Вице-адмирал Виктор Соколов: «В военной школе альтернативы очному обучению нет и не будет»
© vma.mil.ru
Начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» вице-адмирал В.Н. Соколов.

Вице-адмирал Виктор Соколов: «В военной школе альтернативы очному обучению нет и не будет»

25 января 320 лет назад Петр I издал указ о создании первой в России Навигацкой школы. Какую роль это сыграло в становлении регулярного военного морского флота, в чём секрет качественной подготовки выпускников вузов ВМФ и как к «удалёнке» от семьи и Родины готовят верных флотоводцев в море, а не в учебной аудитории еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия» вице-адмирал Виктор Соколов
25 января 2021, 06:39
Реклама
Вице-адмирал Виктор Соколов: «В военной школе альтернативы очному обучению нет и не будет»
© vma.mil.ru
Начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» вице-адмирал В.Н. Соколов.
Читайте нас на: 

«Россия - единственное государство, где военно-морская школа способствовала становлению и развитию всего светского образования и просвещения»

- Виктор Николаевич, можно сказать, что указом Петра было положено начало военно-морскому образованию в стране? Знают ли об этом нынешние курсанты и слушатели Военно-морской академии?

- Не можно, а нужно. С учреждения Навигацкой школы, или Школы математических и навигацких наук, фактически военно-морское образование в нашей стране и началось. Больше того. Россия - единственное государство, где военно-морская школа дала начало и способствовала становлению и развитию всего светского образования и просвещения.

В первые годы своего существования Навигацкая школа, кроме военных моряков, выпускала геодезистов, архитекторов, инженеров, артиллеристов, гражданских чиновников, писарей и даже «добрых мастеровых». Из неё вышли и первые учителя грамоты и «цифири», заполнившие вакансии во вновь открывавшихся губернских учебных заведениях.

Школа математических и навигацких наук. Новые задачи.
© Художник И.П. Пшеничный
Школа математических и навигацких наук. Новые задачи.

Учреждая это учебное заведение, Пётр I стремился сделать его очагом культуры российского общества. По его приказу специально для Школы выписали из Данцига группу актёров. Немецкие артисты в зале Сухаревой башни в Москве, где располагалась школа, совместно с воспитанниками ставили спектакли и «светские комедии». На премьерах нередко присутствовал и сам Государь. Разумеется, нынешние курсанты и слушатели Военно-морской академии не только знают об этой дате, но по праву ей гордятся.

Традиционно 25 января на Астрономической башне нынешнего Морского корпуса Петра Великого в Санкт-Петербурге поднимается исторический флаг Морского шляхетного кадетского корпуса. Именно так было в день основания Навигацкой школы на верхнем ярусе обсерватории Сухаревой башни. В этот же день педагогами и курсантами производится церемониальный полуденный выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, а в её соборе к усыпальнице Петра I возлагаются цветы.

Подъём исторического флага на Астрономической башне Морского корпуса Петра Великого.
© vma.mil.ru
Подъём исторического флага на Астрономической башне Морского корпуса Петра Великого.

- Совершенно очевидно, разница в обучении между тем, что было тогда и есть сейчас - «дистанция огромного размера», как писал Грибоедов. А есть такие традиции в военно-морских вузах, которые сохранились с того времени?

- Военно-морское образование всегда было неразрывно связано с особой флотской этикой и с теми духовными ценностями и традициями, носителями которых всегда являлись и остаются военные моряки. Вместе с ними во всех походах участвовали священники. Именно они утвердили христианскую традицию поминовения в стенах учебных заведений погибших воспитанников и выпускников. Священники проводили молебны по историческим датам, освящали знамёна, беседовали с моряками, поддерживали их и вдохновляли своим спокойствием и бесстрашием.

Кроме того, они укрепляли традицию воинского братства, основным принципом которого были взаимовыручка и помощь товарищу в трудной ситуации. Известный девиз «Один за всех и все за одного!», который кто-то считает мушкетёрским, а кто-то говорит, что он родился в Швейцарии - является основополагающим на нашем флоте. Особенно в море. Так было 320 лет назад, так остаётся и сегодня, так будет всегда. Моряков, нарушивших законы братства, во все времена презирали и считали предателями.

В год 75-летия Великой Победы руководством страны, Вооружённых сил и Военно-Морского Флота задача по укреплению и усилению воспитательной составляющей отечественной образовательной системы поднята на высочайший уровень. В мае накануне юбилейной даты Президент России Владимир Путин направил в Госдуму соответствующие поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Мы продолжаем традиции приобщения курсантов и слушателей к духовным и историческим ценностям флота и России. Во всех образовательных флотских учреждениях открыты и освящены домовые воинские храмы.

Торжественная церемония выпуска офицеров Военно-морской академии.
© vma.mil.ru
Торжественная церемония выпуска офицеров Военно-морской академии.

«Никогда обучающийся дистанционно не станет настоящим профессионалом»

- Коронавирусная пандемия отправила на удалёнку большую часть российского студенчества, поэтому скептицизм по поводу того, какие специалисты в будущем получатся из нынешних студентов, вполне понятен. Как в этих условиях учатся военно-морские курсанты и офицеры? Возможно, в принципе, овладеть специальностями военного штурмана, минёра, инженера по радиоэлектронике и т.д. дистанционно?

- К сожалению, прошедший учебный год и начало нынешнего действительно оказались сложными для всей образовательной системы страны. И мы тоже сполна испили сию чашу. Однако, к чести нашей системы подготовки кадров, хочу сказать, что курсанты и слушатели, педагогический коллектив, руководящий состав и обеспечивающий персонал выдержали эти испытания вполне достойно.

- Как вам это удалось?..

- Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции были предприняты и продолжают предприниматься меры безопасности как санитарно-эпидемические, так и организационные. В том числе, хотя делалось это очень ограниченно, - и дистанционное обучение.

В соответствии с указаниями министра обороны, наборная кампания-2020 по приёму курсантов в вузы ВМФ проводилась выездными группами преподавателей в субъектах Российской Федерации. А вступительные испытания офицеров для их обучения в Военно-морской академии были организованы с использованием дистанционных образовательных технологий непосредственно на флотах.

Необходимо понимать, что система военного образования имеет значительные отличия от гражданской высшей школы, что существенно ограничивает возможности удалённого обучения слушателей и курсантов. Во-первых, большинство военно-специальных дисциплин включают в себя сведения, составляющие гостайну и их изучение вне стен ВУНЦ ВМФ просто невозможно. Во-вторых, в основе подготовки флотских специалистов лежит практическая составляющая обучения: приобретение соответствующих умений и навыков применения вооружения, военной и специальной техники непосредственно в ходе их эксплуатации. Как говорится, «на железе», а не в виртуальном пространстве.

Никогда обучающийся дистанционно не станет настоящим профессионалом. Но если какие-то гражданские специальности вполне терпят, что их можно освоить по «удалёнке», или потом в процессе становления на ноги, отсутствие нужных навыков в военном деле, неважно - механик ты, артиллерист или ещё кто, - может быть чревато очень серьёзными последствиями. И не только для тебя самого. Ну, нельзя научиться делать подъём переворотом на пальцах, сидя за компьютером, даже с очень хорошим тренером. Обязательно нужен турник и многие часы тренировок. У нас подход к обучению точно такой же. 

Штурманская практика на учебном корабле «Смольный».
© vma.mil.ru
Штурманская практика на учебном корабле «Смольный».

Небольшой пример в подтверждение. Начиная с 2017 года практическая часть госэкзамена по специальности «Кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации» для курсантов ВУНЦ ВМФ независимо от того, проводится ли в море на учебных катерах или на стендах, у нас оценивается и по человеческому фактору компетентной комиссией под руководством главного штурмана ВМФ.

И есть ещё, в третьих; на мой взгляд - в главных. Подготовка высококлассных специалистов возможна лишь внутри воинских коллективов.

Экипажи надводных кораблей, подводных лодок, береговые и авиационные воинские части - это не только тактические единицы. Это, в первую очередь, слаженные коллективы единомышленников, для которых общие задачи и потребности всегда важнее личных. Поэтому обучение слушателя или курсанта внутри воинского коллектива является объективной необходимостью, не подлежащей сомнению. Мы полностью осознаём, что в военной школе альтернативы очному обучению нет.

Несмотря на установленные ограничения, вызванные пандемией, в 2020 году нам удалось провести дальний океанский поход на учебном корабле «Смольный», в котором приняли участие наши курсанты. А часть курсантов штурманско-гидрографического факультета Морского корпуса Петра Великого в период с 3 декабря 2019 г. по 6 апреля 2020 г. участвовала в кругосветной экспедиции на океанографических исследовательских судах ВМФ «Адмирал Владимирский» и «Янтарь».

«Все тяготы корабельной службы всегда ложатся на мужские плечи. Не стоит это менять»

- Как изменился конкурс абитуриентов, поступающих в военно-морские вузы и число обучающихся по сравнению с прошлыми годами?

- Мы проблем с комплектованием первых курсов ни по количественному составу, ни по уровню знаний абитуриентов не испытываем. Средний конкурс в военно-морские училища (институты), входящие в состав ВУНЦ ВМФ, в 2020 году для юношей составлял 5,5 человека на место, для девушек - 12 человек на одно место.

Конкурсный отбор девушек для поступления в военно-морские училища.
© vma.mil.ru
Конкурсный отбор девушек для поступления в военно-морские училища.

В настоящее время девушки проходят обучение по двум военным специальностям высшего образования и по двум военным специальностям среднего профобразования. Высокий конкурс на поступление из числа абитуриентов-девушек позволяет нам отбирать для обучения лучших из лучших. Для обучения девушек-курсантов у нас созданы самые оптимальные условия. Это касается как организации образовательного процесса и быта,  так и занятий спортом, участия в различных культурных мероприятиях.

Правда, пока мы не видим военнослужащих-девушек на боевых кораблях и подводных лодках. Но это не связано с уровнем их подготовки или физической невозможностью исполнять служебные обязанности в море. Традиции Российского ВМФ исторически прививают военным морякам особое отношение к своим матерям, жёнам, дочерям. Поэтому все тяготы корабельной службы всегда ложились на мужские плечи.

Сводная рота курсантов-девушек ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
© vma.mil.ru
Сводная рота курсантов-девушек ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Однако, как знать, может быть, через какое-то время мы вновь вернёмся к вашему вопросу, но уже будем говорить о нём в несколько ином аспекте.

ВУНЦ ВМФ был и остаётся востребованным для получения образования представителями зарубежных стран. По программам высшей военной оперативно-тактической подготовки (магистратура), полной военно-специальной подготовки (специалитет) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовке) мы готовим военных специалистов из более чем 30 стран дружественных России.

Для создания единой системы их подготовки в структуре ВУНЦ ВМФ в 2011 году был создан Центр подготовки иностранных военнослужащих. Он предназначен для обучения иностранных слушателей и курсантов по всем уровням образования, а также подготовки экипажей подводных лодок, надводных кораблей и расчётов береговых ракетных комплексов, которые Российская Федерация поставляет на экспорт в соответствии с международными договорами.

Ежегодно у нас проходят подготовку для военно-морских сил своих государств более тысячи будущих специалистов из-за рубежа.

Подготовка слушателей и курсантов иностранных государств в ВУНЦ ВМФ.
© vma.mil.ru
Подготовка слушателей и курсантов иностранных государств в ВУНЦ ВМФ.

«Наши выпускники способны выполнять задачи любой сложности»

- Что вы можете сказать о качестве образования выпускников вузов ВМФ в последние годы? Есть какие-то сравнительные критерии?

- Качество подготовки выпускников вузов ВМФ с каждым годом возрастает. Свидетельством тому - результаты государственной итоговой аттестации, как по показателю «средний балл», так и по количеству выпускников, закончивших обучение с дипломом с отличием и золотой медалью. В прошлом году средний балл сдачи итоговой аттестации составил 4,6. А количество офицеров, завершивших обучение с золотой медалью и дипломом с отличием, по сравнению с позапрошлыми годами, увеличилось более чем на треть.

О степени подготовленности наших выпускников в своём поздравительном слове по случаю 320-летия военно-морского образования сказал Главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов. Он отметил, что по уровню своей подготовки, полученной в военно-морских вузах, выпускники способны выполнять задачи любой сложности. «Прошедшие столетия стали непрерывной цепью ярких достижений и свершений не только в стенах военно-учебных заведений, но и в море, в науке, в образовании и искусстве». И то, ради чего Пётр I задумывал создание Навигацкой школы, выпускники которой во многом помогли сделать Россию экономически мощной, культурно образованной и военно-независимой державой не только выдержало испытание временем, но и создало хороший задел на будущее.

Главнокомандующий ВМФ адмирал Н.А. Евменов.
© vma.mil.ru
Главнокомандующий ВМФ адмирал Н.А. Евменов.

Для активно развивающегося Военно-Морского Флота России, новых кораблей океанской зоны, оснащённых самым современным вооружением, уникальных систем морского оружия, не имеющих аналогов в мире, нужна не менее уникальная, инновационная и опережающая система подготовки военно-морских кадров. И она у нас есть. 

И есть все условия, чтобы эта система не давала сбоев. В первую очередь, благодаря высококвалифицированному профессорско-преподавательскому составу. В строю наших педагогов - командующие и начальники штабов флотилий разнородных сил, командиры дивизий и бригад, подводных и надводных крейсеров, флагманские специалисты объединений и соединений, лучшие специалисты в своей предметной области. Более 70 процентов из них являются специалистами высшей научной квалификации - докторами и кандидатами наук, профессорами и доцентами. А с такими кадрами, согласитесь, любые моря и океаны по плечу. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама