«Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»
В одной из телевизионных передач, посвящённой 75-летию Победы над милитаристской Японией, прозвучал легендарный вальс «На сопках Маньчжурии». У людей старшего поколения он воскресил героические события его породившие. Некоторые из них даже сохранили старую граммофонную пластинку с вальсом, ставшую своеобразной реликвией незабываемого российского прошлого. Да и людей помоложе он привлёк своей мелодичностью и красотой звучания.
«Музыканты, настал наш час!»
Создание вальса, ставшего знаменитым, вызвал к жизни подвиг русских воинов, павших в войне с Японией в 1904-1905 годах. 30 июня 1904 года развёрнутый в Златоусте Мокшанский резервный пехотный полк отправился на фронт. Командовал им полковник Павел Петрович Побыванец, участник русско-турецкой войны, за личное мужество и отличие в боях в Закавказье награждённый боевыми орденами и золотым оружием.
Полк успешно участвовал в боях. 14 августа занял позиции на левом фланге русской армии под Ляояном на Далинском перевале и самоотверженно его оборонял во время ляоянских боёв. 26 сентября мокшанцы участвовали в наступлении на Бенсиху.
Особенно мокшанцы отличились в боях под Мукденом, прославившись навеки. Здесь более 10 дней они вели тяжелейшие кровопролитные бои с японцами. Русские воины отбивали яростные атаки противника, сами контратаковали, удерживая позиции у железной дороги, не давая окружить русскую армию.
В критический момент у наших закончились боеприпасы. И контуженный командир полка полковник П.П. Побыванец скомандовал: «Знамя вперёд! Оркестр вперёд!» Капельмейстер И.А. Шатров воскликнул: «Музыканты, настал наш час!» - взмахнул рукой и грянул боевой марш. Воодушевлённые солдаты и офицеры под звуки оркестра с громовым «Ура!» ринулись с 56-летним командиром в штыковую атаку.
Впереди оркестра шёл капельмейстер Шатров. Артиллерийский снаряд противника ударил по оркестру, убит музыкант, ударной волной отбросило в сторону Шатрова. Капельмейстер встал и снова идёт во главе оркестра. Оркестранты своим мастерством и мужеством вдохновляли солдат, они добровольно бросались в самое пекло сражения, оказывали помощь раненым. Под пробитыми пулями и осколками знаменами стремительной штыковой атакой мокшанцы отбросили противника и вышли из окружения. Вышли ценой больших потерь.
Погиб командир полка. Из личного состава осталось 700 человек, из оркестра живыми вышли только 7 музыкантов. Тогда как в полку числилось 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 31 унтер-офицер, 3.463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант. Знаменитый полководец Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развёрнутыми знамёнами и громогласною музыкою взял я Измаил». Доблестью и героизмом мокшанцы подтвердили утверждение полководца.
За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным - для офицеров, на головные уборы - для нижних чинов с надписью «За отличие в русско-японской войне 1904-1905 гг.». Все музыканты оркестра были отмечены георгиевскими крестами, И.А. Шатров - офицерским орденом Святого Станислава III степени с мечами, а оркестр удостоен почётных серебряных труб.
Вальс прославлял именно мокшанцев
После окончания русско-японской войны, в мае 1906 года Мокшанский полк вернулся к месту дислокации в Златоуст. Здесь И.А. Шатров начал сочинять вальс в память о своих товарищах, павших в бою. Так он создал первую версию вальса, который назывался «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».
Вскоре полк был передислоцирован в Самару, где Шатров познакомился с композитором и нотоиздателем Оскаром Филипповичем Кнаубом. Опытный композитор оказал серьёзную помощь в завершении работы над вальсом. В результате летом 1907 года начали издаваться ноты вальса, поступившие в продажу в магазине дешёвых изданий Оскара Кнауба. Также в Самаре в Струковском саду 24 апреля 1908 года впервые вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» прозвучал в исполнении духового оркестра. Поначалу публика встретила его довольно прохладно, так как люди привыкли к исполнению духовыми оркестрами бравурных произведений с участием популярного в то время турецкого барабана и медных тарелок.
Однако предубеждение стало быстро проходить. И популярность вальса возрастала буквально не по дням, а по часам.
С 1910 года начали выходить грампластинки с записью вальса в исполнении главным образом военных оркестров. Лишь за первые три года он переиздавался 82 раза, тиражи превосходили даже модные шлягеры.
Музыка вальса звучала на площадях, в ресторанах, она лилась чуть ли не из каждого окна. Самарский поэт и писатель Степан Петров написал первый вариант текста к вальсу, который и лёг в основу следующих вариантов. Его стали исполнять певцы. Вальс принёс громкую славу Мокшанскому полку.
Но длинное название вальса не умещалось в одну строчку на этикетке пластинки и его сократили. Так из названия исчезло имя легендарного полка, которому и был посвящён вальс. «На сопках Маньчжурии» мог трактоваться как воспевающий героизм и славу всех русских воинов в войне с Японией, отдавших свои жизни во имя Отчизны. И это не противоречило действительности. Русские воины героически сражались не только под Мукденом, а если погибали, то достойно. Однако вальс прославлял именно мокшанцев.
«И как друг фронтовой не забудется он»
В годы Первой мировой войны все военные оркестры во время затишья на передовой исполняли этот вальс. Не утратил он популярности и в советское время. «На сопках Маньчжурии», как и «Амурские волны», играли на танцплощадках, в клубах, на праздниках. В 1943 году джаз-оркестр под управлением Л.О. Утёсова в патриотическом попурри использовал мотив «Сопок». В 1945 году, накануне войны с Японией, вальс спел И.С. Козловский.
Вальс от души пели советские воины 16 сентября 1945 года после Парада Победы над Японией в Харбине. Советские солдаты сумели сочинить новый текст вальса. Молодой сильный баритон пел:
Вы пали за Русь,
Погибли за Отчизну,
Время пришло, мы за вас отомстили
И справили славную тризну…
Так советские солдаты помянули своих героических предков той минувшей войны. Так они за них отомстили, разгромив японскую квантунскую армию в Маньчжурии. Тем самым внесли решающий вклад в победу над милитаристской Японией - союзницей фашистской Германии на Востоке.
Да и после окончания войны на Западе и Востоке вальс продолжал звучать. «На сопках Маньчжурии» исполняли Л. Лещенко, Л. Зыкина и другие мэтры российской и советской эстрады. Звучит он и в современной России - свидетельство почитания, уважительного отношения и гордости россиян за героическую историю и нашей Родины.