии ВВС Норвегии.
Понятно, что это далеко не весь список, «тихие» шведы и норвежцы, обученные способам конспирации, скорее всего, сюда не попали. Но в любом случае не лишним будет напомнить, что последний раз скандинавы так представительно отметились на территории бывшего СССР в годы Второй мировой войны - Норвежский батальон лыжных егерей СС, Норвежский легион СС, 5-я танковая дивизия СС «Викинг», 11-я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Нордланд», Шведский добровольческий батальон и т.д. Поэтому не стоит сильно удивляться избыточной жестокости, которую сегодня проявляют их подопечные из ВСУ на Юго-Восточной Украине. И хотя нашим западным «партнёрам», сколько они ни старались, так и не удалось обнаружить регулярные части Российской армии на Донбассе, можно не сомневаться, что и на Украине главный противник нынешних викингов - Россия.
«Холодная война» на Крайнем Севере
Но это, скажем так, второстепенное направление. Главная «линия фронта» проходит по северным широтам, и противостояние здесь уже отнюдь не условное. Хотя до применения оружия дело, слава богу, пока не доходит, но скандинавы столь несдержанно ведут себя в Баренцевом море, что приходится им отвечать.
Ровно год назад, в феврале 2019-го, фронтовой бомбардировщик Северного флота России Су-24 выполнил показательную учебную атаку на откровенно «зарвавшийся» корабль-шпион норвежских ВИС Eger. Фото, сделанное с борта российского самолёта, не оставило и тени сомнений: в случае реальной атаки, цель была бы моментально уничтожена.
Тем не менее и Eger, и спущенный на воду в 2016 году современный корабль-шпион «Марьята», а так же норвежские минные заградители типа «Альта» продолжают регулярно «пастись» неподалеку от российских вод, хотя с момента подписания Договора о морской границе между Россией и Норвегией в 2010 году неурегулированных территориальных споров, казалось бы, не осталось. Более того, и норвежцам, и россиянам открылась возможность совместного освоения свода Федынского, запасы газоконденсата на котором составляют примерно 10 млрд куб. м, что втрое превышает установленные запасы Штокмановского месторождения. Правда, планы освоения морских глубин реализовать в полном объёме пока что не удаётся. И в первую очередь - из-за недружественного поведения Норвегии.
Почему же норвежцы себе же во вред столь откровенно лезут на рожон, пытаясь вынюхать всё, что касается боевой мощи Северного флота? Где, спрашивается, логика? Не исключено, всё дело в том, что Норвегии в гипотетических сражениях НАТО за Арктику уготована, в общем-то, незавидная роль боевого тарана.
Но хочет ли этого сама Норвегия? Как известно, норвежцы почти выполнили требование Вашингтона и увеличили расходы на оборону до 1,8% ВВП. Для маленькой Норвегии, страны с населением в пять с половиной миллионов человек, средства колоссальные. Однако всё говорит о том, что, помимо общенатовских, у Норвегии есть и собственные интересы в Арктике. Что особенно чётко проявилось после развала СССР.
Договор не первой свежести
Достаточно напомнить, что в 1990-е годы, когда Северный флот фактически лежал на боку и, казалось, уже не представлял серьёзной силы, корабли норвежских ВМС по надуманным предлогам регулярно останавливали российские суда. А уже в 2004 году Норвегия явочным порядком увеличила «свою» акваторию Баренцева моря на целых восемь миль и вскоре задержала в этой 12-мильной зоне три российских траулера, пересёкших новую «границу» в районе архипелага Шпицберген.
Справка
Договор о Шпицбергене от 1920 года закрепил суверенитет Норвегии над архипелагом, но дал возможность всем государствам-участникам Договора осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность без особых ограничений. Остров назвали территорией полного равенства и придали Шпицбергену демилитаризованный статус.
При этом Норвегии позволили создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, который, по замыслу, не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая саму Норвегию. Но Устав верстался норвежцами, именно тогда и была заложена «мина замедленного действия». С тех пор Норвегия неоднократно предпринимала односторонние действия по распространению своей компетенции на прилегающие к архипелагу обширные акватории. Например, установила в 1977 году 200-мильную исключительную экономическую зону вокруг Шпицбергена.
Большинство стран, кроме Канады и Финляндии, не признали тогда законность действий Норвегии. Не признала их и Россия. При этом у Москвы была надежда, что Договор о морской границе между Россией и Норвегией от 2010 года снимет напряжённость и расставит все точки над «i».
Такое решение вызвало шквал критики в России. Многие эксперты до сих пор уверены, что Договор, в результате которого Россия уступила Норвегии значительную часть Баренцева моря с огромными запасами рыбы и нефти, не отвечает стратегическим интересам нашей страны.
При этом Россия ещё и помогла Норвегии противостоять претензиям со стороны таких государств, как Исландия и Испания, ведущих активный рыбный промысел по всему миру. В результате норвежцам до сих пор удаётся удерживать установленное ими положение о порядке распределения квот на вылов рыбы в этой зоне. Но вот что самое примечательное: несмотря на все уступки, норвежская сторона как арестовывала наши рыболовецкие суда без всякого повода, так и арестовывает.
Получается, Норвегия так сильна, что… Нет, конечно. Всё намного проще: с одной стороны, НАТО использует Норвегию в качестве своего боевого тарана в Арктике, а с другой - Норвегия ради собственной выгоды ловко прикрывается НАТО в противостоянии с Россией за арктические ресурсы. Но это очень опасная игра. Во-первых, российский Северный флот давно уже восстановил свои боевые возможности, во-вторых, ничто не мешает России пересмотреть Договор о морской границе с Норвегией: у всех временных соглашений есть свойство заканчиваться. Тем более, если они не первой свежести и не всеми исполняются.
Не исключено, что именно по этой причине норвежцы и другие примкнувшие к ним скандинавы столь яростно включились в «работу» на украинском направлении. По их расчётам, этот «украинский фронт» должен отвлечь Россию от событий в Арктике.