Как «табуретка» убивает гениев «шарашки» победившего отечественного самолётостроения
© energy.gov
Директор Центрального музея Российской самолётостроительной Корпорации МиГ, член Экспертного совета по промышленному наследию РФ Галина Чармадова.

Как «табуретка» убивает гениев «шарашки» победившего отечественного самолётостроения

О том, как ковалась слава отечественного авиастроения, как создавали нашу авиацию, как сегодня укрепляется боевая мощь нашей страны и как идеологически воспитать подрастающее поколение, когда территориальные амбиции и «табуретки» могут уничтожить уникальный музей авиации, еженедельнику «Звезда» рассказала директор музея МиГ Галина Чармадова
07 июня 2021, 06:40
Реклама
Как «табуретка» убивает гениев «шарашки» победившего отечественного самолётостроения
© energy.gov
Директор Центрального музея Российской самолётостроительной Корпорации МиГ, член Экспертного совета по промышленному наследию РФ Галина Чармадова.
Читайте нас на: 

Лидер на все времена

Завод «ДУКС», что в переводе значит «лидер», был известен ещё в дореволюционной России. Начав с постройки дирижаблей в 1910 году, фабрика создала свой первый аэроплан, затем почти полностью перешла на производство самолётов, превратившись в крупнейший в России авиастроительный завод.

Биография этого первенца российского самолётостроения - часть истории нашей Родины. На протяжении всего долгого существования предприятия здесь ковалась слава отечественной авиации, рождались гении технической мысли, чьи имена сегодня знает весь мир. Перед угрозой забвения, уничтожения исторических экземпляров самолётов, а значит, самой памяти о великом прошлом отечественного авиастроения, оказался сегодня и ангар, который построил знаменитый отечественный инженер, основоположник нефтяной отрасли и по совместительству талантливый архитектор Владимир Шухов. Об этом еженедельнику «Звезда» рассказала Галина Чармадова, директор Центрального музея Российской самолётостроительной корпорации «МиГ», член Экспертного совета по промышленному наследию РФ.

Истребитель «Ньюпор-21» постройки завода «Дукс» около ангара на Ходынке. 1916 г.
© авиару.рф
Истребитель «Ньюпор-21» постройки завода «Дукс» около ангара на Ходынке. 1916 г.

«ДУКС», он же ГАЗ №1: никто не забыт? Ничто не забыто?

- 1-й Боткинский проезд, дом 7. Здесь около 60 гектаров закрытой территории, на которой больше ста лет проводились испытания отечественных крылатых машин. Среди них прославленные «Богатырь», «Фарман», МиГ и другие, чьи названия вписаны в мировую историю. А что мы знаем об истории завода?

- Ангар Шухова был построен в начале 30-х годов ХХ века. В декабре 1919 г., после вхождения Главкомавиации в Совет военной промышленности, авиазаводы получили номера вместо своих прежних названий. «ДУКС» по праву получил наименование №1 (ГАЗ №1), обозначенный как Государственный авиационный завод.

В истории нашей Родины этот завод сыграл важнейшую роль как во время Первой мировой войны, так и в Великую Отечественную. Здесь зарождалась традиция, принесшая сегодняшнюю славу высшего пилотажа таким лидерам авиации как «Витязи» и «Стрижи».

Ангар Шухова был построен в начале 30-х годов ХХ века.
© Фото автора
Ангар Шухова был построен в начале 30-х годов ХХ века.

Завод № 1, так переименовали «ДУКС» после революции, строил до 100 самолётов в год, причём в его цехах выпускались все необходимые детали и узлы, кроме моторов. Нужно было расширять производственные площади, наращивать объёмы выпускаемой продукции. К 1930 году возвели просторный корпус самолётостроительного цеха на Ходынском поле, у Боткинской больницы. Здесь же образовали заготовительные цеха. Завод, оставшийся в корпусах «ДУКСа», на Второй улице Ямского Поля, в октябре 1931 года был разделён на два завода: № 31 и № 32, завод № 32 в ноябре 1941 года стал Машиностроительным заводом № 43, позже носил название «Коммунар» и лишь в 1993 году ему вернули его первоначальное имя - «ДУКС».

- Расскажите о первых руководителях завода…

- До 1923 года завод возглавлял Дмитрий Павлович Григорович - российский и советский авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям. Его сменил Николай Николаевич Поликарпов - один из основоположников советской школы русского самолётостроения, король истребительной авиации. Именно в ангаре № 9 было создано первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро - «шарашка». Именно там технологически самолёт начали собирать поагрегатно, то есть из отдельных узлов и деталей. Сейчас этот метод разделения известен и признан во всём мире.

Сотрудники конструкторского отдела авиазавода № 1 (ДУКС). Д.П. Григорович (в центре).
© авиару.рф
Сотрудники конструкторского отдела авиазавода № 1 (ДУКС). Д.П. Григорович (в центре).

Справка

15 мая 1930 г. В.В. Куйбышев и Г.Г. Ягода подписали циркуляр ВСНХ и ОГПУ об использовании специалистов, осуждённых за вредительство. С тех пор в тюремных КБ «зэки» изобретали промышленное оборудование, пушки, паровозы, самолёты и ракеты. Так в СССР появились «шарашки» - научно-технические бюро из заключённых в лагерях ОГПУ (позднее это называлось спецтюрьмами НКВД).

8 декабря 1939 года в самом большом в то время в Наркомате авиапромышленности СССР конструкторским бюро Н.Н. Поликарпова была выделена группа сотрудников, которой поручили важнейшее задание - завершение разработки нового высотного и скоростного истребителя.

«Ходынское поле было усеяно красными маками - в память о погибших пилотах»

- Говорят, власти всех времён истории России любили своих пилотов?

- Во время Первой мировой войны половина от всех выпускаемых самолётов заводом «ДУКС» поставлялась на фронт. Это были машины высокого качества, которые пользовались повсеместным признанием. Можно добавить, что на той же производственной площадке была создана школа техники высшего пилотажа. Шеф-пилот завода «ДУКС» Адам Габер-Влынский возглавил Московскую школу воздухоплавания, а также первым в мире разработал методику высшего пилотажа. Будучи инструктором, он обучал пионеров российской авиации. Пётр Нестеров, именем которого названа одна из фигур высшего пилотажа, входил в состав членов военной приёмки завода. Габер-Влынский - автор половинной «мёртвой петли», а Нестеров сделал полную «мёртвую петлю». Почему наши «Стрижи» и «Русские Витязи» до сих пор поражают весь мир сложными виражами? Эти традиции и наследие были подхвачены Владимиром Коккинаки - пилотом ВВС. Затем Коккинаки стал шеф-пилотом завода № 39 КБ Илюшина. Владимир Константинович создал первую «Красную Пятёрку» - так назвали прототипы новых боевых машин, которые образовали пилотажную группу того времени. Валерий Чкалов также был одним из пилотов ВВС, потом лётчиком-испытателем завода № 39.

Справка

К середине 1934 года самолёт И-16 закончил государственные испытания. В ноябре того же года был запущен в серийное производство сразу на двух заводах: № 39 в Москве и № 21 в Горьком. Одновременно было принято решение о создании пяти специальных самолётов для выступления на параде 1 мая 1935 года и демонстрации их широкой публике. В марте 1935 года пять машин И-16, окрашенные в красный цвет, были переданы лётчикам-испытателям. Официальной даты создания этой пилотажной группы нет, днём её рождения считают именно 1 мая 1935 года, когда состоялось первое публичное выступление «Красной Пятёрки» на параде в честь праздника Первого мая.

- Чем знамениты ваши объекты? Какое значение имеют для истории?

- Несомненно, эти объекты бесценны. Это факт. Аркадий Екатов - первый лётчик-испытатель здесь работал, здесь учился и Михаил Громов… Это Ходынское поле было усеяно красными маками. Красные маки высаживали на месте гибели пилотов, и вот они на балкончик выходили, курили, смотрели на красные маки…

Справка:

Аркадий Никифорович Екатов в июне-июле 1925 года участвовал в групповом перелёте «Москва - Пекин» на самолёте Р-2.
С марта 1940 года - лётчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна. 5 апреля 1940 года поднял в небо первый экземпляр опытного истребителя И-200 (МиГ-1). Принимал активное участие в испытаниях истребителей МиГ-1 и МиГ-3. Он - заслуженный лётчик СССР, лётчик-испытатель 1-го класса. Погиб при пробном полёте истребителя МиГ-3.

До 1927 года, как известно, парашюты были запрещены из-за того, что были неудачные конструкции, как американские, так и французские, которые часто приводили к гибели пилотов. В 1927-м Михаил Громов испытывал на Ходынке новый истребитель Поликарпова. Начальство очень любило своих пилотов, поэтому Поликарпова просто заставили испытать новый парашют и прыгнуть вместе с Громовым. Прыжок оказался успешным. И тогда Баранов предложил создать отдел парашютного производства. Буквально через месяц вывели его в производство, где и появились первые советские парашюты. Тогда же Баранов и предложил групповое десантирование, назначив его на 2 августа, то есть день рождения ВДВ.

Легендарный пилот Владимир Коккинаки.
© aaq.aero
Легендарный пилот Владимир Коккинаки.

Авиаколумбы ХХ века

- Какие известные во всём мире рекорды были установлены именно здесь?

- Легендарный пилот Владимир Коккинаки впервые поднялся в стратосферу в негерметичной кабине. Его мировой рекорд до сих пор не побит. Именно пилот Коккинаки проложил маршрут перелёта в Америку, учитывая «розу ветров». Авиамаршрут «Москва - Нью-Йорк», по которому сегодня совершаются полёты, впервые был проложен между двумя континентами легендарным Коккинаки, можно сказать, Колумбом ХХ века. Владимир Константинович - единственный русский пилот, который награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров».

Справка

Имя легендарного лётчика Коккинаки десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Всего ему принадлежит 22 мировых авиационных рекорда. В 1965 году Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) наградил Коккинаки бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров», как пионера кратчайшего воздушного маршрута между Европой и Америкой. Название «Коккинаки» носят самолёты марки Ил.

И самолёт МиГ-1 тоже был создан на нашей площадке. Здесь происходило испытание всех авиамашин. Наш завод «ДУКС» - старейшее предприятие в России. Здесь впервые начал применяться рентген в промышленности. Так как сначала у самолётов большая часть деталей были из дерева, то рентгеном выявляли скрытые дефекты. Впервые именно здесь появился конвейер, так как было построено производство, а потом это было экстраполировано на всю авиакосмическую отрасль. Руководитель предприятия Павел Андреевич Варлын отвечал во время войны за эвакуацию инновационной отрасли вместе с Петром Васильевичем Дементьевым. И для ускорения работ, их унификации, они взяли модель работы завода № 1 и перенесли на всю отрасль, запуская с колёс. Полный цикл производства, включая взлётную полосу, создавали в одном месте.

Не сомневаясь, что война с фашистами будет, авиаконструкторы спешили запустить в производство Ил-2. Успели с поставкой этой авиамашины на фронт уже в начале войны. За невероятные темпы при вводе в производство истребителей Ил-2 завод № 1 получил орден Ленина.

В конце октября 1941 года, когда фашисты были уже под Москвой, отвечающий тогда за эвакуацию директор Воронин получил приказ заминировать и взорвать завод № 1. Он не выполнил этот приказ, но сумел доложить о своём решении Сталину. Таким образом авиационная отрасль была спасена этим человеком.

Гении «шарашки» против табуретки Сердюкова. Неужели победит?.. 

- Почему эти помещения не используются? Куда теперь вывели самолёты? Нашёлся ли инвестор, который готов вложиться в сохранность объекта? Да и нужен ли он, инвестор, если есть Государство, обеспечивающее сохранность своей истории и истории своего народа? 

- Ещё несколько лет назад было принято решение о выводе производства из центра Москвы. Была составлена «дорожная карта», по которой участок вывели из профильных активов. Нас сейчас будут объединять с авиационным холдингом «Сухой». Также у нас есть своя территория в Войковском районе и, вероятнее всего, мы поедем туда.

С сентября этого года мы пытаемся с Виктором Дмитриевичем Кузнецовым добиться хоть какого-то результата и ответа по поводу сохранности объекта. Отправили Андрею Ельченинову - первому заместителю председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации - письмо, потому что он тогда возглавлял это заседание… Я надеюсь, что наше сотрудничество с фондом Шухова и с Леонидом Михайловичем Штерном, его президентом, будет продуктивным.

Самолёты МиГ разных годов.
© t.me/AviaCT
Самолёты МиГ разных годов.

- Вы полагаете странным отсутствие авиационного музея, когда в наличии представленные здесь экспонаты?

- Такой музей в Российской Федерации необходим. Странно, что его нет. Россия была первая в области космоса и авиации. Мы были первыми в мире весь ХХ век, а следующему поколению мы уже это даже не объясним. В мире три великих школы: это русская, французская и американская. У американцев есть такой музей, прямо в Вашингтоне, и посещаемость этого музея примерно восемь миллионов человек в год. Учитывая, что мы находимся в трёх километрах от Кремля, у нас посещаемость будет не меньше.

В противном случае, к сожалению, будущему поколению показать будет нечего, и мы уже это не объясним.

Собрать нужно то, что сейчас уничтожается на всех предприятиях.

Сердюков только что подписал на распил 40 уникальных самолётов. Из них 10 самолётов удалось сохранить, а 30 самолётов - военных и гражданских 1970-1980 гг. - распилят. Это опытные образцы! Их можно спасти, но ставить их некуда, а сюда встанут.

В США даже модели, не представляющие исторического интереса, не распиливают, а хранят в пустыне, в штате Аризона. У них там авиационный склад.

Не трудно предположить, что будет воздвигнуто на этом историческом месте, если мрачные прогнозы директора музея «МиГ» сбудутся. Современные высотки из стекла и бетона? А исторические объекты, которые могли бы сослужить великую службу в патриотическом воспитании нашего будущего поколения, будут уничтожены, образуя пустоту и пробел в памяти нашего народа? Оно нам нужно? Сердюков, и это понятно, враг и нашей армии, и государства российского. Кто, зачем и для чего его держит?..

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама