Нужны ли России «авианосцы будущего»?
Современная Россия является бесспорным мировым лидером в части приведения своего военно-морского потенциала в полное соответствие с новейшими достижениями научно-технического прогресса в области разработки средств вооружённой борьбы на море.
Несомненным материальным воплощением этого мирового лидерства стали относительно небольшие надводные корабли, оснащённые сверхмощным дальнобойным ракетным оружием. Которое, по сути, делает их боевыми единицами, превосходящими по своим ударным возможностям крупнейшие военные корабли прошлого, в том числе линкоры и авианосцы.
Это уникальное российское «ноу-хау» позволяет сочетать малоразмерный надводный носитель с крылатой ракетой фактически стратегического назначения типа «Калибр», способной наносить сокрушительные удары по объектам противника на дистанции в тысячи километров. Либо с гиперзвуковой ракетой типа «Циркон», являющейся в настоящее время абсолютно смертоносным, неуязвимым оружием против вражеских авианосцев и целых эскадр.
Кроме того, Российская Федерация развивает в аналогичном направлении и подводные силы своего флота. Уже вступили в строй атомные подводные лодки нового поколения, способные наносить удары из-под воды как «Калибрами», так и «Цирконами».
Если суммировать вышесказанное, то следует признать, что в России в настоящее время успешно реализуется программа строительства военно-морского флота именно в той его оптимальной конфигурации, которая максимально подходит для ведения современной войны.
Казалось бы, на этом можно было бы успокоиться и продолжать идти избранным курсом. Тем более, что никто в мире с РФ в этом смысле пока не сравнялся.
Однако, с учетом нарисованной нами оптимистической картины, у вдумчивого читателя может возникнуть вопрос: а зачем тогда в России продолжается модернизация старых и, подчас, очень крупных кораблей, которые явно не вписываются в указанную выше оптимальную концепцию? Вопрос, надо признать, вполне уместный и нуждающийся в адекватном осмыслении.
Действительно, в России отнюдь не стали отказываться от присутствия больших боевых единиц в составе ВМФ. Как раз сейчас завершается плановый ремонт единственного на данный момент российского тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Подходит к концу радикальная модернизация атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», по итогам которой он может стать самым вооружённым в мире боевым кораблём - настоящим плавучим ракетным островом. В Крыму начато строительство первых двух универсальных десантных кораблей проекта 23900, водоизмещением под сорок тысяч тонн. То есть тоже весьма немаленьких.
Кроме того, в России на различных уровнях продолжают рассматриваться планы дальнейшего строительства авианосного флота с учётом новых возможностей уже существующих, либо перспективных российских верфей.
«Минобороны рассматривает три проекта "авианосцев будущего" с атомными энергоустановками, - заявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов. - В текущей программе у нас нет планов по строительству авианосцев, но в будущем это возможно. Мы имеем три проекта по реализации "авианосцев будущего"».
«Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) рассчитывает строить перспективный авианосец для ВМФ России на "Севмаше", - в свою очередь заявил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. - Как только Минобороны примет решение, мы готовы немедленно взяться за его проектирование и строительство. Строительство авианосца для Индии говорит о том, что опыт у нас есть. Этот опыт сосредоточен на заводе "Севмаш", и именно там мы рассчитываем строить авианосец, если он будет заказан военным ведомством. Все компетенции теперь у России для этого есть».
Таким образом, вполне очевидно, что планы строительства большого надводного «всеокеанского» флота в России отнюдь не похоронены, а их реализация имеет вполне оптимистическую перспективу.
И здесь самое время вернуться к «каверзному вопросу» нашего вдумчивого читателя: зачем России, при наличии у неё самой передовой в мире и успешно реализуемой концепции флота оптимальной размерности и высочайшей боевой мощи, идеально приспособленного под задачи будущей войны, возиться с крупными надводными «монстрами» прошлого? Про которых мы сами сегодня говорим, что в век гиперзвукового оружия они становятся критически уязвимыми и ограниченно боеспособными. Действительно, вроде бы явный парадокс.
Однако не будем спешить с выводами. И зададимся на первый взгляд странным вопросом: а достаточно ли для России иметь флот, идеально заточенный только на ведение войны? Первое впечатление - вопрос выглядит совершенно лишённым логики. А для чего ещё может быть нужен военно-морской флот, кроме как для ведения войны?
Отвечаю: помимо задачи ведения войны, не менее, а точнее даже более важной задачей Вооружённых сил РФ в целом и Военно-Морского флота в частности является задача предотвращения войны! Полагаю, что данный ответ настолько очевиден, что его и аргументировать особо не нужно. А раз так, то возникает следующий законный вопрос: а каким должен быть флот, предназначенный для решения этой наиглавнейшей задачи? И является ли он целиком тождественным тому флоту, который создаётся лишь для того, чтобы успешно воевать? Отвечаю: это далеко не факт! Потому что задача предотвращения войны решается несколько иными средствами, нежели простым нанесением уничтожающих ударов по противнику. Причём эти средства как раз и должны быть концептуально основаны на том, чтобы до этих ударов дело вообще не дошло.
Как этого можно добиться? И соответствует ли малозаметный, малогабаритный надводный и, тем более, подводный флот оптимальному решению данной задачи? Есть основания считать, что не вполне соответствует. Причём именно в силу своей малозаметности, а в случае с подводными силами, даже полной невидимости. И это совершенно замечательное для ведения боевых действий качество становится полным антиподом той задаче, которая является важнейшей в мирное время - задаче недопущения войны.
Для успешного решения этой задачи военно-морской флот должен быть, наоборот, максимально заметным. Не зря же в давней морской традиции существует такое понятие, как демонстрация флага. И недаром американские моряки называют свои с виду неуклюжие авианосцы не иначе, как «сто тысяч тонн дипломатии».
Плох тот политик и государственный деятель, который не учитывает общечеловеческой психологии и игнорирует то, на что обращает внимание основная масса населения нашей планеты, которое ещё называют мировым общественным мнением. Этим миллиардам людей нет никакого дела до помянутых нами выше оперативно-стратегических тонкостей. Вроде уникальных возможностей гиперзвука или несокрушимой мощи подводных (невидимых) ракетоносцев. Эти люди имеют полное право реагировать на то, что они хорошо видят своими глазами. И что им, кстати, денно и нощно преподносится со всех экранов планеты.
А на этих экранах доминирует именно картинка, внушающая мировому обывателю совершенно однозначные эмоции. Бороздящие океаны нескончаемые армады американских авианосцев, УДК, крейсеров и прочих эсминцев, под гигантскими, явно для пущей наглядности, американскими флагами, эффектно стартующие с палуб кораблей истребители и улетающие прямо в небо из пусковых труб грозные «Томагавки».
И никто из этой массы обычных людей не будет разбираться в деталях, вроде того, что этот авианосец беззащитен перед российским «Цирконом», а «Томагавк» просто старая летающая труба для российского С-400. Всё это остаётся за кадром. А в кадре сами знаете что.
Нравится нам это или нет, но XXI век - информационный век. Где правит бал и владеет умами миллиардов людей именно внушительная картинка. И не понимать этого, или хотя бы недооценивать это важнейшее психологическое обстоятельство, мы не имеем права. Особенно, если хотим предотвратить войну.
Российское руководство, если судить по решениям, которые оно принимает касательно развития флота, не позволяет себе роскошь чего-то недопонимать. И поступает именно так, как это необходимо. Не только для того, чтобы иметь флот максимально эффективный на случай войны. Но и флот, который бы не менее эффектно демонстрировал миру флаг России в мирное время.
Именно для этого строятся и будут впредь строиться новые большие корабли, которые не позволят Западу продолжать единолично доминировать на экране мирового телевизора и в головах миллиардов людей. И, соответственно, обеспечат России реальную возможность убедить мировое общественное мнение в том, что она присутствует в мировом океане достаточно «весомо, грубо, зримо» для того, чтобы охладить воинственный пыл любого агрессора. Предотвращение войны - такова главная задача Российского флота, соответствовать которой он может и должен в самой полной мере.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.