Вокруг света за 8 дней
© Фото из архива
Советский и российский путешественник Фёдор Конюхов.

Вокруг света за 8 дней

На земле больше не осталось полюсов и вершин, которые не покорил бы Фёдор Конюхов. Но, как выяснилось, есть ещё место для подвига. О своих планах на ближайшее будущее прославленный путешественник рассказал еженедельнику «Звезда»
14 февраля 2021, 08:36
Реклама
Вокруг света за 8 дней
© Фото из архива
Советский и российский путешественник Фёдор Конюхов.
Читайте нас на: 

Кто есть Who

Фёдор Филиппович Конюхов. Советский и российский путешественник, писатель, художник, священник Украинской православной церкви (Московского патриархата).

В одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз на вёсельной лодке. Первый россиянин, побывавший на всех Семи вершинах, и первый совершивший кругосветный полёт на воздушном шаре. Первый человек в мире, достигший пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, а также Эверест (полюс высоты) и Мыс Горн (полюс яхтсменов).

«Мы замахнулись на установление нового мирового рекорда - беспосадочный перелёт вокруг Земли»

- Фёдор Филиппович, если не возражаете, поговорим о том, чего ещё нет, но что будет: о ваших ближайших и перспективных проектах. Например, о перелёте в Крым на «Летающей лаборатории», как этапе подготовки к кругосветному перелёту 2021 года - своеобразному повторению ваших предыдущих кругосветок с использованием энергии солнца. Почему тогда перелёт был прерван, и вместо Евпатории вы сели на таманском берегу - вам пригрозили санкциями за посадку в Крыму или подкачала погода?..

- Вы правы, «Летающая лаборатория» действительно создана как «учебник», по которому я и моя команда, готовящие новую кругосветку, должны научиться всему, что может от нас потребовать будущий полёт.

«Летающая лаборатория» Фёдора Конюхова.
© Фото из архива
«Летающая лаборатория» Фёдора Конюхова.

Если кратко, ещё в апреле 2017-го Виктор Вексельберг представил проект «Альбатрос - вокруг света на энергии Солнца». Для этого предстояло создать пилотируемый самолёт с электрической силовой установкой и солнечными модулями в качестве источника энергии, способный совершать длительные полёты. Инициаторами проекта выступили председатель Совета директоров АО «РОТЕК» Михаил Лифшиц и ваш покорный слуга, которому предоставляется право испытать эту машину в её первом беспосадочном перелёте вокруг Земли.

Изучая опыт предшественников, команда проекта обратила внимание на то, что самолёты создавались без достоверной расчётной базы, без знания количества той энергии, которую самолёт способен собрать на разных высотах и широтах в разное время суток при разных положениях относительно Солнца. Именно этим было обусловлено решение о строительстве «Летающей лаборатории», чтобы учесть все ошибки наших предшественников - швейцарских пилотов Бертрана Пикара и Андре Бошберга, преодолевших в 2016 году на самолёте «Solar Impulse» 42 тысячи километров за 558 часов, при этом совершив 17 посадок.

Мы замахнулись на установление нового мирового рекорда - совершить облёт нашей планеты за один полёт, преодолев 37.000 км при скорости 200 км/ч за 180-190 часов.

Полёт на «Летающей лаборатории».
© Фото из архива
Полёт на «Летающей лаборатории».

Пока идёт проектирование большого рекордного самолёта, в России проходят испытательные полёты на прототипе - самолёте «Летающая Лаборатория», специально оборудованном для отработки технологических решений, которые будут применяться при строительстве самолёта для кругосветного полёта. Он оборудован гибкими солнечными модулями отечественного производства и системами накопления энергии. Размах крыла аппарата - 25 м при весе самолёта всего 900 кг.

Первый полёт мы - президент федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский и я, - совершили в июле позапрошлого года. Самолёт и солнечные панели справились со своей задачей, можно сказать, красиво. Батареи, сам планер работали хорошо, однако, пришлось лететь «с пересадкой». Подвела погода: грозовой фронт, град разгоняли, и это заставило нас приземлиться и задержаться на несколько часов, в таких условиях двигателям не хватило энергии.

- А почему планер?

- Потому что днём 12 часов я буду лететь за счёт солнца, а ночью планировать на высоте 15-17 тысяч метров там, где нет гроз, чтобы к утру опять опуститься тысяч до восьми, а ниже не смогу, обледенею.

- При полёте на шаре «Morton» вы в полной мере оценили силу воздушных потоков, которые наверняка должны будут помогать и электропланеру. Насколько вы полагаетесь на этот атмосферный ресурс?

- Мы полностью полагаемся на воздушные потоки. Когда я летел на шаре «Мorton» в 2016 году, высота была одиннадцать километров двести метров, я там шёл со скоростью 244 километра в час. Сейчас мы планируем лететь выше. Сам самолёт будет лететь на солнечных батареях со скоростью, недостаточной для облёта Земного шара, - сто двадцать, сто сорок километров в час, но воздушные потоки по нашему маршруту на высоте дадут ещё километров 200 в час, и вместе это уже будет за 300. С такой скоростью я, конечно, смогу облететь вокруг света с помощью солнечной энергии.

Полёт на шаре «Мorton» в 2016 году.
© Фото из архива
Полёт на шаре «Мorton» в 2016 году.

- В основной перелёт вы собираетесь отправиться, как и прежде, один? А как со сном? Наверное, понадобится автопилот, или как в Крым, полетите с напарником?

- Автопилот обязателен, а вот напарник… Нет. Полёт мой предполагается, как и всегда, одиночным, он связан с попыткой установления нового мирового рекорда, и тут немаловажно понятие веса. Лишний человек - это лишний вес. У нас размах крыльев будет сорок четыре метра, как у большого «боинга» - у того размах тридцать семь… Если на них идти с большой скоростью, крылья сложатся. Если с малой - самолёт упадёт. Рассчитанная нами их ширина такова, что точно укладывается в концепцию длительного полёта в воздушном потоке при скоростях от трёхсот до трёхсот пятидесяти километров в час.

«Я, можно сказать, морской Гумбольдт»

- Фёдор Филиппович, следующая заявленная вами новинка - 40-фунтовый катамаран на солнечной тяге, на котором у вас запланирован в этом году переход через океан. Это отдельный проект или продолжение проекта «Вокруг Антарктиды»?

- В марте прошлого года в Институте океанологии РАН мы подписали Меморандум о моём сотрудничестве с Институтом. Его цель - изучение всего, что есть в Мировом океане: подводная флора, фауна, экология и гидрография. Я, можно сказать, морской Гумбольдт. Одним из наших первых совместных проектов, действительно, должно будет стать научно-техническое сопровождение Институтом предстоящих переходов через Атлантический и Тихий океаны на катамаране на солнечной энергии NOVA. Они запланированы на 2021-2022 годы. Мы договорились о совместной научной повестке будущих экспедиций и оснащении уникального катамарана NOVA фильтрующими устройствами для сбора образцов микропластика в океанской воде, а также другим исследовательским оборудованием для изучения гидрофизических полей Мирового океана.

В марте прошлого года Ф. Конюхов подписал Меморандум о сотрудничестве с Институтом океанологии РАН.
© Фото из архива
В марте прошлого года Ф. Конюхов подписал Меморандум о сотрудничестве с Институтом океанологии РАН.

Исследования позволят оценить степень загрязнения микропластиком пройденных акваторий, изучить динамику циркуляции океанских вод для создания алгоритма её математического моделирования.

Одиннадцатиметровый катамаран океанского класса NOVA уже изготовлен из прочного углепластика российского производства на верфи в Плимуте по проекту моего друга англичанина Фила Моррисона и спущен на воду. Солнечные батареи изготовила компания «Хевел» в Санкт-Петербурге. На судне будут установлены измерительные приборы, записывающие показания работы солнечных модулей и бортовых аккумуляторов, и полученные данные будут использованы в авиационном проекте «Альбатрос - вокруг света на энергии солнца», о котором я вам рассказал. К концу декабря NOVA перегонят на Тенерифе, ещё раз испытают, и там я должен буду его принять. А в конце февраля - начале марта планировали отчалить в первое плавание, но теперь не знаю, из-за коронавируса всё очень сдвинулось, и мои планы тоже…

- Конечно, вы уже выбрали маршрут...

- Теоретически сначала пройду 3.000 морских миль через Атлантический океан, от Канар до Антигуа. А если всё удастся, то ещё через год - и через Тихий океан из Чили в Австралию, но маршрутом уже длинной в 9.000 миль. Только не через Мыс Горн, как я ходил на «Акросе», а как на «Тургояке» по тёплым местам, где солнечного света в избытке, а значит мы будем обеспечены максимальным питанием для солнечных модулей. Это традиционный маршрут для пересечения океанов с востока на запад в пассатах. В идеале, с точки зрения длительности светового дня, надо пересекать океан в мае, но для такого маршрута май - это уже месяц зарождения тропических штормов, переходящих в ураганы.

Так что к проекту «Антарктида» наш новый проект формально отношения не имеет, но жизнь меня учит, что все они вытекают один из другого.

Маршруты экспедиции Ф. Конюхова на катамаране NOVA.
© Фото из архива
Маршруты экспедиции Ф. Конюхова на катамаране NOVA.

«На Земном шаре такого воздушного шара ещё не шили, и люди ещё такого не видели!»

- Вы собирались подняться на высоту ближнего космоса на воздушном шаре, чтобы убедиться, что земля круглая, что она вращается? А не скрывается ли за завесой слов ваше желание повторить достижения отца и сына Пикаров, на счету которых подъём в стратосферу и погружение в Марианскую впадину? Если вы подниметесь выше, а опуститесь так же, то установите абсолютный рекорд. Впрочем, Ю.А. Гагарин катапультировался с высоты 82 километра, что тоже рекорд. Признайтесь, вы не собираетесь побить и его?

- Не люблю это слово, рекорды не бьют - их ставят. Под этот проект уже построен тепловой воздушный шар, целый год он лежит, ждёт меня, потому что я должен был ещё в апреле 2019-го подняться на нём из австралийской пустыни на двадцать пять километров. На сегодняшний день рекорд подъёма на аэростате за счёт горелок - 21 километр. Виджайпат Синганья, 67-летний бизнесмен и пилот из Мумбая, в 2005 году поднялся на эту высоту, а Пикар поднимался в 1930-х на 18 километров. Я решил обновить рекорд, который держится индийцами полтора десятилетия, но для этого нужен был новый шар, и теперь он есть.

Согласно требованиям Международной федерации авиаторов FAI, претендент на новый рекорд должен улучшить предыдущий результат на 3%. Значит мне, Фёдору Конюхову, чтобы его поставить, необходимо будет подняться минимум до 21.658 метров - это основная задача. Вторая задача - постараться достичь высоты 25.000 метров.

- И откуда ваш новый шар родом - это не тайна?

- Вы почти угадали - тайна, пока ты не решишь, кому заказать снаряжение, которому ты, может быть, будешь обязан жизнью. Учитывая успешный опыт предыдущей кругосветки на шаре «Мортон», я снова остановился на выборе английской фирмы «Cameron Balloons» из Бристоля.

- Особое внимание уделено герметичной капсуле пилота. Со снижением атмосферного давления в пределах околоземного пространства до высоты 20 километров находится примерно 95% всей массы атмосферного воздуха. При подъёме выше кипит вода и начинает закипать межтканевая жидкость внутри организма. Если не использовать герметическую кабину, на такой высоте человек погибнет практически мгновенно.

Если не использовать герметическую кабину, на высоте выше 20 км человек погибнет практически мгновенно.
© Фото из архива
Если не использовать герметическую кабину, на высоте выше 20 км человек погибнет практически мгновенно.
У индийца был шар объёмом 65 тысяч кубических метров, у нашего будет 100 - почти вдвое больше. На Земном шаре такого воздушного шара ещё не шили, и люди ещё такого не видели!

Его гигантские размеры обусловлены сильной разрежённостью атмосферы на высоте в районе 25 километров, значит, заключительная часть полёта пройдёт в слоях стратосферы с очень низкой плотностью воздуха. Огромный объём оболочки как раз и позволит шару оставаться «на плаву» в верхних эшелонах.

Но этот полёт должен быть только первым этапом к ещё более серьёзному - полёту в стратосферу, назначенному на апрель 2020 года, но перенесённому на неопределённое время опять же из-за коронавируса.

«Земля подо мной трижды провернётся со скоростью одна тысяча семьсот километров в час»

- Понятно, что второй этап тоже откладывается. Но приоткройте тайну - на чём в следующий раз вы собрались лететь в стратосферу?

- Второй этап уже начался, он профинансирован, и мы его прорабатываем. Если бы не всякие «если», я бы пообещал твёрдо, что в 2024-2025-м смогу подняться на шаре, но только уже гелиевом, на 41 километр. В 2012-м австрийский скайдайвер Феликс Баумгартнер прыгнул с высоты 37 километров - он превысил скорость звука в падении. Он выпрыгнул с парашютом, а его гелиевый шар, поднявшись ещё на пару километров, лопнул, а сам он благополучно приземлился и стал героем. Это называется «прыжок», а мне парашют заменит подвешенный к шару небольшой планер, который будет иметь не просто крылья, а как у ската плоскость, потому что двигаясь на сверхзвуке до вхождения в атмосферу узкие крылья просто сломаются.

Когда я поднимусь на 40 километров, а я буду в скафандре в герметичной кабине, как космонавт, отцеплюсь и на планере буду падать с огромной скоростью, но, пройдя границу плотной атмосферы, его крылья найдут опору, и свободное падение перейдёт в планирующий полёт. По предварительному плану это 2025-2026 годы.

А на 2028-2029 гг. мы рассчитываем подняться на гелиевом воздушном шаре ещё выше - на высоту 110 километров. Понятно, что на такую высоту только на одном гелии не подняться, и в этом меня консультирует и мне помогает группа космонавтов во главе с Виктором Савиных, одним из спасателей станции «Салют-7», если помните.

Фёдор Конюхов - первый россиянин, совершивший кругосветный полёт на воздушном шаре.
© konyukhov.ru
Фёдор Конюхов - первый россиянин, совершивший кругосветный полёт на воздушном шаре.

- Но на высоте 110 километров над землёй вам светит орбитальный полёт?

- Это не совсем так, точнее, совсем не так.

Когда я поднимусь на 110 километров, то не полечу вокруг Земли, как Гагарин. А встану и буду стоять. А Земля подо мной трижды провернётся со скоростью одна тысяча семьсот километров в час, и я начну спуск, чтобы по расчётам приземлиться в той же точке в пустыне, откуда взлетел.

Этот проект уже нашёл своё финансирование, потому что это далеко не фантазия. Сейчас учёные во многих странах изучают возможность создания аппарата, на котором люди за полчаса поднимаются на высоту 110-120 километров, останавливаются, пьют кофе. Земля проворачивается, и когда в расчётное время они оказываются на широте, допустим, штата Нью-Йорк, начинается приземление. Аппарат автоматически подрабатывается двигателями с тем, чтобы сесть в точно указанное место на точно указанном аэродроме. Это во много раз дешевле и безопасней традиционного перелёта, влияющего плохо на психику и здоровье людей. Вот над чем мы начинаем работать, и я поэтапно буду участвовать в этом интересном проекте.

На дне - всё, как на Луне!

- С предстоящими полётами вы нас познакомили, а как, Фёдор Филиппович, с предстоящими погружениями? Никак отважитесь «нырнуть» в Марианскую впадину?.. 

- Сразу сориентирую: наибольшая глубина Марианской трещины, или жёлоба, как замеряли в последний раз в 1957 году с нашего научно-исследовательского судна «Витязь», - 11.022 метра, а жёлоб Тонга на юго-западе Тихого океана, как предполагают, может быть даже глубже. Марианскую впадину до недавнего времени видели только три человека: это учёный из Швейцарии Жак Пикар с американским военнослужащим Доном Уолшем, а также канадский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон. Но в апреле 2019-го к ним присоединился ещё один человек, легенда Америки, бизнесмен и исследователь Виктор Весково, который на сегодняшний день покорил все главные вершины пяти континентов, и, возглавив экспедицию «Пять глубин», посетил дно всех пяти мировых океанов, составив подробную карту «невидимой стороны» Земли. Весково спустился почти на 11 километров, до самого глубокого места в мировом океане - Бездны Челленджера, и сделал дубль в мае, побив собственный мировой рекорд на 16 метров.

Легенда Америки, бизнесмен и исследователь Виктор Весково, который на сегодняшний день покорил все главные вершины пяти континентов, и возглавил экспедицию «Пять глубин».
© Фото из архива
Легенда Америки, бизнесмен и исследователь Виктор Весково, который на сегодняшний день покорил все главные вершины пяти континентов, и возглавил экспедицию «Пять глубин».

Сегодня современный глубоководный аппарат уже не бочка «Триест» середины прошлого века: опустился - поднялся. Нынешний аппарат, как минимум, должен осуществлять манипуляции рабочими органами и уметь перемещаться на глубине в условиях давления, тысячекратно превышающего привычное атмосферное. Проще идти на Полюс, когда ты видишь, что у тебя под ногами, а Марианская впадина - это обрыв на границе стыковки двух тектонических плит, в зоне движения по разломам, где Тихоокеанская плита уходит под Филиппинскую.

Я отвлекусь: мест, аналогичных этому, с глубинами в районе 10.000 метров, на Земном шаре известно девять, и их надо изучать. А военные уже хотят размещать там ракеты, которые в складках дна можно безопасно и скрытно держать даже на боевом дежурстве - их там и со спутника не разглядишь. Я считаю, что милитаризация глубоководных зон так же невозможна и незаконна, как и милитаризация Антарктиды. 

Сейчас для нашей науки это очень интересная тема, над ней уже работают лучшие умы и конструкторские бюро России. У нашей страны всё для этого есть, и наши технологии лучше, чем в странах, представители которых уже погружались.

Наибольшая глубина Марианской трещины, или жёлоба, как замеряли в последний раз в 1957 году с нашего научно-исследовательского судна «Витязь», - 11.022 метра.
© alternativenergia.hu
Наибольшая глубина Марианской трещины, или жёлоба, как замеряли в последний раз в 1957 году с нашего научно-исследовательского судна «Витязь», - 11.022 метра.

- Но ведь батискаф создать - это не воздушный шар сшить?..

- Наш батискаф изготавливается из расчёта на пятьсот погружений. Понятно, что столько никто не сделает, но в США и Европе уже есть желающие в будущем взять батискаф в аренду, ведь в мире много глубоководных мест.

Разработка и строительство этого аппарата уже оценены в двенадцать миллионов долларов, при этом задействуется только частный капитал. Тормозит, как и остальные мои проекты, пандемия коронавируса. Для активизации строительства я встречался с Владимиром Путиным, объяснил ему, что за границей обещают построить батискаф за два года, но желательно его создать у нас. Владимир Владимирович пообещал помочь и подключил к проекту несколько предприятий, в том числе петербургские конструкторские бюро «Рубин» и «Малахит».

Батискаф для новой экспедиции будет двухместным, вертикальной конструкции, как у Кэмерона, длиной двенадцать метров. Он опустится вниз под действием балласта массой в полтонны, а чтобы не отклониться от траектории, аппарату придётся, как гироскопу, постоянно вращаться. Для всплытия груз просто сбросят, отключив электромагниты. Американец, кстати, очень переживал, находясь на дне, сработает ли реле, отцепится ли балласт? Для перемещения по дну у нашего аппарата задумана дюжина двигателей, а выжить на астрономической глубине пилотам помогут титановая сфера и баллоны со сжиженным кислородом, который через компактный газификатор будет превращаться в кислород для дыхания.

Первое наше погружение было намечено на март 2021 года, но я не буду повторяться, почему это не произойдёт. Проект можно затормозить, а свернуть уже невозможно, и когда всё будет готово, мы отправимся на Филиппины большой исследовательской командой. Но сначала погрузимся вдвоём с Артуром Николаевичем Чилингаровым.

- А что потом? Есть граница мечтам?

- А её нет. Когда Кэмерон поднялся из бездны на поверхность, его первыми словами были: «Через 17 лет я в одиночку высажусь на Луну»…

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама