Бронзовый десант 6-й роты
29 февраля 2000 года начался последний бой 6-й роты псковских десантников. Девяносто десантников 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка Псковской дивизии ВДВ на высоте 776.0 у чеченского селения Улус-Керт столкнулись с крупными силами боевиков и арабских наёмников. Псковские десантники 18 часов бились с превосходящими силами бандитов. Перед рассветом последний оставшийся в живых офицер вызвал огонь артиллерии на себя. Живыми остались шесть гвардейцев. В плен не сдался никто. Тринадцати офицерам и девяти бойцам было присвоено звание Героя России. Двадцати одному из них - посмертно. Остальные десантники были награждены орденом Мужества. Выжили лишь пятеро.
Сердцем причастны
Предприниматель Андрей Павлов решил по-своему увековечить память о десантниках 6-й роты - установить бронзовый бюст на малой Родине каждого из них. Родилась такая идея в городе Холм Новгородской области летом 2017-го года, где в рамках фестиваля военно-патриотической песни «Сердцем причастны» открывали бюст легендарного «бати» ВДВ генерала армии Василия Маргелова. В общении с ветеранами-десантниками появилась идея поставить здесь и памятник младшему сержанту Евгению Исакову, который в составе 6-й роты погиб на высоте 776.0. Он жил в Холме, оттуда пошёл служить, и там же похоронен. Через год идея была реализована. И тогда возникла мысль поставить памятники всем погибшим бойцам героической роты.
Проект давался нелегко и финансировался из личных средств его инициатора. Первые памятники Павлов установил в своих родных местах - в Новгородской и Ленинградской областях. К двадцатилетию подвига псковских десантников на малой Родине почти каждого из них стоял бронзовый бюст. А парни эти уходили на военную службу из многих уголков страны. Сегодня осталось установить памятник Алексею Некрасову в Кирово-Чепецке.
Его мама три раза просила поменять варианты на более похожий, по её мнению, скульптурный портрет сына. А для Андрея Павлова мнение родных и друзей - ключевой момент в реализации проекта. Над первым памятником Евгению Исакову работал новгородский скульптор Сергей Гаев. Душевно получилось. Ему же был поручен памятник Александру Панкратову в Великом Новгороде. Иногда скульпторы сразу улавливали портретное сходство с героем и его характер, а иногда приходилось переделывать. И экономить на этом Павлов не собирался.
Защитник Отечества должен чувствовать себя защищённым Отечеством
Интересно было понять внутреннюю индукцию подобного патриотизма конкретных дел. Сам Андрей Павлов говорит, что его увлечение военной историей началось с детства. От деда он слышал немало рассказов о партизанских делах родного края. Особенно запало в память, что в новгородской зоне немецкой оккупации было немало деревень и сёл, куда нога фашистов так и не ступила - таков был их страх перед партизанами. «Все тогда здесь партизанили в меру своих возможностей», - говорил дед. Память о народных героях окружала Андрея с малых лет. Родился он в селе Петровском Ленинградской области. Оно названо в честь медсестры, младшего сержанта Зинаиды Петровой, погибшей в 1944 году. Когда семья переехала в Токсово, пошёл в школу, носящую имя Героя Советского Союза разведчика Василия Петрова. Потом Павловы жили в селе Поддорье Новгородской области. Село это в 1989 году разделили на две части, и ту, что за рекой Редья, переименовали в Масловское. В честь начштаба отдельного лыжного батальона 23-й гвардейской дивизии капитана Гавриила Масловского, который ценой своей жизни уничтожил вражеский склад боеприпасов. Его последнее письмо сыну можно сегодня увидеть в рамке на стене рабочего кабинета Андрея Павлова, как символ самопожертвования во имя Отечества.
Книжную тематику ненавязчиво задавал отец - любитель исторической литературы. Интересно он рассказывал и о своей срочной службе в танковых войсках. В школе Андрей возглавлял отряд «Поиск». В семи километрах от Поддорья есть мемориальное кладбище Самбатово, на котором похоронено восемь с половиной тысяч человек - в два раза больше, чем нынешнее население района. Там много безымянных могил. «Поисковцы» ухаживали за ними, разыскивали родственников погибших воинов.
Потом была срочная служба в отдельной бригаде охраны Минобороны и Генштаба. Андрей втянулся в её ритм быстро. А вот в политической работе была заметна бессистемность. Видимо, пропало понимание её тогдашней направленности, что патриотически настроенному пареньку из новгородской глубинки было не очень-то понятно. Андрей Павлов на сто процентов уверен, что сыновье чувство к своей стране начинается с обычного ощущения себя защищённым, а потом и надёжным защитником в своей семье. А понятие Родины берёт начало от порога и стен родного дома. Продолжается в привязанности к малой родине, её природе, людям, традициям, истории. И именно это в повзрослевшем человеке, наполняясь масштабностью нового видения и понимания, трансформируется в патриотическую преданность Отечеству.
«Будто сынок вернулся домой»
В процессе реализации проекта памяти 6-й роты выяснилось, что в ней служили уроженцы большинства республик бывшего Союза. Таких в 6-й роте чуть ли ни каждый второй: Фергана, Уральск, Кутаиси, Юрмала, Запорожье, Днепропетровск, Харьков, Витебская область... Потому Павлов и называет иногда свой проект - память последней погибшей роты Советского Союза.
Андрей Павлов убеждён, что мемориальный проект - это не только дань памяти погибшим солдатам Отечества, но и выражение глубокой признательности воспитавшим их родителям. Мама санинструктора 6-й роты младшего сержанта Евгения Хаматова Нина Ивановна на открытии памятника в Подпорожье поделилась своими чувствами: «Будто сынок вернулся домой. Стоит, как живой. Каждый день буду ходить к нему. Навещать, разговаривать...» И для Павлова это - бесценные слова признания востребованности его патриотического дела. Эти солдатские памятники важны не только для родных, друзей, знакомых, сослуживцев погибших десантников, но и для тех, кто с ними никогда не встречался, кто впервые увидит их в бронзе, душой соприкасаясь с солдатским подвигом.
Центр военно-спортивной подготовки «Русичи»
Импульс замечательного дела Андрея Павлова плодотворно срабатывает. В некоторых населённых пунктах его памятники положили начало аллеям Героев. Например, в Орлове Кировской области бюст Василию Сокованову открыли возле школы, которую он окончил. Оказалось, что в разное время там учились шесть Героев Советского Союза. Их родственники во время открытия памятника десантнику обратились к губернатору области Игорю Васильеву с предложением установить бюсты всем шестерым. И он обещал поддержать эту идею.
В процессе сотрудничества с ветеранами-десантниками родилась интересная идея - поставить памятники всем командующим ВДВ. Их девятнадцать человек. Живы четверо. Андрей непременно намерен участвовать в таком проекте.
А ещё в Новгородской области Павлов создал центр военно-спортивной подготовки «Русичи». Им руководит «краповый берет» старший сержант запаса Александр Рассветный. Ребята здесь за двенадцать дней смены успевают понять, что есть иные ценности, кроме шведского стола в пятизвёздочных отелях и лежания на пляже. Их увлекают тактическая подготовка, азы выживания, первая медицинская помощь, стрельба, бег, прыжки, скалолазание.
Воспитание идёт на примерах героев Великой Отечественной войны, афганской и чеченской кампаний, боевых событий в Сирии. Старшие дочери семьи Павловых Алёна и Полина ежегодно проводят в центре несколько смен. А до этого ещё был в Заручевье военно-патриотический лагерь «Вымпел», который умудрились сгубить местные власти, не увидев в нём своей выгоды.
Никто не забыт?
Поисковое увлечение детства Андрей Павлов не растерял и с годами. Пару лет назад он профинансировал издание документальной повести о политруке Александре Панкратове, который закрыл грудью вражескую пулемётную амбразуру ещё 24 августа 1941 года. В книге приведён документально известный список реальных героев, повторивших, как и Александр Матросов, подвиг политрука Панкратова. В нём - 456 фамилий. Многим посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, иные удостоены медалей, орденов. А есть и те, кто остался без всяких наград. В их числе Алексей Шешков из Смоленска, отдавший свою жизнь 14 ноября 1941 года в битве за Москву, азербайджанец Ахмед Бабаев, погибший под Сталинградом в ноябре 1942-го, сибиряк Николай Сергеенко, который перед самой Победой погиб в Германии 22 апреля 1945 года.
- Таких героев, обойдённых почестями, около двухсот человек, - рассказывает Андрей Павлов. - 1 февраля 1944-го у села Поддорье Новгородской области, где я вырос, украинец Яков Пилипенко и киргиз Акматша Тюменбаев легли на вражеский дзот. Их героизм не был отмечен посмертно даже медалями. По-моему, это очень несправедливо.
Книги о великом подвиге воинского самопожертвования Андрей дарил высоким чиновникам, депутатам, прочим уважаемым людям. Просил об одном и том же: «Надо бы ко Дню Победы вернуть долг тем, кто это заслужил. Среди героев много представителей бывших союзных республик. Отличный повод напомнить нынешним соседям, как вместе сражались за общую Победу наши деды». Жаль, что неравнодушному патриоту не удаётся пока убедить наделённых полномочиями людей. Но надежду он не теряет. Дни Великой Победы будут в нашей стране всегда.