Генерал-лейтенант Владимир Ляпоров: «В Академии имени Г.К. Жукова создана система учебных командных пунктов, которая позволяет отрабатывать взаимодействие всех сил и средств ВКО»
«Мы имеем сейчас уникальную систему подготовки кадров для войск, решающих задачи воздушно-космической обороны»
- Владимир Николаевич, не кажется Вам символичным, что Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова была основана решением самого Георгия Константиновича?
- Действительно, свою историю академия ведёт с 24 ноября 1956 года, когда по решению министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г.К.Жукова в г. Калинине была сформирована Военная командная академия противовоздушной обороны.
Её главной задачей стала подготовка командных кадров для замещения командных и штабных должностей в системе ПВО всех видов Вооружённых сил, способных организовать и осуществлять противовоздушную оборону войск и объектов страны с использованием самой передовой в то время военной техники. Так было определено приказом министра обороны.
И каждый исторический этап становления Академии уникален: это и её формирование, и набор первых слушателей, и расширение специальностей подготовки, и оснащение новыми образцами вооружения, а также научные достижения.
Так, в 1966 году Академии, которая изначально готовила командные кадры только для войск противовоздушной обороны, была поставлена задача по подготовке офицеров для формировавшихся войск ракетно-космической обороны. Важность этого события заключается в том, что, помимо сугубо практического значения - подготовки офицеров для нового рода войск, - это стало первым шагом к формированию комплексной системы подготовки кадров для будущей системы ВКО. В сентябре 1977 года в Военной академии был создан факультет авиации противовоздушной обороны, что явилось логичным завершением создания комплексной системы подготовки офицеров всех родов войск противовоздушной обороны страны.
Таким образом, благодаря дальновидным решениям руководителей тех лет сейчас мы располагаем уникальной, имеющей глубокие традиции системой подготовки кадров для войск, решающих задачи воздушно-космической обороны.
Предметом гордости всего коллектива академии безусловно является и то, что она носит имя Маршала Победы - Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, присвоенное ей Постановлением Совета Министров СССР от 24 сентября 1974 года. А в 1981 году заслуги коллектива академии были отмечены на государственном уровне - Указом Президиума Верховного Совета СССР академия награждена орденом Красного Знамени.
Нельзя не отметить и сложнейший период восстановления роли и места Академии в системе подготовки военных кадров. В 2012 году в результате реформирования системы военного образования в Академии оставалось всего несколько кафедр для завершения подготовки иностранных военнослужащих в соответствии с контрактными обязательствами. Поддержка командования, неравнодушная позиция выпускников и ветеранов академии и войск ПВО и, конечно же, в первую очередь, результаты объективной оценки её потенциала по подготовке специалистов, полученные при проверке, проведённой по указанию министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Кужугетовича Шойгу, были учтены при принятии решения о сохранении Военной академии воздушно-космической обороны.
Уже через полтора года мы первыми среди военных вузов после многолетнего перерыва успешно прошли инспекторскую проверку, а ещё через год - аккредитацию образовательной деятельности. Всё это подтвердило правильность принятого решения. Поэтому 21 февраля 2013 года можно считать вторым рождением академии.
«Вооружённые силы получают высокоподготовленного специалиста, владеющего навыками организации боевых действий разнородных группировок войск в рамках единой системы»
- Главной особенностью ВА ВКО является межвидовой характер подготовки специалистов ВКО. Не создаёт ли это дополнительные сложности при организации образовательного процесса?
- Вы правильно отметили самую важную особенность академии. Идея реализации комплексного характера подготовки проходит через все наши программы. Она заключается в том, что по взаимосогласованным учебным планам и программам проходят подготовку специалисты зенитных ракетных комплексов, радиотехнических войск, частей и соединений ракетно-космической обороны, разведки и радиоэлектронной борьбы. В результате вооружённые силы получают высокоподготовленного специалиста не только по направлению «своего» рода войск, но и специалиста, владеющего навыками организации боевых действий разнородных группировок войск, действующих в рамках единой системы.
Тематика организационного и функционального взаимодействия сил и средств, решающих задачи воздушно-космической обороны, составляет почти треть содержания обучения. При этом курс изучения основ воздушно-космической обороны обязателен и для курсантов.
Осуществляя подготовку офицеров как по командным, так и по инженерным специальностям от уровня начальника расчёта до уровня командира полка или офицера штаба соединения (объединения), мы обеспечиваем преемственность подготовки офицеров - от курсанта до слушателя. При этом опыт показывает, что выпускники академии распределяются практически во все рода войск Воздушно-космических сил, а образование, полученное в академии, позволяет им занимать самые высокие должности. Всего за годы существования академия подготовила свыше 18.000 офицеров и 400 генералов.
- В академии всегда говорили о слаженном преподавательском коллективе. Как сегодня строится работа по вводу в строй начинающих преподавателей?
- Слаженный преподавательский коллектив - это основа эффективной работы любого вуза и тем более военного. Основу этого, как руководитель, я вижу в поддержании высокого профессионализма опытных преподавателей и создании системы работы, которая бы обеспечивала профессиональный рост начинающих эту деятельность. Именно взаимодействие опытных и начинающих преподавателей в решении задач образовательного процесса как раз и позволяет обеспечить слаженную работу и благоприятный микроклимат в коллективах кафедр.
В академии отработана эффективная система становления начинающих, впервые и вновь назначенных, преподавателей. Она включает реализацию таких традиционных форм как: адъюнктура, повышение квалификации и переподготовка преподавателей, наставничество опытных педагогов в период профессионального становления начинающих преподавателей.
Кроме этого, на протяжении многих лет в академии реализуются формы, которые мы ввели самостоятельно и которые доказали свою эффективность. Это ежемесячные занятия в рамках «Школы начинающего преподавателя» и «Школы педагогического мастерства». Если первое мероприятие направлено на ввод в строй и повышение профессионального уровня начинающих преподавателей и основным его содержанием является разъяснение требований руководящих документов, порядка проведения занятий в академии, особенностей оформления методических материалов, разъяснения взаимосвязи документов основной образовательной программы, то второе - на распространение передового опыта преподавателей, достигших высот педагогического мастерства.
Огромную пользу для профессионального роста преподавателей приносит ежегодно проводимый в академии «Конкурс на лучшую методику проведения учебных занятий». В нём на добровольной основе принимают участие представители всех кафедр академии. При этом особенно важно отметить постоянный рост количества начинающих педагогов в числе участников. Если в 2015 году их было 10-15%, то сейчас это уже более 50%. А среди победителей конкурса доля молодых преподавателей составляет более 60%.
«Укомплектованность академии средствами электронно-вычислительной техники является одной из самых высоких среди вузов Министерства обороны»
- По каким специальностям проводится обучение в академии?
- В настоящее время академия осуществляет подготовку слушателей по 11 военным специальностям командного и инженерного профиля и курсантов по 14 специальностям инженерного профиля.
Основные направления подготовки слушателей - это управление воинскими частями и соединениями и управление техническим обеспечением войск (сил), курсантов - это специальные радиотехнические системы и автоматизированные системы специального назначения.
- Военная академия воздушно-космической обороны готовит лейтенантов в области управления сложнейшими системами вооружений, используемыми для борьбы с современными средствами воздушно-космического нападения. На какой базе осуществляется эта подготовка?
- В результате выполнения утверждённой министром обороны программы развития в академии развёрнуты более 200 образцов вооружения и военной техники подразделений и частей всех родов войск ПВО, автоматизированные системы управления ими. Создана система учебных командных пунктов, которая включает в себя более двадцати иерархически выстроенных и объединённых в единую информационную систему автоматизированных пунктов управления. Она позволяет в условиях, максимально приближенных к реальной боевой обстановке, отрабатывать взаимодействие всех сил и средств воздушно-космической обороны. В этой системе могут одновременно решать учебно-боевые задачи и тренироваться специалисты радиолокационных подразделений и частей, зенитных ракетных войск, пунктов управления и разведки космических войск, противоракетной обороны.
Академией закуплено 26 единиц лицензионного программного обеспечения на общую сумму более пяти миллионов рублей, перезаключены договоры с тремя электронными библиотеками, проведена работа по обновлению и вводу в электронную информационно-образовательную среду более 3.500 документов и материалов, переработано 26 локальных актов академии, проверено и переработано 823 учебные программы, 63 электронных и 62 печатных учебника.
В целом укомплектованность средствами электронно-вычислительной техники является одной из самых высоких среди вузов Министерства обороны и составляет более 75%. Это позволяет опережающими темпами реализовывать программу «Электронный вуз», в рамках которой осуществляется информатизация и автоматизация всех процессов образовательной деятельности, в первую очередь, путём дальнейшего развития электронной информационно-образовательной среды академии.
В целом только за последние три года на совершенствование инфраструктуры и учебно-материальной базы академии было выделено более 550 млн рублей, что позволило создать все условия не только для обучения, но и для размещения курсантов и слушателей в хорошо оборудованных отремонтированных общежитиях.
Всё это позволяет обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, о чём свидетельствуют 93% положительных отзывов из войск, ежегодно поступающих в академию.
- Насколько пандемия усложнила учебный процесс в академии? Что вы уже вынесли из этой сложной ситуации?
- Пандемия внесла серьёзные коррективы в организацию и ведение образовательного процесса. Необходимо было решить две сложные задачи: с одной стороны, обеспечить безопасность всех участников образовательного процесса, с другой стороны, не снизить качество подготовки офицеров.
В работе по организации набора в академию мы сконцентрировали свои усилия на развитии связей непосредственно с военными комиссариатами, а также на индивидуальной работе с абитуриентами для оперативного информирования обо всех изменениях и принимаемых решениях, касающихся набора.
Отбор абитуриентов осуществлялся выездными группами, которые во взаимодействии с военными комиссариатами провели работу по оценке годности кандидатов по состоянию здоровья, проверку профессиональной психологической пригодности и уровня физической подготовленности в интересах всех вузов Минобороны России и направили материалы по каждому абитуриенту в соответствующие вузы, в том числе и в нашу академию. Профессиональный отбор кандидатов из числа офицеров был впервые проведён дистанционно с использованием закрытой видеоконференцсвязи.
Все зачисленные курсанты прошли двухнедельный карантин, в ходе которого они были протестированы на наличие коронавирусной инфекции.
Усложнение учебного процесса вследствие проведения мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией заключалось в том, что нам пришлось решить довольно сложную задачу по изысканию дополнительных учебных площадей для обеспечения разреженной посадки обучающихся в аудиториях с соблюдением безопасных дистанций. В связи с ограничением на проведения поточных лекций существенно возросла нагрузка на преподавательский состав.
Поэтому мною было принято решение о максимальном использовании возможностей электронной информационно-образовательной среды академии, которая была дополнена возможностями видеоконференцсвязи. В результате преподаватели стали проводить лекционные занятия в аудиториях, объединённых видеоконференцсвязью. Этот опыт проведения занятий в новых условиях и технический задел, созданный за период вынужденных ограничений, безусловно полезны.
Во-первых, освоены новые методики проведения дистанционных занятий без потери непосредственного контакта преподавателя с обучающимися, что очень важно. Во-вторых, полученные технические возможности позволят в будущем проводить не только групповые, но индивидуальные консультации слушателей и курсантов непосредственно из классов самостоятельной работы, без затрат времени на перемещение и ожидание преподавателя. В-третьих, проведена апробация дистанционного контроля за качеством проведения самостоятельной работы курсантов.
Очевидно, что опыт решения проблем, который мы получили в этом году в довольно сложных условиях позволил открыть нам целый ряд дополнительных возможностей в совершенствовании образовательного процесса, которые мы будем реализовывать в будущем.
«Все войны и вооружённые конфликты последних десятилетий отличались приоритетным применением средств воздушного нападения и средств противовоздушной обороны»
- Насколько активно в академии внедряется в учебу опыт боевых действий?
- Войны и вооружённые конфликты последних десятилетий и особенно опыт применения в них сил и средств противовоздушной обороны дают богатый материал для изучения, анализа и внедрения в образовательный процесс. Здесь нельзя обойтись эпизодическими мерами. Должна работать система. Она создана в академии. В её составе, во-первых, научно-исследовательский центр академии, на который возложена задача сбора, обобщения и анализа информации по применению сил и средств воздушно-космического нападения, сил и средств ПВО в различных войнах и вооружённых конфликтах. Во-вторых, ежемесячно на академических сборах представители одной из профилирующих кафедр доводят самую оперативную информацию, поступающую как по закрытым, так и по открытым каналам. Достаточно сказать, что только за последние три года в программы дисциплин были внесены более 230 изменений, изданы учебники и монографии, завершены исследования по нескольким научно-исследовательским работам.
В целях внедрения в образовательный процесс опыта применения войск (сил) в специальной операции в декабре 2019 г. в академии была проведена межвузовская научно-практическая конференция «Реализация опыта боевого применения воинских частей и подразделений войск ПВО-ПРО в Сирийской Арабской Республике при изучении оперативно-тактических дисциплин». В работе конференции приняли участие более 230 человек. Последнее аналогичное мероприятие по данному направлению было проведено в декабре прошлого года с соблюдением всех мер безопасности, обусловленных пандемией.
Не случайно по итогам прошлого года академия признана одной из лучших по данному направлению. Это вполне объяснимо, ведь все войны и вооружённые конфликты последних десятилетий отличались приоритетным применением средств воздушного нападения и средств противовоздушной обороны.