В Ленинградской области найдены фрагменты самолёта времён Великой Отечественной войны.

Гвардии младший лейтенант авиации Александр Хорошков: таран на ладожской «Дороге жизни»

Это тоже подвиг - заниматься в мирное время поиском и восстанавливать имена «пропавших без вести» воинов Великой Отечественной
05 мая 2021, 08:37
Реклама
Гвардии младший лейтенант авиации Александр Хорошков: таран на ладожской «Дороге жизни»
© trizna.ru
В Ленинградской области найдены фрагменты самолёта времён Великой Отечественной войны.
Читайте нас на: 

Десятки имён воздушных героев уменьшили список «без вести пропавших» пилотов, воевавших на всём протяжении советско-германского фронта от Баренцева и Белого до Чёрного и Азовского морей. При этом поисковики по возможности максимально устанавливают обстоятельства гибели асов. Не только по документам и свидетельствам их товарищей, но и детально изучая местоположение найденной крылатой находки и позу погибшего лётчика.

…А под клюквой - запчасть от самолёта

Этот поиск и извлечение находки относится к 2016 году. Военные археологи-добровольцы по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) посвятили свою работу 100-летию со дня рождения легендарного аса Великой Отечественной войны Алексея Петровича Маресьева (1916 - 2001). Который, напомним, потеряв весной 1942 года в результате тяжёлого ранения и обморожения обе ноги, в феврале 1943-го, освоив протезы, смог вернуться во фронтовое небо. И в течение года сбил семь гитлеровских стервятников, добавив их к четырём своим трофеям, что числились на его счету до тяжёлого ранения.

В феврале 2016 года поисковики работали в труднодоступном районе урочища Коровий Хребет в Ленинградской области. Это юг побережья Ладожского озера, близ порта Кобона, названного так по небольшой одноимённой реке. Отсюда по прямой до Питера (на запад) порядка 65-70 км. В войну в долгие месяцы гитлеровской осады города на Неве порт являлся «воздушными воротами» знаменитой «Дороги жизни». По ней голодающих блокадников снабжали продовольствием, доставляли топливо и одежду. В небе над этим заболоченным, лесистым местом не прекращались воздушные бои. И та экспедиция тоже была приурочена к 75-летию открытия этой уникальной транспортной артерии военного лихолетья.

В феврале 2016 года поисковики работали в труднодоступном районе урочища Коровий Хребет в Ленинградской области.
© forum.ww2.ru
В феврале 2016 года поисковики работали в труднодоступном районе урочища Коровий Хребет в Ленинградской области.

Здесь в болоте Большое команда Военно-исторического центра РВИО Северо-Западного федерального округа во главе с директором Музея битвы за Ленинград Олегом Титберией обнаружила и извлекла из глубокой трясины самолёт Як-7Б. Это был один из 5.120 выпущенных основательно модернизированных истребителей Як-7, вооружённый двумя мощными 12,7-мм пулемётами УБС (универсальный пулемёт Березина). По №820747 погибшей воздушной машины быстро установили, кто управлял истребителем и обстоятельства его гибели.

Однако тут же выяснилось и печальное. Увы, это был тот случай, когда лётчик, возможно, всегда будет числиться пропавшим без вести. Свой последний воздушный бой он принял 30 мая 1943 года, отражая налёт бомбардировщиков люфтваффе на город Волхов и ГРЭС на одноимённой реке. Был подбит, получил ранение в руку. По докладу однополчан, участвовавших с ним в том вылете, и местных жителей, наблюдавших с земли за происходящим в небе, лётчик успел выпрыгнуть из горящего «Яка» с парашютом. Но в расположение своих частей так и не вышел. «Вокруг точки крушения на многие километры - одни хляби и трясины, и выбраться из них было практически нереально - тем более, весной, тем более - видимо, тяжело раненому», - высказал на месте работ предположение тогдашний руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО подполковник запаса Сергей Мачинский.

К самому самолёту «подбирались» долго, не один год. Он был случайно обнаружен ещё в 1990-е при следующих обстоятельствах. Как-то по осени некий дачник пошёл в комаровью вотчину по клюкву. Забрёл на свой страх и риск довольно далеко, зато наткнулся на большую плантацию - собирай не хочу. Принялся наполнять лукошко, как вдруг среди россыпи красных ягод увидел торчащий из земли кусок металла. Который ну никак не мог здесь оказаться - с чего бы?! Пошевелил-потеребил, потянул - вроде «запчасть» от самолёта. Вернулся в деревню и похвастался мальчишкам. Вот они-то, став взрослыми и занявшись поисковым делом, и вознамерились отыскать тот самолёт «из клюквы».

- Удивительно, но нам удалось найти того ягодника! - рассказал поисковик Алексей Земсков. - Место он, как заядлый любитель «тихой охоты», запомнил, и смог набросать нам примерный маршрут. Боялись, что за минувшие годы самолёт вполне мог погрузиться в хлябь. Два дня мы бродили по болоту с металлоискателем. Тщетно - прибор сигналов не подавал. А на третий день увидели в трясине детали фюзеляжа.

В болоте Большое был обнаружен и извлечён из глубокой трясины самолёт Як-7Б.
© forum.ww2.ru
В болоте Большое был обнаружен и извлечён из глубокой трясины самолёт Як-7Б.

С Маресьевым, Талалихиным и Пешковым в одном ряду

Место падения находилось в трёх километрах от кромки замёрзшего болота. Рыть пришлось глубоко - не на один, не на два метра. В яме куда больше человеческого роста, в ледяной воде можно работать максимум минут десять - потом надо меняться, иначе замерзаешь, немеют руки и ноги.

- Удалось достать примерно 80 процентов частей, - рассказывал по итогам экспедиции в необозримое Большое болото Олег Титберия. - Они были рассеяны на площади в пятьдесят метров, главным образом - под водой. Полностью отреставрировать машину не получится, но мы будем приводить в порядок каждую деталь по отдельности. Планируем завершить работы примерно через полгода, и тогда на героический «Як» смогут посмотреть все желающие.

- Главный итог нашей экспедиции, - считает Сергей Мачинский. - Это возвращение имени поистине героического лётчика. Он достоин занять место в пантеоне славы и доблести рядом с Героями Советского Союза Алексеем Маресьевым, Виктором Талалихиным и погибшим в 2015 году в Сирии Героем России подполковником Олегом Пешковым.

Кстати, двумя годами ранее, в июне 2014 года поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт Виктора Талалихина. Тот самый И-16, который он пилотировал в ночь с 6 на 7 августа 1941 года, когда таранил тяжёлый немецкий бомбовоз «Хейнкель-111» (сам лётчик, спрыгнувший тогда с парашютом, остался жив, буквально на следующий день ему было присвоено звание Героя Советского Союза; он продолжал воевать, сбил ещё полдесятка самолётов врага и погиб 27 октября того же года в воздушном бою в районе Подольска).

В 2017-м в Демянских лесах на Новгородчине было обнаружено точное место падения истребителя Як-1 Алексея Маресьева; ныне там установлен мемориальный знак. Точно такой же Хе-111 был сбит и «Яком», извлечённым из приладожского клюквенного болота. Ручку управления истребителем в тот предпоследний майский день 1943 года держал лётчик 86-го гвардейского истребительного авиаполка (иап) 240-й истребительной авиационной дивизии (иад) 13-й воздушной армии гвардии младший лейтенант Александр Петрович Хорошков. Уроженец тамбовской деревни Изосимово, он прибыл на фронт 1 февраля 1942-го. Сперва служил в легкобомбардировочном авиаполку, летал на боевые задания на легендарном У-2 (с августа 1944 года был переименован в По-2), совершив на них 172 боевых вылета общей продолжительностью 186 часов. В январе 1943 года после переобучения стал лётчиком-истребителем с переводом в 744-й иап. Полк 1 мая 1943 года был переименован в 86-й гвардейский иап.

Гвардии младший лейтенант Александр Петрович Хорошков (слева).
© forum.ww2.ru
Гвардии младший лейтенант Александр Петрович Хорошков (слева).

За два года до вызволения его «Яка» из болотной жижи на дне Ладожского озера нашли и подняли на поверхность увесистые куски «хейнкеля» - возможно, того самого, которого таранил Хорошков. Теперь оба самолёта, по задумке Олега Титберии, есть смысл поставить в музее рядом - для большей наглядности. Действительно, Хе-111 по длине почти в два раза крупнее Як-7: 16,4 метра против 8,48 метра; примерно такое же соотношение и в размахе крыльев.

Почему не стрелял, а таранил?

Разложив на краю ямы обломки некогда грозной машины, благородные копатели невольно задавались вопросом, почему в исковерканной от удара о землю пушке и в пулемётах осталась часть боекомплекта. Отчего Хорошков не стал стрелять по вражескому бомбовозу, а пошёл на таран? Отказало оружие? Такое случалось - в 1941 и 1942 годах на пулемёт УПБ лётчики нередко жаловались из-за его отказов в бою. Опять случилось? Кто ж теперь ответит. Но поисковики всё же полагают, что не было сил у истекающего кровью парня, да, наверное, и другого шанса, кроме как таранить, не дать «хейнкелю» прорваться и отбомбиться. Ведь гитлеровский стервятник вёз на борту порядка двух тонн бомб.

Факт тарана зафиксирован в архивных документах, которые ещё в дни раскопок обнаружили и обнародовали поисковики. Согласно им, 30 мая 1943 года в период с 19:35 до 20:50 шестёрка самолётов Як-7Б в районе Новой Ладоги пошла на перехват немецких бомбовозов, летевших к цели под прикрытием истребителей «Фоке-Вульф-190». Наши лётчики атаковали армаду с крестами на крыльях. Пара Як-7Б (гвардии лейтенант Кудрявцев Дмитрий Иванович и гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович) сбили один немецкий истребитель ФВ-190, который упал в районе озера Токаревское (7-8 км от побережья Ладоги. - Авт.). Во время воздушного боя лётчики потеряли из виду самолёт Хорошкова, но, по их предположению, Хорошков таранил немецкий бомбардировщик Хе-111, который упал в районе Шлиссельбурга (километров за 25-30 от места воздушной схватки). В этой оперативной сводке 240-й иад появилась и запись, что гвардии младший лейтенант Хорошков не вернулся с боевого задания.

Немецкий бомбардировщик Хе-111 по длине почти в два раза крупнее Як-7: 16,4 метра против 8,48 метра; примерно такое же соотношение и в размахе крыльев.
© wikipedia.org
Немецкий бомбардировщик Хе-111 по длине почти в два раза крупнее Як-7: 16,4 метра против 8,48 метра; примерно такое же соотношение и в размахе крыльев.

В акте расследования об этом таране говорится с подробностями:

«…В районе Новой Ладоги, заметив бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей, произвёл первую атаку, в ходе которой, выйдя из-под удара истребителей, Хорошков врезался в середину строя Хе-111, ведя огонь из пушки и пулемётов. Получив повреждения своего самолёта, загорелась левая плоскость, Хорошков произвёл таран, отрубив винтом хвостовое оперение Хе-111 и, покинув свой самолёт, выбросился с парашютом. Самолёт противника вместе с экипажем упал в Ладожское озеро…»

1 июня 1943 года командование 86-го гвардейского иап подписывает на гвардии младшего лейтенанта Хорошкова наградной лист, в котором отмечает: «…30 мая 1943 года ранен в воздушном бою в руку и получил ожоги лица… выполняя боевое задание на перехват группы бомбардировщиков, был… подожжён истребителями противника, на горящем самолёте произвёл таран самолёта противника Хе-111, который упал после тарана, сам приземлился с парашютом…».

К наградному листу прикладывается подтверждение от 1203-го поста ПВО Ладожского района ПВО, подписанное начальником поста старшиной Кольцовым: «…30 мая 1943 года в 21.15 в воздушном бою 1 Хе-111 был протаранен самолётом Як-7б и после повреждения хвостового оперения самолёт противника Хе-111 упал в 12 км севернее южного побережья Ладожского озера».

Истребитель Як-7Б.
© авиару.рф
Истребитель Як-7Б.

На основании этого принимается решение: «Согласно боевых донесений лётчиков и времени сбитый самолёт противника Хе-111 засчитать за гвардии младшим лейтенантом Хорошковым».

Удивляться, как командование узнало, что пилот ранен в руку и обожжён лицом, не стоит: очевидно, пилот сообщил об этом по рации. Из документов также можно понять, что один и тот же вражеский самолёт упал в разных местах и задаться вопросом: а не два ли «хейнкеля» таранил Хорошков? Что ж, на войне, как говорится, ещё и не такое случалось. Но надо понимать и то, что с воздуха и с земли видится по-разному, тем более, в пылу боя.

В наградном листе отмечалось: «За время нахождения в полку (до 30 мая 1943 года) совершил 9 боевых вылетов, провёл одиночно и в группе 3 воздушных боя, лично сбил 2 самолёта противника Хе-111, один из них путём тарана…»

В том же документе описан и воздушный бой, который лётчик провёл в ходе боевого вылета 27 мая 1943 года: «…Выполняя боевое задание на перехват бомбардировщиков противника, встретил на высоте 5.000 метров до 50 штук бомбардировщиков, приближавшихся к подступам Волховстроя. Тов. Хорошков со своим ведомым со всей группой сразу бросились в боевые порядки бомбардировщиков. Сразу со второй атаки лично сбил 1 Хе-111, второй подбил. Весь строй бомбардировщиков противника был рассеян на подступах к Волховстрою. Ни одному самолёту не удалось пробиться к цели».

Обломок немецкого «хейнкеля», найденного у берегов Ладоги.
© forum.ww2.ru
Обломок немецкого «хейнкеля», найденного у берегов Ладоги.

Мемуары подтверждают…

Интересно сравнить, как действия лётчика Хорошкова в том же бою (за три дня до тарана) описывает в своих воспоминаниях «Истребители» (1988) маршал авиации Георгий Васильевич Зимин (1912 – 1997), который с апреля 1943-го в звании гвардии полковника командовал 240-й авиадивизией:

«Вечером 27.05.1943 г. система "Редут" оповестила о приближении самолётов противника к Новой Ладоге. Немедленно были подняты группы истребителей 240-й иад… У противника насчитывалось до 35 бомбардировщиков "Хейнкель-111" под прикрытием 12 истребителей. Лётчики 86-го гвардейского, набрав высоту, пошли на перехват в район железнодорожной станции Жихарево, но были перенацелены с КП полка в район города Волхов. Над ним шестерка "Яков" капитана Зазаева встретила три группы бомбардировщиков (по 9 машин в группе) под прикрытием истребителей...

Третья пара из этой шестерки - мл. лейтенанты А.П. Хорошков и М.Ф. Манулин - атаковала группу бомбардировщиков при подходе к Новой Ладоге. На встречном курсе Манулин длинной очередью сбил Хе-111, после чего резко ушёл вниз и, снова набрав высоту, атаковал с хвоста другой "Хейнкель". С других бомбардировщиков по нашему истребителю открыли интенсивный огонь. Он был повреждён и стал неуправляемым. Мл. лейтенант воспользовался парашютом, благополучно приземлился на своей территории. Оставшийся без напарника Хорошков вёл бой с двумя "Фоккерами", одного из них сбил и тут же атаковал звено "Хейнкелей". Ему удалось сбить и бомбардировщик, но сам подвергся атаке трёх ФВ-190. Изобретательно маневрируя, лётчик сумел оторваться от преследователей и благополучно вернулся на аэродром».

В приказе о награждении Хорошкова вторым орденом Красного Знамени не было отмечено - «посмертно». Этот нюанс можно объяснить тем, что бумага на представление оформлялась в полку через два дня после совершения им подвига, когда командованию ещё было не ясно, жив он или погиб, вдруг вернётся.

Номер выбит на лентоприёмнике УБ, по нему и установили пилота.
© forum.ww2.ru
Номер выбит на лентоприёмнике УБ, по нему и установили пилота.

В «без вести пропавшие» зачисляли не сразу, а, согласно приказу, через несколько дней. Представление было направлено на утверждение в дивизию, а оттуда в армию - только не ниже, чем командарм имел право от имени Президиума Верховного Совета награждать таким орденом.

Пока бумагу пересылали, в полку поняли, что лётчик пропал без вести. И 3 июля 1943 года в штабе 240-й иад было составлено донесение о том, что покинувший с парашютом 30 мая сбитый самолёт Александр Хорошков до сих пор в полк не прибыл, следовательно, можно полагать его пропавшим без вести. Исходя из этого, 27 числа того же месяц Главное управление кадров ВВС КА исключило лётчика Хорошкова из списков личного состава Красной Армии как пропавшего без вести. Наконец, 20 декабря 1943 года Тамбовским ОВК выписывается соответствующее извещение родным лётчика, на основании которого они могли оформить пенсию...

Сражался за Родину

У Александра было две сестры и младший брат, который воевал, защищал Москву, был ранен, а умер от туберкулеза в госпитале в Ярославле, где и похоронен на Леонтьевском кладбище. На момент его гибели была жива старшая сестра лётчика - Татьяна Петровна Хорошкова, в замужестве Попова, 1909 года рождения, родившая восьмерых детей. Родственники вспоминали, что у матери героя хранилась вырезка из газеты «Красная звезда» за 1943 год, в которой была статья о подвиге Александра с его портретом. Ныне в селе Изосимово на стене школы, в которой он учился, есть памятная доска в его честь.

Останки истребителя Хорошкова ныне хранятся в музее «Битва за Ленинград». А на малую родину «ладожского Талалихина» в село Изосимово (65 км на северо-запад от Тамбова) поисковики привезли два искорежённых поднятых из болота пулемёта его Як-7 - бесценный дар школьному музею. В день 73-летней годовщины со дня подвига Александра Хорошкова, 30 мая 2016 года, на фасаде самой школы, в которой он учился семь лет, появилась мемориальная доска в память о нём.

На церемонии поисковик с многолетним стажем Сергей Мачинский высказал проникновенную мысль: «Ему было всего 22 года. Раненый, он мог бы улететь, заняться спасением своей жизни, и никто бы его не упрекнул, не обвинил. Но там, под Ленинградом, он защищал небо нашей большой Родины - в том числе и небо села Изосимово, откуда он был родом, потому что понимал: если врага не остановить, он придёт и сюда, на Тамбовщину».

Одна из племянниц лётчика, Валентина Берникова, добавила, что её дядя не только защищал родной дом и страну:

- После боёв под Москвой в 1941 году, где погиб его младший брат, Александр Петрович Хорошков имел ещё и благородные личные счёты к захватчикам. Он в те дни 1941-го прислал письмо: «Мама, папа, знайте, я за него отомщу». Вот и мстил, два года летал и сбивал немецкие самолёты!

Вообще же в Изосимово приехали тогда многие родственники героя, в том числе и из Калининграда, Саратовской и Ленинградской областей, причём, некоторые - с сыновьями и дочерьми. Все эти годы память об Александре передавалась из поколения в поколение. Племянницы знали о нём по рассказам своих родителей. Стать лётчиком Саша, как и многие мальчишки в те года, мечтал всегда. Ещё школьником ходил пешком каждый день за 12 километров от родного села в Мичуринск - ради занятий в аэроклубе…

В установлении исторической правды работавшей на месте поисковой экспедиции помогли историки военной авиации из ряда городов России - Илья Прокофьев (Казань), Борис Давыдов (Москва), Александр Морзунов (Новгородская область), Сергей Кузнецов (Самара). «В тысячетомных архивах, в сотнях дел и миллионах страниц они занимаются такими научными и порой детективными исследованиями, что просто диву даёшься», - сказал о них один из участников тех раскопок. Техническую поддержку и обеспечение осуществил частный музей «Дорога жизни. Кобона - Карежский порт» и его директор Сергей Марков. А с помощью подключившихся к операции поисковиков из тамбовского отряда «Альтаир» и властей Изосимовского сельсовета нашли проживающих в Мичуринске родственников Хорошкова и через них вышли на других его многочисленных племянников и племянниц.

Кстати, в Мичуринске до сих пор сохранился дом, из которого будущий «ладожский Талалихин» уходил на войну. На адрес улица Советская, 32 он присылал письма (здесь жили его мать и отец). А в 1942 году сюда приходили его фронтовые друзья, чтобы лично передать привет родителям. Они до конца своих дней верили и ждали возвращения без вести пропавшего сына.

«Это тоже подвиг, только в мирные дни - заниматься поиском пропавших без вести воинов - лётчиков, пехотинцев...» - так на мероприятии по увековечению памяти аса в его родном селе выразила своё отношение к делу всех поисковиков - копателей и архивистов - Наталия Петрова, внучатая племянница Александра Хорошкова. - Смотря сюжеты и видя, как стоят люди по грудь в ледяной воде в болоте, достают останки самолёта, причём, это ведь не родственники погибшего, а, по сути, совершенно незнакомые для него люди, испытываешь непередаваемые чувства благодарности этим ребятам, хочется низко поклониться им в ноги...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама