Кто в 1918 году спихнул Россию на путь Большого террора
Накануне очередной годовщины Октябрьской революции 1917 года вспомним анекдот советских времён. Большое застолье на Кавказе, тамада говорит тост: «Предлагаю выпить этот бокал за лучшего джигита всех времён и народов - Владимира Ильича Ленина! Я не знаю, как он скакал на коне, не знаю, как метко он стрелял из винтовки и сколько врагов убил лично. Но как он отомстил за брата!»
Революция и последующая за этим разруха, как месть за брата - это гротеск и это сильно! Однако вопрос - принимал ли вождь пролетарской революции решение о казни царской семьи лично? - до сих пор остаётся открытым. В начале 1990-х годов, когда мы яростно самоизобличались перед Западом, вышел чисто конъюнктурный художественный фильм режиссёра Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», где это прямо утверждалось. Но давайте проанализируем, что на этот счёт говорят исторические документы, проясним, к чему привела децентрализация власти в Советской России в тот период и какова роль в этом британской разведки. Сразу поясним, откуда берём информацию. Это исключительно раздел Госархива, посвящённый гибели царской семьи.
Что делать с Николаем II
В советский период в истории напрочь замалчивался один реальный факт - жёсткое политическое противостояние в апреле-июле 1918 года Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) во главе с Владимиром Лениным и большевистского исполкома Уралоблсовета во главе с Александром Белобородовым и Филиппом Голощёкиным на тему судьбы Николая II и его семьи. Почему это пытались оставить в «тени истории» совершенно понятно - коммунистическая партия вела страну вперёд под лозунгом: «Народ и партия - едины!» и поэтому категорически не могла зародить даже тень сомнения в собственном единстве и несокрушимости жёсткой управленческой вертикали. Однако это было и причём в форме неразрешимого идеологического противоречия.
Итак, в 1917 году происходит Февральская революция, после которой царь с семьёй помещается под арест в Царском селе. Временное правительство пытается избавиться от неудобного в политическом плане узника и стремится сбагрить его хоть в какую-то из европейских стран. Заявление Керенского: «Царь в моих руках и руках генерал-прокурора. Он обратился к правительству за покровительством. Революция прошла бескровно, и я не хочу омрачить её. Царь под моим наблюдением будет отвезён в гавань, посажен на корабль и отправлен в Англию». Англия согласна принять при условии, если Россия выделит деньги на содержание царской фамилии.
С 6 по 13 апреля 1917 года в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Временному правительству поступают телеграммы крестьянских съездов, собраний делегатов с предложением «арестовать бывшего царя, заключить его в Петропавловскую крепость, назначить самый строгий суд и конфисковать имущество». Англия в лице короля Георга V, являющегося двоюродным братом Николая II, отказывается принять Романовых.
Появляется фактор политической целесообразности суда на бывшим самодержцем - требование народа. Временное правительство, чтобы не допустить самосуда, принимает решение о ссылке царя в Тобольск, куда он прибывает 4 августа 1917 года. Николай II с семьёй живёт в доме бывшего генерал-губернатора под охраной, но без особых ограничений: гуляет, принимает посетителей. Зреет заговор монархистов с целью освобождения царской фамилии, собираются деньги, боевые группы офицеров, служатся молебны в церквях.
«Именно всероссийский суд!»
После Октябрьской революции, когда власть захватили большевики, молодой Советской России были необходимы укрепление и легитимизация своего статуса, то есть объяснение причин революции российской и мировой общественности. Для этого вождь большевиков Владимир Ленин категорически настаивал на переводе царской семьи из Тобольска в Петроград и проведении открытого суда над Николаем II и его женой Александрой Фёдоровной (немки по происхождению), предательство которой, по мнению большевиков, в годы Первой мировой войны дорого обошлось России.
«Именно всероссийский суд! - доказывал Ленин Свердлову, - с публикацией в газетах. Подсчитать, какой людской и материальный урон нанёс самодержец стране за годы царствования. Сколько повешено революционеров, сколько погибло на каторге, на никому не нужной войне! Чтобы ответил перед всем народом! Вы думаете, только тёмный мужичок верит у нас в доброго батюшку-царя. Не только, дорогой мой Яков Михайлович! Давно ли передовой ваш питерский рабочий шёл к Зимнему с хоругвями? Всего каких-нибудь 13 лет назад! Вот эту-то непостижимую "расейскую" доверчивость и должен развеять в дым открытый процесс над Николаем Кровавым».
Очень важный момент - грозил ли в тот момент Николаю II и его жене смертный приговор? Безусловно - нет! Так как в момент Октябрьской революции, а именно 25 октября (7 ноября) 1917 года был принят Декрет об отмене смертной казни. Советской России была важна не месть Романовым, а их политическое разоблачение.
29 января 1918 года Совнарком под председательством Ленина принимает решение (протокол № 59, пункт 21) «О переводе Николая Романова в Петроград для предания суду». В связи с отменой смертной казни Николаю II и его супруге грозит только тюремный срок, а реальнее всего - ссылка или эмиграция (для замирения со странами, поддерживающими царскую династию - в Германию, Британию, Францию, Испанию и т. д.).
Однако 16 февраля германское командование официально заявило советскому представителю в Брест-Литовске, что в 12 часов 18 февраля заканчивается перемирие между Россией и Германией и возобновляется состояние войны. 18 февраля германские и австро-венгерские войска начали наступление по всему Восточному фронту. Враг приближается к Петрограду.
Столице революции грозит захват немцами, и 20 февраля Совнарком принимает постановление: «поручить Комиссариату юстиции и двум представителям Крестьянского съезда подготовить следственный материал по делу Николая Романова. Вопрос о переводе Николая Романова отложить до пересмотра этого вопроса в Совете Народных Комиссаров. Место суда не предуказывать пока». Среди присутствующих - Сталин, Свердлов и др. Назначается следственная группа, основные обвинения - расстрел рабочих 9 января 1905 года, казни революционеров, предательство интересов России со стороны императрицы Александры Фёдоровны. Перевод бывшего царя в Петроград отменён, Советское правительство переезжает в Москву.
Эвакуация из Тобольска и миссия Яковлева
Март-начало апреля 1918 года. В Тобольске практически готов к осуществлению контрреволюционный заговор с целью освобождения Николая II. Местные большевики ставят об этом в известность Москву. Царя необходимо увезти из Тобольска и временным пристанищем, из-за наличия мощной большевистской организации, предлагается Екатеринбург. В свою очередь, у руководства местных большевиков - Уралоблсовета своё видение на судьбу царской фамилии - революционная целесообразность. Рабочие уральских заводов на многочисленных митингах требовали казни Романовых.
Примерить на себя роль царских палачей желали многие, причём не только большевики, но и эсеры и анархисты. Одновременно на Урале, независимо друг от друга, местные большевики, эсеры и анархисты готовятся к расправе над бывшим императором. Из Екатеринбурга в Тобольск скрытно и разрозненными группами отправляется отряд большевиков-ликвидаторов.
И надо здесь особо отметить роль Британии, которая категорически не желала откровений Николая II на открытом судебном процессе, где могли всплыть многие нелицеприятные вещи, в том числе невыполненные с её стороны договорённости по поддержке России в войне, а также встать вопрос царского золота, вывезенного в Лондон. Уральские анархисты в тот момент были полностью под колпаком британской разведки и готовили своё покушение на царя.
Москва узнаёт о желании Уралоблсовета расправиться с царской семьёй. Чтобы не допустить этого, ВЦИК организует миссию комиссара Василия Васильевича Яковлева, наделённого особыми полномочиями, с хорошо вооружённым отрядом в 200 человек. Официальная цель данной миссии - перевезти Николая II в Екатеринбург, тайное задание - привезти царя в Москву для суда.
Яковлев прибывает в Тобольск, здесь ему с трудом удаётся убедить местных большевиков отдать Николая II под его полномочия и перевезти в Екатеринбург. На царя готовится покушение, но Яковлев не допускает этого и разгоняет окружившую дом с Николаем II вооружённую банду. У него возникает другая проблема - категорическое нежелание Николая II покидать Тобольск. Яковлев долго убеждает царя, что ему и его семье в Тобольске грозит реальная опасность, что его готовятся убить. Царь соглашается на переезд. С ним едет только Александра Фёдоровна и дочь Мария. Остальные члены семьи из-за приступа болезни царевича Алексея остаются в Тобольске и приедут в Екатеринбург позднее.
От Тобольска до Тюмени примерно 200 вёрст на санях и повозках по весенней распутице. Яковлев садится в сани вместе с царём, запрещая ехать тому вместе с царицей. Он полагает что те, кто попытается убить царя по дороге из Тобольска в Тюмень, не будут стрелять в Николая II, если рядом сидит комиссар. Есть документальное свидетельство, что уральские большевики планировали разоружить отряд Яковлева и захватить Романова. Потом был более радикальный план - уничтожить отряд вместе с царём по дороге в Тюмень. Но уральские красноармейцы, несмотря на приказ своего командира, отказались стрелять из засады в московских красноармейцев отряда Яковлева.
«Русский поезд» на перепутье
Обоз с царской фамилией прибывает в Тюмень. Здесь отряд Яковлева с царём, царицей и их дочерью садится в поезд. План Яковлева был таков: информировать Уралоблсовет, что едет в Екатеринбург, но на первом же разъезде повернуть и ехать в Омск, а затем в Москву. Совнарком ведёт двойную игру: формально ставит Уралоблсовет в известность, что поезд идёт в Екатеринбург, а задание Яковлева - привезти бывшего царя и его супругу в Москву по промежуточному маршруту через Уфу.
27 апреля экстренный поезд номер 8 ВА с Романовыми и отрядом Яковлева отбывает из Тюмени и 28 апреля прибывает в Омск. Совнарком подтверждает полномочия Яковлева и требует от местных большевиков оказывать ему всяческое содействие. Уралоблсовет узнаёт, что поезд с Романовыми следует мимо Екатеринбурга и поднимает тревогу. Он блокирует все ближайшие станции следования, не давая увезти Романовых. Яковлев обвинён в измене. Поезд стоит в Омске, начинаются долгие переговоры между Москвой и Екатеринбургом.
Именно в этот момент решалась судьба не только царской семьи, но и пути, по которому дальше пойдёт Россия. Москва настаивает на полномочиях Яковлева. Яковлев предупреждает Совнарком, что для царя поездка в Екатеринбург - это билет в один конец, и Романовых там убьют. Романовы осознают, что решается их судьба.
Москва, понимая, что железнодорожный путь блокирован, уступает Уралоблсовету и отдаёт Яковлеву приказ везти Романовых в Екатеринбург. Яковлев обвинён уральцами в контрреволюции. От расправы его спасает только заступничество Свердлова.
Маховик Большого террора
По прибытии в Екатеринбург предпринимается первая попытка убийства царя толпой прямо на вокзале. Но поезд с Романовыми заводят в тупик и их скрытно на автомобилях перевозят в дом Ипатьева.
Май-июнь 1918 г. Жизнь царской семьи в доме Ипатьева. По инициативе Уралоблсовета, один из большевиков, знающий французский язык начинает тайную переписку с Николаем II как бы от имени монархиста-офицера. Потом эту провокацию представляют для Москвы как заговор с целью освобождения Романовых. Не унимается и британская разведка - анархисты готовят нападение на дом Ипатьева и убийство царя. Дом обносится вторым забором, усиливается охрана и устанавливаются дополнительные пулемёты.
Начало июля 1918 г. На Урал наступают белочехи и Колчак. Первую санкцию на казнь Романовых Уралоблсовет пытается получить 12 июля, но получает отказ. Совнарком твёрд: только публичный суд над Романовыми и никакой казни, так как она запрещена декретом. Второй раз Уралоблсовет пытается получить санкцию на казнь днём 16 июля, но опять получает отказ.
Вечером в этот же день его президиум собирается на заседание, где принимается решение о казни Романовых наступающей ночью. Что дальше - известно. В истории описана и драматическая сцена - гробовое молчание на заседании Совнаркома 17 июля, после получения телеграммы от Уралоблсовета о казни Романовых. Резолюция заседания лаконична: «Принять к сведению».
Далее следует раскручивание маховика взаимного террора всеми конфликтующими сторонами революции: покушение на Ленина, убийство Урицкого, в ответ - «красный террор», массовые расстрелы в Москве и Петрограде. Убийство становится эффективным инструментом политической борьбы и воспринимается уже как норма классового противостояния. «Большой террор» 1930-х годов берёт свои истоки именно отсюда.
Подтверждающие документы из Госархива:
27 апреля. Телеграмма комиссара В.В. Яковлева и командира отряда П. Гузакова председателю ВЦИК Я.М. Свердлову о необходимости изменить маршрут по чрезвычайным обстоятельствам, о попытках екатеринбургских отрядов уничтожить «багаж» (Николая II), о безумии везти «багаж» в Екатеринбург, с предложением перевезти «багаж» в Симский горный округ (Уфимская губерния) для обеспечения его сохранности.
27 апреля. Запись переговоров по прямому проводу председателя ВЦИК Я.М. Свердлова и комиссара В.В. Яковлева о разрешении Яковлеву ехать в Омск и ждать дальнейших указаний, явиться к председателю Омского совдепа В. Косареву и вести всё «конспиративно».
Телеграмма 27 апреля председателя ВЦИК Я.М. Свердлова в Омск председателю Западно-Сибирского совета В.М. Косареву о скором приезде в Омск Яковлева с «грузом», о необходимости конспирации, об оказании Яковлеву «всяческого содействия».
28 апреля. Телеграмма Екатеринбургского облсовета в Совнарком о действиях комиссара В.В. Яковлева при эвакуации Николая II из Тобольска: «Вашим комиссаром Яковлевым Николай Романов был привезён из Тобольска в Тюмень сегодня утром. Яковлев направил поезд в Екатеринбург, но с первого разъезда повернул его обратно и повёл его на Омск... Сегодня поезд с Урала ускользает по неизвестным нам причинам явно вопреки распоряжения Свердлова…»
28 апреля. Телеграмма № 6709 из Екатеринбурга председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова и председателя Уральского обкома РКП(б) Г.И. Сафарова председателю Совнаркома В.И. Ленину и председателю ВЦИК Я.М. Свердлову об изменении комиссаром Яковлевым маршрута движения поезда с членами царской семьи и с требованием ареста Яковлева.
28 апреля. Телеграмма председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова и члена Президиума Ефимова (по поручению пленума облсовета), переданная на станции Н. Николаевск, Тайга, Анжерка, Ачинск, Красноярск, Иркутск, с обращением к местным советам, коммунистам и левым эсерам о немедленном задержании поезда с Романовыми, об аресте комиссара Яковлева и отправке всех лиц в Екатеринбург в распоряжение Уральского облсовета.
28 апреля. Телеграмма председателя Совнаркома В.И. Ленина и председателя ВЦИК Я.М. Свердлова Уральскому облсовету и областному комитету большевиков А.Г. Белобородову, Г.И. Сафарову, Ф.И. Голощёкину, Е.А. Преображенскому, Б.В. Дидковскому о том, что Яковлев действует согласно полученных указаний и что подробности будут сообщены специальным курьером, с требованием «абсолютно ничего не предпринимать без нашего согласия», «Яковлеву полное доверие», «никакого вмешательства».
28 апреля. Телеграмма № 3507 из Екатеринбурга председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова в Омск, станции Татарская, Барабинск, Чулымская, Новониколаевск, в Совдеп, Совжельдеп, Тетраком об изменении комиссаром Яковлевым маршрута движения поезда с Романовыми вопреки распоряжению ЦИК, о стремлении Яковлева вывезти бывшего царя из пределов революционного Урала, с требованием остановить поезд и направить его в Екатеринбург.
29 апреля. Телеграмма председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова председателю ВЦИК Я.М. Свердлову о провокационных действиях комиссара В.В. Яковлева при переводе Николая II в Екатеринбург: «28 апреля Омской [железной] дорогой отправился экстренный поезд номер 8 ВА под начальством комиссара Яковлева…»
6 июля 1918г. Убийство в Москве германского посла Мирбаха левыми эсерами.
13 июля в Уралоблсовет приходит экстренная правительственная телеграмма усилить меры по охране царя из-за раскола среди эсеров - ещё один довод в пользу того, что Ленин не планировал уничтожать Романовых.
В предлагаемом разделе Госархива есть вся переписка по данной ситуации, и это подлинные события.