Дави на «Газ(пром)»!, или Когда Запад начнёт воевать с нами за наши же ресурсы
До определённого момента никто не сомневался, будто, пролетая как-то в качестве госсекретаря США над российскими просторами, Мадлен Олбрайт выразилась в том смысле, что, дескать, «ни о какой мировой справедливости не может быть речи, пока такой территорией, как Сибирь, владеет одна страна».
Но дорогие россияне, которые прежде безропотно глотали каждое западное слово, вдруг жутко оскорбились и стали при любой возможности утверждать, будто идеологически Олбрайтиха ничем не отличается от Гитлера с его Drang nach Osten. И такое сравнение стало до слёз обидно богемской еврейке, семья которой в 1939 году, после оккупации Чехословакии немцами, эмигрировала в Лондон, а потом и за океан.
Тут же на защиту её чести и достоинства грудью встала российская либеральная общественность и с пеной у рта принялась доказывать, что на самом деле слова, которые приписываются госпоже Олбрайт, это фейк, потому что ссылки на первоисточник нет. Сам «первоисточник», категорически промолчал: возможно, старушка просто запамятовала, чего было и чего не было, а может, плевать хотела, что о ней подумают, тем более, что за годы службы Америке и Госдепу наговорила она немало, в том числе о том, что Россия - золотое дно для инвесторов, вот только «не может утвердить соответствующее законодательство о соглашениях по разделу продукции».
Но в те заповедные времена мечты чаще сбывались у Госдепа, чем у «Газпрома»: в предпоследний день 1995 года Борис Ельцин (утверждают, под нажимом американских «друзей») поставил подпись под федеральным законом № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (СРП), в результате 262 крупных месторождения газа, нефти и прочих ликвидных «залежей» были выведены из-под юрисдикции Российской Федерации.
При этом взамен стране практически ничего не перепало - никаких налогов в казну, поскольку западные компании систематически предоставляли отчёты о своих «огромных затратах» на содержание офисов, оплату проживания сотрудников, перелёт из конца в конец и фантастически дорогостоящее юридическое сопровождение проектов. Годы ушли, чтобы прикрыть эту международную лавочку. В результате сегодня на условиях СРП действуют только два проекта - «Сахалин-1» и «Сахалин-2», где, как нас убеждают, без иностранных инвестиций никак не обойтись. Так может, отменить запрет на рублёвые инвестиции, и все дела?..
Но сейчас не об этом. Последние события показали, что не только Мадлен Олбрайт вскружили голову подземные кладовые Российской Федерации. Видимо, Соглашение о разделе продукции настолько сильно запало в души некоторым западным государственным деятелям, что они до сих пор не видят разницы между своей «трубой» и российской. Например, представитель Госдепа по энергетической безопасности Амос Хохштейн на полном серьёзе заявил, что Россия и «Газпром» сильно разочаровали США тем, что не увеличили инвестиции в добычу газа, чтобы иметь возможность поставлять дополнительные объёмы в Европу, где по его мнению, наблюдается «энергетический кризис».
Будто никто другой этот самый кризис не заметил - вот открыл Америку!.. А ещё регулярно поражает заокеанская непосредственность. Хохштейну ли не знать, что американские компании банально кинули Европу, перенаправив свои газовозы в Юго-Восточную Азию, где цены выше, но при этом он заявляет: Россия «может и должна» поставлять газ в Европу сверх законтрактованных объёмов, не рассчитывая на ускорение ввода в эксплуатацию «Северного потока-2».
Надо отметить, что это тот самый Хохштейн, который работал в качестве независимого директора в Наблюдательном совете «Нафтогаза» и, по версии депутата Верховной рады Андрея Деркача, придумал схему, как заработать 1,5 млрд долл., продавая украинцам российский газ под видом европейского. А когда возникла угроза разоблачения, тут же переквалифицировался в представителя Госдепа по энергетической безопасности.
Не исключено, что схему прокачки дополнительных объёмов российского газа в Европу через ГТС Украины по льготному тарифу (только бы не заработал «Северный проток-2») тоже придумал Амос Хохштейн. Вот и печётся так страстно за дополнительные поставки продукции «Газпрома» - чтобы было чем приторговывать. Иначе говоря, вошёл во вкус.
А вот Верховный представитель Евросоюза по международным делам и политике безопасности Жозеп Боррель (надо же было уродиться с такой почти что углеводородной фамилией) упрекнул Россию в том, что она, дескать, вместо того, чтобы снизить Молдавии цену на газ, оказывает на маленькую, но гордую республику, которая в качестве Бессарабии хочет войти в Великую Румынию, политическое давление. После переговоров, но не с Боррелем, «Газпром» всё-таки сбросил Кишинёву цену, но не настолько, насколько рассчитывала Майя Санду, которая, хоть и выбилась в президенты, похоже, так и не поняла, что одной русофобией сыт не будешь, а в Брюсселе, да и в Бухаресте тоже, есть бюрократия, но нет газовых месторождений.
В итоге высокие договаривающиеся стороны нашли общий язык, но осадок у Кишинёва всё-таки остался. Прежде всего потому, что пришлось признать долг АО Молдовагаз в 709 млн долл. А это обидно, потому что у Приднестровья, которое, как утверждают молдавские эксперты, задолжало 7,4 миллиарда, расчёта «Газпром» не требует. Получается, сокрушаются в Кишинёве, на левом берегу Днестра с точки зрения Москвы живут свои, а на правом - чужие? Именно так - свои и чужие! А как иначе, если не в Тирасполе, а в Кишинёве поставили памятник в честь румынских солдат, которые воевали на стороне нацистской Германии - вместе с вермахтом приходили завоёвывать для себя жизненное пространство на востоке.
Но ведь не завоевали же! Так чего это Жозепу Боррелю (кстати, испанская «Голубая дивизия» участвовала в блокаде Ленинграда) распоряжаться российским газом - синдром Мадлен Олбрайт не даёт покоя? И не Москва, кстати, настояла на том, чтобы «отвязать» цену на газ от цены на нефть и ввести биржевое определение цены. Это всё придумали в Брюсселе, пока на газ не было ажиотажного спроса. При этом на схему ценоопределения активно повлияла и политика: в Брюсселе полагали, что сжиженный сланцевый газ из США и низкие цены на спотовом рынке добьют экономику обложенной санкциями России.
Но тут китайская промышленность, отряхнувшись после пандемии, начала наращивать темпы производства, и американцы повезли свой СПГ туда, где больше платят. И нам так надо, чтобы никто не мог сказать, будто Россия использует свой газ в качестве политического оружия. В общем, в чистом виде экономика, и ничего более! Если нам станет не выгодно торговать газом с Европой, то чем мы хуже американцев?..
Но больше всех удивили как всегда поляки, конкретно - польская компания PGNiG, которая до потери сознания боролась с «Северным потоком-2», заставила через Стокгольмский арбитраж изменить формулу цены и выплатить компенсацию за «переплату» в прошлые годы 1,9 млрд долл., а теперь, когда газовая конъюнктура стремительно поменялась, обратилась к «Газпрому» с просьбой снизить цену - потому что на круг, видите ли, получается слишком дорого... За сезон PGNiG придётся заплатить «Газпрому» 3,95 млрд долл., то есть переплатить 2,55 миллиарда. Но всё абсолютно честно - по формуле, которую поляки сами для себя вырвали у Москвы с кровью, не стесняясь в выражениях. И будет странно, если «Газпром» пойдёт на уступки. За всё в этом мире надо платить, в том числе за подлость в национальном масштабе. За политическую глупость тоже.
Однако вернёмся к той исторической фразе о несправедливом распределении природных ресурсов, которую Мадлен Олбрайт то ли произнесла, то ли не произносила, но так подумала, когда пролетала над Россией. И тут надо заметить, что госпожа Олбрайт, как бы плохо она ни относилась к России (а кто из лидеров западного мира относится к нам сегодня хорошо?), человек очень неглупый.
Она великолепно знает, чего стоят те зелёные бумажки, которые Федеральная резервная система США сколько захочет, столько напечатает, и что стоят реальные «продукты» экономики - нефть, газ, руды, даже чистая вода, наконец. Наверное, осведомлена она и о так называемых пузырях - о том, что финансовая оболочка приобрела гипертрофированные размеры относительно реальной экономики, что объём долга в мире в три с половиной раза больше, чем объём реально созданной продукции - то есть составляет на сегодня 350% мирового ВВП.
Когда-то вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин мечтал строить сортиры из золота. Но в отличие от жёлтого металла, доллар обеспечен разве что финансовыми понтами, и когда ситуация дойдёт до того, что «бакинскими рублями» можно будет оклеивать нужники, добрые европейцы и англосаксы, а также их приспешники обязательно вспомнят, что несправедливо, когда Сибирью владеет одна страна...
Они бы уже сейчас попробовали восстановить «геоэкономическую справедливость», но Сергей Шойгу со своими «Цирконами», «Буревестниками» и «Сарматами» не даёт. Опять сплошное расстройство...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.