Борьба за пентагоновские миллиарды
С учётом американских цен на боевую технику, гонка вооружений в США - дело чрезвычайно прибыльное, а кресло министра обороны, разве что с небольшим преувеличением, - по-настоящему «золотое»... Прикиньте сами, какую, например, выгоду сулит корпорации General Dynamics и её дочерней компании Electric Boat адмиральская идея заменить все субмарины типа «Огайо» на стратегические лодки «Колумбия», если ориентировочная стоимость каждой порядка 6,2 млрд долларов. Сумма на круг получится достаточная, чтобы понять: случайных людей на командных должностях в Пентагоне, ВВС или в ВМС США не бывает по определению. Практически все - лоббисты крупных компаний ВПК, и это ни для кого не секрет.
Достаточно вспомнить Патрика Шэнахэна (одного из шести глав Пентагона, которых меняли как перчатки при Дональде Трампе), лихорадочно критиковавшего, как выясняется, с подачи «Боинга», истребители F-35 производства корпорации «Локхид Мартин». И такая непредвзятая конкуренция в кулуарах Пентагона - явление вполне себе стандартное. Даже если покопаться в мотивах назначения на пост главы министра обороны США афроамериканца Ллойда Джеймса Остина, то, скорее всего, выяснится, что дело не столько в толерантности, сколько в стремлении корпорации «Рэйтеон», входящей, кстати, в «большую тройку» производителей оружия, посадить в это кресло своего человека.
В Пентагоне вообще полно привлекательных должностей. Например, начальник военно-морских операций адмирал Майкл Гилдей напрямую силами флота не командует - его должность считается административной. Однако в его компетенцию входит определение практически всех потребностей ВМС. Именно здесь и зарыта собака. Если речь идёт о новых портах и пунктах базирования, то кто получит заказы на оборудование причалов и береговых сооружений? Не исключено, что подрядчики, которым адмирал «доверяет», - в качестве примера, аффилированные с «Дженерал Дэйнэмикс».
Но ещё большие возможности структурам американского ВПК открывает идея адмирала Майкла Гилдея заменить подводные лодки типа «Огайо» - и как можно скорее! - новейшими атомными субмаринами «Колумбия». И дело, похоже, не только в «военном» расчёте, а ещё и в том, что «Колумбия» в три раза дороже «Огайо». А кто, пребывая в трезвом уме и здравой памяти, откажется от возможности освоить такие деньги?
Впрочем, подводные лодки - это только первое звено цепочки, потянув за которую можно навсегда поправить финансовые дела в масштабе корпорации. Как известно, стратегические атомные подводные лодки третьего поколения типа «Огайо», вступившие в боевой строй американских ВМС в период с 1981 по 1997 год, всё ещё составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США - несут боевое патрулирование в различных точках Мирового океана, включая Арктический регион, находясь в море до 60% времени.
С 2002 года «Огайо» - единственный тип подводных ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Всего их 18, причём 14 вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами «Трайдент» (по 24 единицы на борту), а оставшиеся 4 несут крылатые ракеты «Томагавк». Вот здесь и проявляется конфликт интересов.
Дело в том, что размещение крылатых ракет на ПЛАРБ «Колумбия» не предусмотрено по проекту, а новый глава Пентагона генерал Ллойд Остин долгое время состоял в правлении уже упомянутой корпорации «Рэйтеон», производящей эти самые «Томагавки». Поэтому он вряд ли заинтересован в безальтернативном списании четырёх «Огайо» стоимостью 1,5 миллиарда долларов каждая. И дело здесь опять-таки не в «хозяйском подходе», а в финансовых потерях корпорации «Рэйтеон», которые неизбежны, если все «Огайо», вооружённые крылатыми ракетами, отправят в утиль.
Для большего понимания цены вопроса. Арсенал каждой «Огайо», оборудованной под крылатые ракеты, состоит из 154 «Томагавков» BGМ-109. Ориентировочная стоимость каждого - 1,45 млн долл. США. Стоимость всего боекомплекта для четырёх лодок - без малого миллиард долларов. А если посчитать ещё и запас «Томагавков» на складах, то любому станет понятно, что «Рэйтеон» может потерять не один миллиард.
Такой порядок цифр уже сам по себе предполагает многоступенчатую драматургию борьбы за пентагоновский бюджет. Сначала в пропагандистских целях до маразма была раздута военная угроза со стороны России и Китая, потом, уже для внутреннего пользования, было обосновано решение о нецелесообразности модернизации подводных лодок типа «Вирджиния» и «Огайо» - якобы из-за необходимости перезагрузки ядерного топлива в середине срока службы, тогда как современные концепции требуют, чтобы реактор работал без перезагрузки в течение всего периода жизни корабля. И наконец корпорация General Dynamics Electric Boat, выбранная в качестве разработчика общего ракетного отсека ПЛАРБ «Колумбия», не нашла в своей конструкции места для «Томагавков».
И чего тут удивляться: кому Пентагон платит - тот и заказывает музыку! Для справки: проектом «Колумбия» занимались 3.000 сотрудников Electric Boat и верфи Newport News Shipbuilding, причём только конструкторская проработка и разработка технологий оценивается в 4,2 млрд долл. Хотя это, конечно же, копейки, если учесть, что стоимость жизненного цикла всех лодок «Колумбия» по предварительным расчётам равна 347 млрд долларов.
Высокая стоимость «Колумбий» уже вызвала немало споров. Конкуренты General Dynamics Electric Boat Соrporation утверждают, что столь крупные траты приведут к значительному сокращению объёмов военно-морского строительства в США, что львиную долю оборонного бюджета получит подводный флот и связанные со строительством подводных лодок предприятия ВПК. Однако с приходом в Пентагон экс-генерала Ллойда Остина, работавшего в правлении корпорации «Рэйтеон», возможны самые неожиданные сюжетные повороты. Так что борьба с Boat Соrporation за место под искусственным солнцем американского оборонного бюджета ещё не закончена.
Кстати, ещё не построенная ПЛАРБ «Колумбия» - это американская реакция на наши «Бореи» проекта 955. По ударной мощи они равны, однако России строительство подводного стратегического ракетоносца обходится в 14 раз дешевле, чем Пентагону. Кроме того, «Борей» уже есть и несёт боевое дежурство, а американский ВПК ещё не может договориться с Пентагоном о марже.