И украинская «перемога», и натовский «успех» - всё это курам на смех: после учений к бою и походу готовы
Нет «дыма» без огня
Плановые учения четырёх российских флотов и Каспийской флотилии не только подтвердили высокое боевое мастерство военных моряков, но и до чрезвычайности возбудили НАТО. Хотя ничего из ряда вон выходящего не случилось: всякий раз, когда российское Минобороны проводит плановые манёвры, в Брюсселе и в столицах натовских союзников начинают намекать на русскую военную угрозу, рассуждать о намерениях Москвы под шумок захватить то ли Польшу, то ли страны Балтии, а теперь вот в этот список попала ещё и Украина.
Обычно, когда учебно-боевые задачи были решены, а участники манёвров возвращались в места постоянной дислокации, всё стихало. Но на этот раз, стоило Сергею Шойгу объявить о завершении учений, Запад тут же объявил о невиданной победе: дескать, Кремль испугался (то ли ВСУ, то ли войск НАТО - нужное подчеркнуть) и отступил... И только недоверчивые шведы усмотрели в завершении российских учений и отводе войск от украинской границы «дымовую завесу». Правда, с викингами и не такое случается, если переесть мухоморов...
На самом деле о проведении тактических, тактико-специальных и двусторонних учений в рамках масштабной контрольной проверки боеготовности Вооружённых сил России в период с 6 по 30 апреля Минобороны РФ поставило в известность мировую общественность ещё в начале месяца. И тот, кто хотя бы самую малость разбирается в военной специфике, должен понимать, что всё было спланировано заранее, причём независимо от событий на Украине. Так что и украинская «перемога», и натовский «успех» - всё это курам на смех. Российской армии вполне хватает мобильности, чтобы действовать без томительных приготовлений...
Также и флоту. Как отметил главком ВМФ адмирал Николай Евменов, все флоты, Каспийская флотилия и береговые части в полном объёме отработали учебно-боевые мероприятия и, если что, готовы к бою и походу.
Тихоокеанцы
На Дальний Восток день приходит почти на десять часов раньше, поэтому тихоокеанцы взялись за дело первыми. Личный состав камчатского соединения морской пехоты в ходе батальонного тактического учения совместно с подразделениями Северо-востока России прорвал противодесантную оборону условного противника. Затем была осуществлена высадка комбинированного морского и воздушного десантов на необорудованное побережье по всей линии фронта, где окопался «супостат».
Наряду с обычным десантированием с больших десантных кораблей (БДК) «Адмирал Невельской», «Пересвет» и «Ослябя» морские пехотинцы отработали атаку с воздуха в составе десантно-штурмового батальона. Высадка проходила парашютным способом из самолётов Ан-12 и Ан-26. А захват и удержание участка прибрежной полосы до подхода основных сил обеспечивали боевые пловцы при поддержке звена вертолётов Ка-29, Ми-8АМТШ и боевых тактических групп на скоростных плавсредствах.
Там же на Камчатке морские лётчики, используя бортовые противолодочные комплексы, провели групповой поиск подводных лодок «противника». После обнаружения лодки, которую имитировала российская субмарина, экипажи осуществили минные постановки и противолодочное бомбометание на маршрутах возможного развёртывания кораблей и подводных лодок.
Уникальность этого учебно-боевого упражнения заключалась в том, что впервые оно выполнялось в составе тактической группы, в которую входили пять противолодочных самолётов Ил-38 и Ил-38Н из смешанного авиаполка Войск и сил на Северо-востоке России.
В это же самое время на юге Приморского края флагман Тихоокеанского флота гвардейский ракетный крейсер «Варяг», фрегат «Маршал Шапошников», корветы «Громкий» и «Совершенный» провели артиллерийские стрельбы, «уничтожив» морские и береговые цели условного противника. Затем ударная корабельная группа провела тренировку по организации ПВО с выполнением стрельб по воздушным мишеням.
Балтийцы
На Балтике первыми вступили в дело расчёты подвижных береговых ракетных комплексов «Бастион». Боевые машины совершили марш в район развёртывания и заняли позиции на необорудованном побережье моря. После того как корабли условного противника были обнаружены, по ним были нанесены ракетные удары, имитированные электронными пусками. Всё же остальное проходило реально - и марш в назначенный район, и приведение комплексов к бою, и учебные действия при отражении авиаударов, и борьба с диверсионно-разведывательными группами условного противника.
Слаженно действовало и подразделение десантно-штурмовой роты морской пехоты Балтфлота, которое высаживалось на побережье Калининградской области с двух однотипных малых десантных кораблей на воздушной подушке «Евгений Кочешков» и «Мордовия».
Справка
МДКВП «Евгений Кочешков» (пр. 12322 «Зубр») - самый большой в мире десантный корабль на воздушной подушке. Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Способен развивать скорость до 60 узлов. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, «Зубры» могут передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника.
Проведя учебный бой с условным противником, балтийцы заняли плацдарм и держали круговую оборону до установленного часа. Во время перехода к месту высадки КВП с десантом специалисты ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей выполнили стрельбы по надводным и воздушным целям из 30-мм автоматических установок комплекса АК-630.
Каспийцы
Каспийская флотилия на этих учениях действовала сразу на двух морях. Одна тактическая группа в составе 15 единиц (три артиллерийских, восемь десантных катеров и суда обеспечения) по приказу командующего войсками Южного военного округа генерала армии Александра Дворникова осуществила межфлотский переход из акватории Каспия в Азовское море. Отряд преодолел Волго-Донской канал протяжённостью свыше ста километров, миновал 13 шлюзов и, пройдя под Крымским мостом, вошёл в оперативное подчинение Черноморского флота.
Ещё одна тактическая группа кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля «Дагестан», малого ракетного корабля «Углич», малого артиллерийского корабля «Волгодонск» и «Астрахань» вместе с приданными судами обеспечения действовала в родной акватории. Экипаж «Дагестана» сначала выполнил комплекс артиллерийских стрельб по морским, береговым и воздушным целям, а затем электронным пуском ракет «Калибр-НК» уничтожил надводный корабль условного противника.
Одним из эпизодов учения стало ведение учебного боя с надводными кораблями «противника» при поддержке авиации 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа. Пользуясь случаем, экипажи ракетных кораблей отработали задачи противовоздушной обороны с применением комплексов радиоэлектронной борьбы.
Черноморцы
Одним из основных этапов контрольной проверки сил Южного военного округа стали межвидовые учения на Крымском полигоне Опук, в которых самое активное участие приняли силы Черноморского флота. Подразделения морских пехотинцев, дислоцирующиеся в Крыму и на территории Краснодарского края, совершили марши в районы погрузки на БДК «Цезарь Куников», «Азов» и «Саратов». После выхода в море и проведения артиллерийских стрельб по береговым целям морской десант был высажен на побережье в районе полигона. Десанту предстояло обеспечить наступление подразделений сухопутных войск в глубь обороны «противника», и тут здорово помогли: очень помогли и морпехи-каспийцы, которых доставили в район учебно-боевых действий десантные катера Каспийской флотилии, БДК с Северного флота «Александр Отраковский» и «Кондопога».
Фрегаты «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен», малые ракетные корабли «Грайворон» и «Вышний Волочек», ракетный корабль на воздушной подушке «Самум», тральщик «Иван Голубец» (всего более десятка кораблей) в составе однородных и разнородных тактических групп отрабатывали упражнения в морских полигонах. В частности - одиночные и совместные зачётные артиллерийские стрельбы по надводным и воздушным целям.
В мероприятиях были задействованы самолёты и вертолёты морской авиации ЧФ.
Североморцы
Но главные военно-морские события происходили в непосредственной близости от Полярного круга. На Севере командно-штабными учениями руководил главком ВМФ России адмирал Николай Евменов. По его команде из основных баз Северного флота (Североморска, Полярного и Гаджиево) в восточную часть Баренцева моря вышли надводные корабли и подводные лодки. Для их противоминного охранения были задействованы малые противолодочные и ракетные корабли, базовые тральщики Кольской флотилии разнородных сил.
А в западной части Баренцева моря к выполнению специальных задач приступили две корабельные тральные группы, ударная группа малых ракетных кораблей и поисково-ударная группа в составе малых противолодочных кораблей. В этом же районе фрегат «Адмирал флота Касатонов» отработал упражнение по обнаружению подводной лодки с использованием бортовых гидроакустических систем поиска. На различных этапах межвидового учения были задействованы атомные и дизельные подводные лодки, суда обеспечения, подразделения армейского корпуса, авиация, военная и специальная техника армии ВВС и ПВО Северного флота.
Бойцы отрядов спецназначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами продемонстрировали элементы противодиверсионной обороны пунктов базирования ПЛ. Подразделения ПВО отработали наращивание радиолокационного поля в Арктике с приведением в повышенную боевую готовность зенитных ракетных дивизионов, оснащённых системами С-400 и С-300, дислоцированных на Кольском полуострове и архипелаге Новая Земля.
Подводя итоги межвидового КШУ на Северном флоте, адмирал Николай Евменов сказал, что теперь такие учения будут проводиться поочерёдно на каждом из флотов, что позволит в полной мере оценить способность объединения эффективно действовать в своей операционной зоне ответственности.
Справка
Всего в учении было задействовано несколько тысяч военнослужащих, около 30 надводных кораблей, подводных лодок и катеров, порядка 40 летательных аппаратов. В ходе межвидового КШУ на Северном флоте было проведено более 25 тактических учений с силами и войсками, выполнено свыше 150 боевых упражнений.
В ходе командно-штабных учений на Северном флоте главное внимание уделялось обеспечению безопасности объектов экономической деятельности государства в Арктической зоне, проведению спасательных операций и оказанию помощи на море, а также разрешению возможных кризисных ситуаций. На практике межвидовое КШУ завершило комплекс мероприятий оперативной и боевой подготовки органов военного управления флота в зимнем периоде обучения.