Нужен ли мяснику букварь
Древнегреческий комедиограф Менандр когда-то изрёк: «Неграмотный человек - это зрячий слепец». Действительно, грамотность - это не только знание азбуки, но и показатель развития общества в целом и личности в частности, важнейшее условие для формирования активной гражданской позиции.
Справка
Из 15 бывших союзных республик СССР - 14 занимают места в первой двадцатке ооновского рейтинга стран по уровню грамотности. Россия (99,5%) - на 15-м месте. Заметно отстаёт только Узбекистан - 61-е место (96,9%). Франция на 31-м месте, Германия - на 32-м, Британия - на 43-м, США - на 44-м. У всех одинаковый показатель - 99,0%. Данные по ведущим странам Запада, как видим, усреднённые. Их трудно назвать объективными.
Есть ли повод для оптимизма?
8 сентября мировая общественность уже в 55-й раз отметит (где - торжественно, а где - и не очень) Международный день грамотности, учреждённый ЮНЕСКО. Инициатива возникла в 1965 году, когда в ходе торжественной церемонии открытия Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности в Тегеране её участники рекомендовали учредить специальную дату, призванную способствовать обучению грамоте людей, проживающих даже в самых неблагополучных по этим показателям уголках земного шара.
По оценке ООН, неграмотными считаются все, у кого отсутствуют базовые навыки чтения и письма.
Справка
По данным Статистического института ЮНЕСКО, во всём мире насчитывается около 750 млн взрослых людей (старше 15 лет), которые не умеют читать и писать. Почти две трети из них - женщины, около 102 млн - подростки и молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Самый низкий уровень грамотности фиксируется в Индии и в регионе Африки к югу от Сахары.
Эксперты различают несколько типов неграмотности. «Первичная» - это когда человек не приобрел никаких навыков письма или чтения. «Вторичная» - когда человека худо-бедно научили азбуке в начальных классах, но он забыл эти навыки после окончания школы.
Цитата
«Половина американцев никогда не читали газет. Половина не участвовали в выборах президента. Остаётся только надеяться, что это одна и та же половина».
Признанный классик американской литературы второй половины ХХ века Гор Видал.
«Когда космические корабли бороздят просторы вселенной...»
В Германии, на примере которой мы хотим показать положение дел в ведущих странах Запада, существует термин «функциональная неграмотность». Он касается категории граждан ФРГ (не тех, заметим, кто «понаехал» в страну в ходе последней миграционной волны), чьи навыки чтения и письма недостаточны для удовлетворения социальных требований.
Справка
По данным министерства образования США (сведения за 2016 г.), 32 млн взрослых граждан страны (14% населения) не умеют читать и писать. Число функциональных неграмотных взрослых во Франции достигает 9% - это 3,1 млн. В Англии - 16%, что составляет 5,2 млн человек.
Итак, в то самое время, когда немецкие передовики капиталистического производства выпускают «Мерседесы», «Сапсаны» и «Аэробусы», в ФРГ (согласно исследованию Гамбургского университета за 2018 год) около 6,2 млн немецкоязычных взрослых в возрасте от 18 до 64 лет страдают от функциональной неграмотности. Примечательно, что в 2011 году таковых было 7,5 млн.
Среди взрослых 2,3 млн бундесбюргеров считаются полностью неграмотными! Невежд среди мужчин (60,3%) больше, чем среди женщин (39,7%). Вдумайтесь: общее число функционально неграмотных и малограмотных, по оценкам Федерального министерства образования и научных исследований Германии, составляет почти 14% от населения страны (более 83 млн человек), входящей в «Большую семёрку». Им, кстати, особенно трудно участвовать в общественной жизни.
Цитата
«Подумать только: грамоту выдумали неграмотные!»
Польский киновед и афорист Александр (Лешек) Кумор.
Как избавиться от «коллективного чувства стыда»?
Немецкие политологи, комментирующие эту деликатную тему, указывают, что официальные власти не могут понять, как такое стало возможным в высокоразвитой стране, в которой образование - одна из основополагающих ценностей. По их мнению, в вопросе борьбы с неграмотностью политики «должны выйти из состояния паралича, стыда, беспомощности и попытаться понять, как поскорее решить эту проблему».
Справка
Ликбез (ликвидация безграмотности у населения) - массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. Начало этому процессу положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 26 декабря 1919 года. Согласно этому документу, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). К 1917 году уровень грамотности в Российской империи оценивался, по разным источникам, в 35-45% от всего населения страны. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к 90%. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
Причин высокого уровня безграмотности в Германии много. Реже всего к ним относятся те или иные функциональные заболевания, связанные с нарушением слуха или зрения. В некоторых случаях причиной является бедность родителей, но это больше характерно для стран третьего мира. Как правило, полностью «грамотным» ребёнок в ФРГ считается с третьего класса. Тогда он может самостоятельно читать и писать тексты. Если же школьник по каким-то причинам пропустил полностью или частично начальное обучение (например, болезнь, переезд семьи на новое место жительства), то ликвидировать пробел будет очень сложно. Тем более что в первые несколько лет учёбы преподаватели здесь не «травмируют» детей оценками, диктантами и прочим. Да и во время дальнейшего обучения строгости не приветствуются.
Отдельная тема - ученики, в семьях которых говорят на каком-то иностранном языке (например, турецком), а в школе необходимо осваивать не столько разговорный немецкий, сколько правила письма и чтения.
Ещё одна особенность связана с тем, что в немецких школах весьма развито профтехобразование. Детишек рано и весьма эффективно начинают обучать трудовым навыкам - столяра, слесаря, хлебопёка, мясника... Зачастую это совпадает с тем, чем зарабатывают на кусок хлеба их родители. В итоге только ограниченное число школьников прилежно грызёт гранит науки, рассчитывая продолжить дальнейшее обучение в вузах. А для другой части достаточным представляется возможность стать квалифицированным рабочим или унаследовать лавку отца.
Кстати
С проблемами, связанными с невысокой грамотностью тех, кто приходит служить в немецкую армию, уже столкнулось командование бундесвера. С 2011 года набор в ВС ведётся на контрактной основе. Оказалось, что всё чаще приходят малообразованные «парни типа Рэмбо», которым нельзя доверить современную технику. В военных кругах всё настойчивее раздаются голоса в пользу возврата к всеобщей воинской повинности.
Ахтунг! Аларм!
«Внимание! Тревога!», - именно так выглядят текущие призывы официального Берлина. Федеральное правительство и правительства земель объявили Национальное десятилетие грамотности и базового образования (AlphaDekade) на период с 2016 по 2026 год. Федеральное министерство образования финансирует эту программу на сумму до 180 млн евро. Первые результаты уже видны: за четыре года число функционально неграмотных снизилось с 7,5 млн до 6,2 млн.
В Германии действует Федеральная ассоциация грамотности и базового образования «Альфабетизирунг» (Bundesverband Alphabetisierung und Grundbildung e.V.), которая как раз и должна быть застрельщиком в походе под лозунгом «Ликбез». Одна из задач этого объединения состоит в оказании неграмотным психологической помощи в непростом деле - официально признать свой изъян и, несмотря на возраст и положение, образно говоря, сесть за парту.
Аналогичную роль играет информационная кампания «Мой ключ к миру». Она должна помочь снять табу с этой темы, мотивировать к обучению с помощью ТВ, радио и социальных сетей.
В Германии есть ещё так называемые «фольксхохшулен» (Volkshochschule). Это действующие при финансовой поддержке государства «народные университеты», общеобразовательные курсы, своеобразные «Дома творчества взрослых». Здесь (по желанию) можно, например, освоить иностранный язык, найти хобби. А можно и научиться читать и писать.
На десерт - пример немецкой учтивости и толерантности. К прошлым выборам в бундестаг была издана брошюра о том, как и где голосовать. Весь процесс был проиллюстрирован по типу журнала «Мурзилка» - с помощью обучающих картинок. Это чтобы безграмотные избиратели не ошиблись в выборе.
P.S. Перечисляем меры богатой Германии по ликвидации безграмотности среди своего собственного населения и ловим себя на мысли, что нам тоже стыдно. Только не за себя и свою унаследовавшую от СССР практически поголовную грамотность страну (интересно, что будет дальше?), а за немцев. А ещё на Западе говорят о демократии...