Фейк на коротких ногах
Невозможно не заметить, что современное общество стремится к постиндустриальной модели, где на первое место выходит торговля услугами, высокими технологиями и информацией. И хотя подделывание информации - явление вечное, сейчас оно является как никогда важным инструментом гибридных войн, проходящих зачастую в фоновом режиме. В этом отношении представляют одинаковую опасность и специалисты по дезинформации, работающие в интересах Запада, и рядовые пользователи, создающие или распространяющие фейки под видом «слышал звон, не знаю где он», а также отдельные СМИ, тиражирующие fake news (ложные новости) для увеличения количества просмотров. Кто из нас не сталкивался с кликбейт?
Впрочем, бывают и случаи, когда внутренние структуры того или иного СМИ не защищены от банального взлома. Так, например, произошло с районной газетой «Ленинский завет», являющейся филиалом РИА Воронеж: с её почтового ящика (leninskzavet@yandex.ru) была произведена вирусная рассылка якобы от управления Роспотребнадзора по Воронежской области. В рассылке утверждалось, что на полигоне «Погоново», задействованном в военных учениях «Запад-2021», возникла вспышка дизентерии. Как показала проверка, сотрудники редакции не были причастны к распространению фейка.
Когда обманываться рад, не глядя на источники
Весьма неслучайно, что лавина фейков, где затесалась вирусная рассылка, обрушилась на Рунет в момент разгара предвыборных баталий в Госдуму РФ, проведения ряда военных учений, таких как российско-белорусские «Запад-2021», крупные арктические учения, а также многочисленные манёвры НАТО практически на всём периметре российских границ.
Это не случайно, согласно статистике Лиги безопасного интернета, перед значимыми событиями объёмы дезинформации резко увеличиваются.
Справка
За весь прошлый год количество фейковых публикаций составило 35 тыс., из них свыше 8 тыс. фейков были связаны с поправками в Конституцию. А уже к 31 августа рабочая группа Общественной палаты России по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности в Интернете с начала 2021 года выявила 39 тыс. фейков, среди которых 3,8 тыс. публикаций посвящены выборам в Госдуму РФ.
Плюс, стоит учитывать, что любой контент распространяется пользователями в соответствии с их личными убеждениями. Соответственно, русофоб не стал бы публиковать у себя на странице статью о том, что российское военное судостроение превзошло всю Европу, а сторонник существования рептилоидов не питал бы интереса к действительно научным исследованиям, результаты которых есть в открытом доступе.
Ко всему прочему, не стоит забывать и о том, что сейчас колоссальные объёмы информации не всегда позволяют отследить источник, и далеко не каждый читатель горит желанием перепроверить, откуда берёт начало та или иная публикация, но при этом становится её распространителем либо обеспечивает ей дополнительные просмотры за счёт комментариев. Подобные способы коммуникации становятся предметом коммерции, о чём свидетельствует такой пример, как таргетирование: для того, чтобы определённый контент был показан с наибольшей вероятностью, достаточно даже одного-двух случайных переходов на страницы с похожим содержимым.
Отчасти причиной распространения фейков может быть банальная некомпетентность издания. Об этом рассказал экс-руководитель Пресс-центра МВД России Марат Сыртланов. «При этом в ряде случаев некомпетентность же служит авторам фейка оправданием в случае привлечения к ответственности», - отметил эксперт.
«Мы боремся со следствием, а не с причиной»
По словам Марата Сыртланова, нередко недостоверная информация поступает в Рунет из Белоруссии и Казахстана. «Местные сепаратисты не одобряют политику России в отношении Крыма, Донбасса и Сирии», - объясняет эксперт. - Более того - они боятся того, что Россия, по их мнению, "оттяпала" Южную Осетию, Абхазию, Крым, и со временем "отберёт" Донбасс у Украины и Витебскую область у Белоруссии, а также освоенную в советский период казахскую целину. Неслучайно, что оппозиционеры этих стран заручились поддержкой Запада на случай, если подобное, якобы, произойдёт. Поэтому нельзя недооценивать опасность фейков. Наша проблема в том, что в России недостаточно специалистов и собственных технических средств профилактики распространения фейков - получается, что мы боремся со следствием, а не с причиной, побудившей людей разносить недостоверную информацию. Фейки рождаются там, где есть недоработки наших официальных СМИ, где недопонимание тех или иных процессов, из-за чего кому-то действия властей кажутся непоследовательными или даже неадекватными, и где есть, что скрывать».
Ложные «опята»
И если предпринимателей можно понять, а малограмотных или излишне доверчивых простить, то иная картина складывается с теми, кто распространяет ложную информацию со злым умыслом.
С тех пор, как Украина стала иноантироссийским проектом, на её территории основательно взялись за создание кибервойск, чьей основной задачей стало наполнение просторов Интернета дезинформацией, направленной на создание негативного образа нашей страны. Так, после принятия Доктрины войск связи и кибербезопасности ВСУ и стратегии кибербезопасности Украины на 2021-2025 годы специальные войска ВСУ регулярно участвуют в проведении операций «по обеспечению безопасности киберпространства» совместно с Объединёнными вооружёнными силами (ОВС) НАТО.
Подобные структуры есть и в странах НАТО: после того как коллективный Запад объявил информационную войну России в 2015 году, в Европе появились такие «экземпляры», как варшавский Центр анализа пропаганды и дезинформации, пражский Центр по борьбе с терроризмом и гибридными угрозами и хельсинкский Европейский центр по борьбе с гибридными угрозами, к работе которого присоединились Франция, Норвегия, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Швеция, Германия, Эстония, Испания и США, а также службы НАТО и ЕС. И если европейские центры направлены на анализ и противодействие «кремлёвской пропаганде» в информационном пространстве стран ЕС и НАТО, то украинский центр активен не только в укрнете, но и на всех русскоязычных площадках - достаточно заглянуть в обсуждение любой новости, и обязательно найдётся, как минимум, один комментарий о принадлежности Крыма и Донбасса (даже если сама публикация к этому не имеет отношения).
С чужого «Голоса»
Однако не стоит полагать, что у нас в стране нет источников вбросов. Не так давно движение «Голос», признанное иноагентом в 2013 году, вновь стал «героем» новостей - в СМИ была слита методичка «Голоса», согласно которой члены организации должны придумывать и тиражировать нарушения на выборах, если действительных нарушений не обнаружат. Об этом в интервью телеканалу НТВ рассказал политолог Олег Матвейчев: «На протяжении многих лет "Голос" рассказывает о нарушениях на тех или иных выборах. Которые потом проверяются избиркомами и не находятся избиркомами. Это просто фейк, а они даже после того, как им указали, что это фейк, уберите это, они не убирали и продолжали тиражировать, причём не только чужие, но и собственные».
На данный момент «Голос» проводит семинары в сотрудничестве с БДИПЧ ОБСЕ, в которых наблюдателей движения учат организовывать провокации для срыва голосования и создания поводов для признания выборов нелегитимными. В «Голосе» даже не скрывают, что собираются самостоятельно инициировать нарушения и скандалы. Об этом пишет Telegram-канал «Опер пишет...» и приводит фрагмент семинара.
Организаций, подобных «Голосу», в России предостаточно, и у них присутствует аудитория, значительную часть которой составляет молодёжь, а также взрослые, из тех кто в «девяностые» был более успешным, чем сейчас.
Что слукавишь, то и пожнёшь
Конечно, нельзя сказать, что в России ничего не предпринимается для борьбы с фейками. В частности, с 2019 года в нашей стране действует пакет федеральных законов, запрещающих публикацию недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом правдивых сообщений. Как отмечается в справке Государственно-правового управления Президента, закон «устанавливает административную ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В качестве санкции предусмотрена блокировка ресурсов с фейковой информацией, а также система штрафов. Так, первое нарушение обойдётся физическим лицам до 100 тыс. рублей, а юридическим - до 500 тыс. (для должностных лиц - до 200 тыс.). В случае, когда публикация ложной новости повлекла тяжелые последствия, размер максимальной планки штрафа увеличивается в 3-4 раза.
Причём для блокировки ресурса не требуется решение суда - предписание генерального прокурора либо его заместителей направляется в Роскомнадзор, а тот, в свою очередь, требует от редакции/владельцев ресурса в течение суток удалить фейковую информацию. В противном случае доступ к ресурсу блокируется, но возобновляется после того, как запрещённый контент будет удалён владельцами, а надзорное ведомство удостоверится в этом. И хотя прецеденты применения этого пакета законов уже были, проблема распространения фейков остаётся актуальной, поскольку всё ещё остаётся значительная брешь в профилактике, которая заключается даже не столько в редакционной политике того или иного новостного источника, сколько в головах самих читателей - индивидуальная картина мира. Поэтому антифейковые законы и исследования контента, в том числе с применением семантического анализа и машинного обучения, и грамотное таргетирование способны лишь подправить ситуацию, но не искоренить явление, которое существует с тех пор, как появилась человеческая речь.