Сотрудничество некоторых стран ОДКБ и НАТО: партнёрство ради прогресса?..
Распад СССР открыл для НАТО постсоветское пространство, позволил США и их союзникам развернуть свою инфраструктуру и разведывательные сети практически во всех республиках. В различных государствах ситуация складывается по-разному. Страны Прибалтики вошли в состав НАТО, Украина, Грузия и Молдавия обивают пороги Альянса, выполняя все пожелания западных «друзей», Туркменистан объявил о нейтралитете, Узбекистан мечется между военными союзами. Но среди этого «плюрализма» сохранилось постсоветское ядро безопасности в лице России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, создавших в 1992 году Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В те времена было модно сотрудничать с НАТО, но соответствует ли взаимодействие стран-членов ОДКБ союзническим обязательствам сейчас, когда геополитическая ситуация кардинально изменилась?
Под чужой стандарт
Сотрудничество членов ОДКБ с НАТО осуществляется в рамках программы «Партнёрство ради мира». На момент запуска программы Россия также искала сближения с Североатлантическим альянсом, но иллюзии быстро рассеялись. В 2014 г. НАТО официально приостановил сотрудничество с Россией, а с 2018 года в российском офисе при НАТО отсутствует постоянный представитель. Союзники же России по ОДКБ не только продолжают, но и усиливают взаимодействие с трансатлантическим военным союзом, периодически настаивая на крайней важности НАТО и военного сотрудничества с его членами для их безопасности.
В частности, План действий индивидуального партнёрства (ПДИП) с Арменией предполагает «оказание поддержки в осуществлении демократической и военной реформы». Как информирует МИД этой страны, Армения сотрудничает с НАТО не только в оборонной сфере, но и проводит регулярные консультации со странами-членами Североатлантического союза в области правового государства, прозрачности реформ, противодействия терроризму и борьбы с коррупцией. Кроме того, контингент ВС Армении в количестве 70 человек присутствует в составе KFOR в Косово, а также участвует в Международных силах содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане.
Альянс уделяет значительное внимание созданию в странах ОДКБ спецподразделений, подготовленных по стандартам НАТО и оперативно совместимых с войсками Североатлантического союза.
Справка
В Казахстане действует подразделение «Казбриг». В апреле 2010 г. при финансовой поддержке США на полигоне «Илийский» под Алматы был открыт новый Центр подготовки «Казбрига». Казахстан, в свою очередь, подписал с США Пятилетний план военного сотрудничества на 2018-2022 годы.
Центральное командование специальных операций Вооружённых сил США (SOCCENT) осуществляло обучение Национальной гвардии в Республике Таджикистан. В Таджикистане в 2010 г. при финансовой поддержке США был сформирован миротворческий батальон. Начиная с 2012 г. он принимал участие в миротворческих многонациональных учениях в Монголии, Непале, Казахстане, Германии и США. В сентябре 2015 г. соответствующие командно-штабные учения «Региональное сотрудничество» прошли в самом Таджикистане. На обеспечение и подготовку батальона к 2015 г. американским правительством выделено около $6,6 млн.
В Киргизии под эгидой США создан спецназ государственной охраны «Арстан».
Принимают страны ОДКБ и участие в военных учениях НАТО. На регулярной основе проходят совместные казахстано-американские военные учения «Жардем», «Баланс-Каяк» и «Степной орёл». В последних, ежегодно проходящих как на территории Казахстана, так и США, участвуют помимо подразделений США и Великобритании казахстанский батальон «Казбат», опергруппа спецназначения Генштаба Минобороны Таджикистана и узбекский спецназ.
Армянские военнослужащие примут участие в учениях Noble Partner-2020 («Достойный партнёр») со странами НАТО и его партнёрами в Грузии. Как прокомментировала это решение Еревана спикер МИД РФ Мария Захарова, «настоящей задачей учений Noble Partner является проецирование силового давления на Южную Осетию, Абхазию и Россию».
В марте 2020 года в Белоруссии состоялись учения совместно с морской пехотой Великобритании. Тренировки прошли на полигоне 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады.
Ещё одно направление сотрудничества - подготовка кадров. В Армении НАТО курирует обучение преподавательского и методического состава военного университета им. В. Саркисяна и Военно-авиационного университета имени маршала А. Ханферянца. Принято решение включить в программу и полицию Армении. Центр по правам человека Министерства обороны Армении сотрудничает в сфере подготовки кадров с Национальной гвардией штата Канзас.
Как стало известно буквально на днях, Госдепартамент США намерен нанять специалиста, гражданина США, который поможет правительству Армении бороться с коррупцией. В его задачи будет входить организация учебных поездок и тренингов для следователей.
С 2015 года США начали готовить в своих военных учебных заведениях сержантов для вооружённых сил Казахстана, а с 2016 г. количество и перечень курсов увеличены вдвое. Кроме того, на базе кадетского корпуса Министерства обороны Казахстана в Щучинске организован совместный курс подготовки сержантов длительностью от 6 месяцев. В Кыргызстане обучение осуществляется на базе Военного института Вооружённых сил Кыргызской Республики и в военных вузах стран НАТО.
Также всеми партнёрами России по ОДКБ структуры НАТО привлекаются к реформированию армии, формированию военных доктрин и оборонных стратегий, что обеспечивает доступ военных специалистов Альянса к секретной информации.
Разведструктуры и пункты биологической войны
Безусловно, по сравнению со «святыми девяностыми», НАТО на территории ОДКБ плавно переместился из гостиной, где развалился на диване в качестве «каменного гостя», который сел и не уходит, в прихожую. Альянс потерял военную базу «Манас» в Кыргызстане, а транспортировка грузов по «северному коридору» после отказа России предоставлять свою территорию для перевозки грузов в Афганистан значительно сократилась.
Тем не менее Казахстан в 2018 г. открыл для «афганского транзита» порты Курык и Актау, а с 2020 года авиации США, в том числе и военной, открыт свободный пролёт в воздушном пространстве Казахстана. В Киргизии после закрытия авиабазы «Манас», где, как пишет в своей книге эксперт РИСИ Дмитрий Попов, были расположены элементы глобальной американской системы «Эшелон», всё разведывательное оборудование переместилось в новое посольство США.
Оборудование радиоэлектронной разведки способно перехватывать телефонные переговоры, электронную переписку и контролировать российские военные и космические объекты в Киргизии, Казахстане и Таджикистане, а также военную инфраструктуру Западного Китая.
Второй аналогичный военный объект США расположен на территории посольства США в Армении. В штате диппредставительства 2.500 сотрудников, из которых 1.200-1.400 человек - представители спецназа Армии США. По сути, эти так называемые посольства являются неофициальными военными базами Соединённых Штатов на территории стран ОДКБ.
Отдельного внимания заслуживает сеть биолабораторий США, охвативших границы России плотным кольцом. Их строительство и поддержку осуществляет Агентство по предотвращению угроз безопасности (DTRA) Департамента обороны США.
Справка
Центральная референс-лаборатория (ЦРЛ) в Казахстане построена в 2016 г. на средства Департамента обороны США, затратившего на этот проект около $108 млн, а также более 5 миллионов на сопутствующие сооружения. Ежегодно DTRA тратит на работу Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций имени М. Айкимбаева (КНЦКЗИ) около $1,3 млн, немецкий бундесвер - не менее 300 тыс. евро. В его проектах участвовали сотрудники Департамента обороны США и подрядчики по его проектам, служащие Центра медицинских исследований ВМФ США (Сильвер-Спринг), Института микробиологии бундесвера (Мюнхен), микробиологической лаборатории центра Минобороны Великобритании в Портон-Дауне. Помимо ЦРЛ, американские военные исследования проводятся ещё в пяти научных центрах Казахстана, включая НИИ проблем биологической безопасности (Гвардейский), Национальный центр биотехнологии и его филиалы, а также Референс-центр по ветеринарии.
В Армении в настоящее время действует целая сеть - 12 биолабораторий, созданных или модернизированных на деньги американского военного ведомства в рамках Программы по снижению биологической угрозы (BTRP), которая, в свою очередь, является частью «Биологической программы совместного участия» (CBEP).
В Киргизии и Таджикистане американских военных лабораторий как бы и нет. Но контроль над эпидемиологической обстановкой и доступ к штаммам опаснейших бактерий осуществляется через расположенный в Казахстане Международный научно-технический центр (МНТЦ) и сотрудничающую с ним Ассоциацию биобезопасности Центральной Азии и Кавказа, учредителем которой является казахский КНЦКЗИ.
Российская сторона неоднократно обращала внимание союзников на угрозу использования этих объектов для ведения биологической разведки и разработки биологического оружия. Подозрения отнюдь не беспочвенны, поскольку после появления в странах СНГ «биологов в погонах» резко участились вспышки неизвестных инфекций.
США отказываются от подписания протокола к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического и токсинного оружия и об их уничтожении, предполагающего создание механизмов контроля над выполнением обязательств по Конвенции.
Известно, что Британия, США и Канада в период холодной войны неоднократно испытывали биологическое оружие на людях. Не отказались от этой идеи и сейчас. В 2000 г. американская НПО «Проект «Новый американский век», создателями которой являются, в частности, вице-президент США Д. Чейни и министр обороны Д. Рамсфелд, отметила, что «продвинутые виды биологического оружия, способные воздействовать на конкретный генотип, могут перевести биооружие из сферы террора в область полезного политического инструментария». Не исключено, что эта стратегия реализуется, поскольку сотрудники военных лабораторий США постоянно изучают генотипы народов стран СНГ, а лаборатория Лугара в Грузии была уличена в проведении экспериментов на людях.
Тем не менее союзники России в Казахстане и Армении упорно отрицают причастность Пентагона к упомянутым объектам и отказываются от подписания с Россией меморандума о неприсутствии иностранных военных и специалистов в этих биолабораториях.
Враг моего друга - друг?
Отношения между Россией и НАТО начали охлаждаться ещё в 2007 году, после так называемой Мюнхенской речи В. Путина, в которой президент России задекларировал стремление страны к равноправному диалогу с «победителями» в холодной войне. Но откровенная враждебность НАТО, нашедшая отображение в документах Альянса, возникла в 2014 году, после организованного Западом государственного переворота на Украине и возвращения Крыма в Россию. В 2019 году в доктринальных документах НАТО Россия объявлена противником. В новой оборонной стратегии США Россия и Китай объявлены противниками первого уровня.
Альянсом активно муссируется вопрос «российской угрозы» для наращивания оборонных расходов и формирования на границе России усиленной военной группировки.
Как заявил начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, «есть ряд вопросов, вызывающих серьёзную обеспокоенность. В первую очередь, это усиление военной активности НАТО у российских границ. Планируемые в ближайшее время учения проводятся на основе антироссийских сценариев, предусматривающих отработку наступательных операций».
18 июля глава Пентагона Марк Эспер, призывая в очередной раз увеличить расходы НАТО, заявил: «Мы должны сдерживать Россию. Мы должны укреплять НАТО и усиливать наших партнёров, чего мы с нетерпением ждём». А 21 июля The Times опубликовала призыв бывшего генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, экс-министра обороны Соединённого Королевства Майкла Фэлллона, бывшего высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и др., где предлагается НАТО «принять справедливые меры для сдерживания российского авантюризма, начиная от размещения союзнических сил в Восточной Европе и заканчивая усилением обороны в космосе и киберпространстве. Мы побуждаем НАТО пойти дальше и ускорить оперативность ответов на деструктивное поведение России».
Военное сотрудничество, которое осуществляется с государствами ОДКБ, является лишь частью общей стратегии государств Североатлантического альянса в их противостоянии с Россией и Китаем. Чего они, собственно, и не скрывают. Как отмечается, в частности, в докладе корпорации RAND, «Консенсусное предложение для пересмотра регионального порядка в постсоветской Европе и Евразии», «хотя смена внешнеполитического курса Беларуси на данный момент маловероятна, её могли бы вызвать резкие перемены во внутриполитическом или международном контексте. Такие изменения могли бы усилить тяготение страны в сторону неприсоединения. Новое руководство страны, чисто теоретически, могло бы даже стремиться к выходу из ОДКБ».
В свою очередь, цели для Центральной Азии чётко определены в новой стратегии США для этого региона, где открытым текстом говорится о том, что Вашингтон намерен создавать конкуренцию России и Китаю в регионе.
В концептуально-аналитических и методических базах перспективной деятельности США и Североатлантического альянса Республика Армения подпадает под классификацию «разделённой зоны», воздействие на которую, основанное на технологиях «сдерживания и вовлечения», вызывает пересмотр и сокращение ресурсной базы государств-конкурентов (России, Китая, Ирана и т.д.). Целью политики НАТО в отношении Еревана является образование регионального партнёрства Грузии и Армении, а также стабилизация зоны ГУАМ, антироссийского нежизнеспособного геополитического конструкта, всячески подогреваемого США и ЕС.
Следует отметить, что подобная политика несёт ряд угроз стабильности самих партнёров НАТО из состава ОДКБ.
Во-первых, декларируемые интересы государств Альянса в корне противоречат экономическим и инфраструктурным реалиям, в которых существуют государства ОДКБ, имеющие прочные экономические, промышленные, военно-технические, производственные, транспортные, торговые и инвестиционные связи с Россией и Китаем. Целью же НАТО является разворот Белоруссии в сторону «евроинтеграции», вовлечение государств ЦА и Армении в прожекты по альтернативным транспортным и энергетическим коридорам в обход России, использование войск стран ОДКБ в разворачиваемых США военных конфликтах в Евразии.
Во-вторых, масштабные процессы вовлечения военных, спецподразделений, полиции и личной охраны глав государств в военное взаимодействие с НАТО и обучение в вузах Альянса создают на территории ОДКБ своеобразную «пятую колонну», которая больше ориентирована на Вашингтон с партнёрами, нежели на собственное правительство. В сочетании с разветвлённой сетью западных НПО она создает взрывоопасную смесь, готовую к осуществлению «цветных» переворотов. Примером может служить генерал И. Исаков, который во время переворота в Киргизии в 2005 году активно занимался разложением офицерского корпуса, убеждая «не выступать против народа».
В-третьих, активно декларируемая Альянсом политика борьбы с наркотрафиком и терроризмом на самом деле маскирует попытки США и их союзников дестабилизировать регион. Доказательством тому является многократный рост производства наркотиков в Афганистане с момента начала американской военной операции в этой стране, поток которых идёт через страны Центральной Азии и Закавказья в Россию и Европу. Это же касается и мнимой борьбы с терроризмом, когда страны НАТО одной рукой уничтожают боевиков, а другой эвакуируют их в Афганистан, параллельно принуждая страны ОДКБ возвращать на свою территорию членов запрещённой в РФ террористической организации ИГИЛ и поддерживая «религиозную свободу».
В свете этого, продолжая и углубляя военное сотрудничество с НАТО, государства ОДКБ создают угрозы не только России, но и собственной безопасности, становясь ареной противостояния великих держав.
Напомним, что договор о создании ОДКБ предусматривает, что стороны не будут участвовать «в действиях, направленных против другого государства-участника» и «заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором». Кроме того, агрессия против одного из участников Договора является агрессией против всего ОДКБ.
Прямая речь
«В ОДКБ есть понимание всей сложности складывающейся военно-политической обстановки как на Европейском континенте, так и в мире в целом. Любые ситуации, связанные с её изменением, отслеживаются и внимательно анализируются. Наращивание военной мощи и военной инфраструктуры НАТО вблизи границ ОДКБ, интенсивности и масштабов совместных манёвров (ежегодно проводится до 40 крупных военных учений) не может не вызывать озабоченности.
Всё это объективно требует адекватной реакции ОДКБ и постоянной готовности к реагированию на возможные кризисные ситуации».
Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась, интервью РИА Новости. 15.05.2020.
В данный момент с открытой агрессией НАТО сталкивается Россия. По мере роста противостояния между США и РФ двигаться «между капельками» и сидеть на двух стульях становится всё сложнее.