Американские военные моряки понятия не имеют, как тушить даже на своих кораблях пожары. Куда уж им до мировых
Не прошло и двух лет, как в Америке обнародовали выводы госкомиссии о причинах катастрофического пожара на универсальном десантном корабле Bonhomme Richard (LHD-6). Вполне ожидаемо таковыми причинами оказались полнейшее разгильдяйство военно-морского персонала, начиная от рядовых матросов и заканчивая крупнозвёздными адмиралами.
Всё делалось не так, не там и строго наоборот в сравнении с теми инструкциями, предписаниями и порядками, которые на этот счёт существуют. Системы пожаротушения корабля не работали, военные моряки понятия не имели, как тушить такие пожары, у большинства личного состава не было даже изолирующих противогазов, и они понятия не имели, где их взять.
В общем, «картина маслом» ещё та!
И потому нам остаётся только понять - насколько данная ситуация была, так сказать, эксклюзивной для ВМС США, или, строго наоборот, совершенно типичной и её повторение в будущем совершенно неизбежно.
Думаю, что отрезка исторического времени длиной примерно в сто лет, нам за глаза хватит, чтобы ответить на этот вопрос. И скажу сразу, американцев он не порадует. Ибо их фатальная безалаберность, хроническая ненаучаемость и, пардон, порой даже элементарная тупость, видны, что называется, невооружённым глазом.
Самоубийственный «манёвр»
Отправимся в уже далёкий 1923 год. 9 сентября группа новейших по тому времени американских четырёхтрубных эскадренных миноносцев типа «Клемсон», входившая в состав 11-й флотилии эсминцев ТОФ ВМС США, возвращалась в свою базу Сан-Диего после флотских учений. Не вдаваясь в слишком большие подробности, отметим, что эсминцы двигались в условиях плохой видимости в кильватерной колонне с довольно большой скоростью - 20 узлов. И при этом сверяли направление своего движения по головному эсминцу «Делфи», на котором держал свой флаг командир флотилии капитан 1 ранга Эдвард Хоу Уотсон.
Оный флотоводец с учётом сложной погодной обстановки запретил всем остальным кораблям эскадры самостоятельно определять свой курс и местоположение и следовать только курсу и сигналам флагманского корабля.
В итоге в результате допущенной навигационной ошибки штурманом «Делфи» этот корабль на высокой скорости врезался в прибрежные скалы. А вслед за ним точно такой же самоубийственный «манёвр» повторили ещё шесть эсминцев, следовавших строго за своим лидером. В итоге семь новейших боевых кораблей получили тяжёлые повреждения, погибло несколько десятков моряков, а материальную часть пришлось списать на металлолом.
В этой уже древней американской истории показательно и типично буквально всё:
- Самодурство командующего соединением эсминцев, лишившего своих подчинённых права действовать по собственному усмотрению в сложных погодных условиях.
- Слепая исполнительность командиров других кораблей, безропотно исполнявших гибельные приказы своего флагмана.
- Разгильдяйское поведение старшего на походе, который в это время заперся в своей каюте, где распивал виски со своим личным другом - чиновником Госдепартамента США, которого пригласил на борт прогуляться по океану.
- И самое поразительное. Состоявшийся впоследствии суд никого из виновных не приговорил к тюремному заключению и они даже не были уволены в отставку. Главного виновника катастрофы Уотсона перевели на другую должность, где он прекрасно дослужил до выхода на пенсию.
В этой истории, как в капле воды, сконцентрированы все основные пороки американской военной организации вообще и военно-морского флота в частности.
Самодурство начальства и его же пренебрежение служебными обязанностями, безответственность и некомпетентность подчинённых, плюс покрывающая всё это вопиющее безобразие с тяжёлыми последствиями практически полная безнаказанность и хроническое заметание мусора под ковёр.
Хроника загубленных кораблей
Если мы посмотрим под этим углом зрения на дальнейшую историю ВМС США, в более близкое к нам время, то мы убедимся, что ровным счётом ничего не изменилось.
2018 год. В ходе военно-морских учений НАТО «Trident Juncture 2018» соединение ВМС США во главе с авианосцем «Гарри Трумэн» было отправлено к берегам Норвегии в целью высадки крупного морского десанта. Из-за неграмотного оперативного руководства и отсутствия опыта учебно-боевого применения крупных боевых кораблей в северных широтах, два больших десантных корабля-дока (ДКД) «Ганстон холл» и «Нью-Йорк» попали в тяжёлый шторм.
В результате оба ДКД были сняты с учений и укрылись от шторма в порту Исландии. Высадка десанта была фактически сорвана. Первоначально в местную прессу просочились отрывочные сообщения о серьёзных повреждениях кораблей и десятках получивших ранения членов экипажа. Однако эта утечка информации была моментально пресечена, а в открытой печати до сих пор не появилось ни одной фотографии с борта аварийных судов.
Судя по всему, высшие чины ВМС США наложили «вето» на обстоятельства данного инцидента, чтобы уйти от ответственности за бездумное планирование операций в северных морях с участием неподготовленных к этому кораблей и экипажей.
Март 2020 года. На авианосце США «Теодор Рузвельт» произошла вспышка коронавирусной инфекции. Несмотря на многочисленные рапорты командира корабля Бретта Крозье об опасном развитии ситуации, угрозе утраты авианосцем боеспособности и необходимости принятия срочных мер, командование ВМС полностью игнорировало все его просьбы. А когда информация просочилась в СМИ, стало её категорически опровергать и продолжало делать вид, что нет никаких проблем. Кончилось тем, что на борту корабля заболело свыше тысячи моряков, авианосец утратил боеспособность и разразился грандиозный скандал. Но даже в этих условиях адмиралы не нашли лучшего выхода, чем снять с должности коммандера Крозье и возложить на него вину за «утечку информации». Других проблем у них не было!
Дальнейшее разбирательство было замято ввиду предстоящих президентских выборов.
Что касается новых проявлений американской военно-морской бестолковщины, в духе серийной катастрофы американских эсминцев 1923 года, то аналогичные «подвиги» наследников этих «славных традиций» произошли буквально на наших глазах. Вооружённые до зубов всевозможным навигационным оборудованием американские боевые корабли хронически не способны мирно и без последствий разойтись в море с гражданскими контейнеровозами и танкерами. На этот раз, ввиду международного характера инцидентов, застенчивым американским флотоводцам не удалось замести мусор под ковёр.
Лето 2021 года. Столкновение эсминца «Фитцджеральд» с контейнеровозом ACX Cristal, следовавшим под флагом Филиппин, у берегов Японии 17 июня 2017 и столкновение ракетного эсминца «Джон Маккейн» с танкером Alnic MC 21 неподалеку от Сингапура 21 августа. В результате двух катастроф погибли 17 американских моряков. «Обе эти аварии были предотвратимы, и соответствующие расследования выявили многочисленные ошибки со стороны стоявших на вахте. «Нам нужно работать лучше», - отметил начальник военно-морских операций адмирал Джон Ричардсон.
Столкновение «Джона Маккейна» с шедшим под флагом Нигерии Alnic MC21, подчеркивается в отчете, «было результатом чрезмерной уверенности» экипажа. В результате случившегося эсминец получил повреждение кормы. Танкер перевозил около 12 тыс. т нефти, однако утечки нефтепродуктов в море не произошло. В ВМС США в ходе расследования причин произошедшего пришли к выводу, что командир эсминца игнорировал рекомендации офицеров и штурмана. Также, отметили военные, никто из членов экипажа не был обучен принципам управления кораблем в случае аварии.
А теперь самое время вернуться к тому, с чего мы начали это повествование. К катастрофе УДК LHD-6 Bonhomme Richard. Отмеченное нами выше фантастическое по своим масштабам разгильдяйство, некомпетентность и безответственность членов экипажа УДК, что и стало главной причиной его утраты, выглядит особенно вопиющим на фоне того, что ровно то же самое произошло на американском флоте в 2012 году. Тогда в результате аналогичного головотяпства сгорела дотла прямо в ремонтном доке атомная подводная лодка ВМС США «Майами».
23 мая 2012 года во время нахождения атомной подводной лодки USS Miami (многоцелевой АПЛ типа «Лос-Анджелес») на судоремонтном заводе в Портсмуте (Portsmouth) с целью её технического обслуживания и модернизации на её борту возник пожар. В результате был причинён ущерб в $400 миллионов, семь человек получили ранения. «Два месяца спустя по обвинению в поджоге был арестован работник завода. Обвиняемый работник Кейси Дж. Фьюри (Casey J. Fury) признался, что он устроил пожар 23 мая и ещё один 16 июня (который был быстро потушен), чтобы пораньше уйти с работы домой.»
После этого трагикомического случая, стоившего ВМС США потери дорогостоящей атомной подводной лодки и с учётом выводов проведённых по этому поводу расследований, было разработано множество инструкции и технических регламентов для предотвращения такого рода катастроф.
На ошибках не учатся
И вот прошло ещё восемь лет. Время вполне достаточное для того, чтобы усвоить полученные уроки и не допустить ничего подобного впредь. Но, как вы уже, наверняка, догадались, ровно ничего сделано не было. И УДК LHD-6 Bonhomme Richard сгорел в обстоятельствах, которые иначе как ситуацией «дежа вю» назвать невозможно. Подтверждением чему служат выводы комиссии по расследованию этой катастрофы:
«Каскад неудач – от младшего матроса–срочника, не сумевшего распознать пожар в конце своей дежурной вахты, до фундаментальных проблем с тем, как ВМС США обучают моряков бороться с пожарами на верфях, - ответственен за пятидневный пожар, который обернулся потерей военного корабля-амфибии».
Расследование пожара на борту LHD-6 Bonhomme Richard под руководством бывшего командующего 3-м флотом США вице-адмирала Дж. Скотта Конна обнаружило, что двухлетний период технического обслуживания с расходами в размере 249 миллионов долларов сделал экипаж судна неподготовленным к борьбе с пожаром, который, по его словам, был устроен одним из членов экипажа.
«Хотя пожар начался в результате поджога, судно было потеряно из-за неспособности потушить пожар, - написал Конн в своём расследовании. - В течение 19 месяцев, когда осуществлялось техническое обслуживание судна, неоднократные сбои приводили к накоплению значительного риска и неадекватно подготовленному экипажу, что приводило к неэффективному реагированию на пожар…»
Конн пришёл к выводу, что сбои в обучении и надзоре были по всему флоту – в том числе командования морских систем ВМС, Тихоокеанского флота США, и ряда других командований. Конн выделил 36 человек, в том числе пять адмиралов, которые были ответственны за гибель корабля.
На мой взгляд, вышеописанная «картина маслом» настолько красноречива, а её фатальная неизменность в течение почти ста лет до того очевидна, что делать какие-либо отдельные обобщённые выводы по данной клинической ситуации особого смысла не имеет. И так всё предельно ясно. И, прежде всего, в смысле её полной безнадёжности и неисправимости. И пускай это зарубят себе на носу те, кто обожает при любом случае, часто ни к селу, ни к городу, ставить нам в пример Америку. У которой, между прочим, своих тараканов столько, что на весь остальной мир хватит. В чём мы только что и убедились.