В других СМИ
Загрузка...
Генерал-майор внутренней службы Богдан Гавкалюк: «Научить системно мыслить будущего офицера-огнеборца - наша основная задача»
© Фото СП ГУ МЧС РФ
Генерал-майор внутренней службы, кандидат технических наук Богдан Гавкалюк.

Генерал-майор внутренней службы Богдан Гавкалюк: «Научить системно мыслить будущего офицера-огнеборца - наша основная задача»

О том, зачем Петербургский госуниверситет МЧС готовит для Арктики своих огнеборцев, о перспективах развития вуза и как приходится учить курсантов в условиях коронавируса, еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий кандидат технических наук генерал-майор внутренней службы Богдан Гавкалюк
Реклама
Генерал-майор внутренней службы Богдан Гавкалюк: «Научить системно мыслить будущего офицера-огнеборца - наша основная задача»
© Фото СП ГУ МЧС РФ
Генерал-майор внутренней службы, кандидат технических наук Богдан Гавкалюк.
Читайте нас на: 

«Нас учили быть, а не казаться офицерами»

- Богдан Васильевич, 8 лет вы были на практической работе - возглавляли Главное управление МЧС России по Новгородской области. И затем назначение в теоретики. Как вы восприняли новое назначение?

- В своё время нас учили быть, а не казаться офицерами. Дал слово - сдержи его, невзирая ни на какие обстоятельства. Я благодарен судьбе за то, что меня назначили начальником университета. За несколько месяцев я познакомился практически с каждым сотрудником и ещё раз убедился в том, что все они обладают глубокими знаниями и отличной подготовкой. В людях я ценю ответственность за порученное дело. В первую очередь нам нужно думать о том, как улучшить работу постоянного состава, как обеспечить подготовку более качественных высококвалифицированных специалистов, тех профессионалов, которые будут востребованы в системе МЧС России и принесут пользу всему нашему обществу.

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России.
© Фото СП ГУ МЧС РФ
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России.

«Самая большая ценность любого вуза - это профессорско-преподавательский состав…»

- Наши преподаватели добиваются высоких результатов благодаря правильной организации учебного процесса, при объяснении материала главное внимание уделяют чёткости изложения, умению выделить самое существенное и приёмам, помогающим на том же занятии это главное понять и усвоить. Основное внимание они уделяют выработке навыков учебного труда, умению работать с книгой, первоисточником, делать выводы, проводить параллели, составлять тезисы, планы. При планировании каждого учебного занятия они намечают, что будет изучено на занятии самостоятельно, а что во время самостоятельной подготовки. Эмоциональный рассказ преподавателей сменяется комментированным чтением, беседой, записями в рабочую тетрадь. Такими приёмами преподаватели добиваются не только осмысленных и глубоких знаний, но и привычки получать знания самостоятельно. А эти качества будущему офицеру МЧС очень нужны.

‑ Богдан Васильевич, в настоящее время ведётся активная работа по реализации программы патриотического воспитания, разработанной на федеральном уровне. Что делается в университете для военно-патриотического воспитания молодёжи?

- Преподаватели делают всё возможное, чтобы курсанты поняли, в каком вузе они учатся, какая славная история у нашего коллектива. Наши преподаватели учат курсантов и студентов помнить о славном подвиге отцов, дедов, прадедов. Молодёжь как никогда нуждается в просвещении - она должна знать о немеркнущем подвиге советских воинов, которые спасли и мир, и европейскую цивилизацию.

Много внимания отводится физической подготовке курсантов.
© Фото СП ГУ МЧС РФ
Много внимания отводится физической подготовке курсантов.

Память о Великой Отечественной войне для нас свята. Ещё живы участники этой войны - из числа тех, кто служил и работал в нашем университете. Большую работу проводит ветеранская организация во главе с Валентиной Сергеевной Сорокиной.

Высокие духовно-нравственные принципы службы, гордость за принадлежность к системе МЧС, готовность выполнить воинский и профессиональный долг положены в основу патриотической и индивидуально-воспитательной работы с офицерами, курсантами и студентами.

«Коронавирус образование не уничтожит»

- В какой степени дистанционное образование может заменить очные формы? Как университет работает в условиях коронавирусной угрозы, как проводятся занятия в университете? Какие основные трудности, как они решаются?

- В условиях самоизоляции занятия организованы в формате вебинаров в электронной информационно-образовательной среде Университета, т.е. исключительно с применением дистанционных образовательных технологий, когда и профессорско-преподавательский состав и обучающиеся находятся дома. При этом мы придерживаемся ранее спланированного расписания занятий, с небольшими корректировками на практические занятия.

Такая организация образовательной деятельности в масштабе всего Университета стала возможной благодаря тому, что в течение последних трёх лет мы занимались созданием и развитием своего собственного цифрового образовательного пространства. Одним из приоритетных направлений в нём является электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Все участники образовательного процесса сейчас взаимодействуют в электронной информационно-образовательной среде Университета. Она включает в себя целый набор цифровых сервисов не только для организации занятий, но и для повседневной деятельности наших сотрудников и работников. Также в составе Университета есть профильное подразделение - это Институт заочного и дистанционного обучения.

Его сотрудники сейчас «модерируют» образовательный процесс: организуют и проводят обучающие вебинары для деканатов, преподавательского состава и курсантов; организованы раздел на официальном сайте и группы в социальных сетях для оперативной помощи как преподавателям, так и обучающимся, которым цифровые технологии оказались в новинку. Таким образом, никто не остался наедине со своими «проблемами организации дистанционного обучения», всем оказывается адресная помощь.

Практические занятия в поле.
© Фото СП ГУ МЧС РФ
Практические занятия в поле.

- Важной частью обучения являются практические занятия. Как студенты их проводят?

- Как было отмечено ранее, мы произвели небольшую коррективу расписания для того, чтобы перенести часть практических занятий на более поздний период. Речь идёт о таких занятиях, в которых в принципе невозможно применение дистанционных технологий. Это, например, занятия по пожарно-строевой подготовке, пожарной технике или подготовке газодымозащитной службы, где предусмотрено использование специальных средств и оборудования. Но в то же время преподавательский состав активно использует имеющиеся компьютерные симуляторы и модели с возможностью удалённого доступа, для организации лабораторных работ.

«Подготовка кадров к действиям в условиях Арктической зоны играет ключевую роль»

- С некоторых пор арктическая тема стала для Санкт-Петербургского университета одной из приоритетных. Почему именно она?

- Согласно плана НИОКР МЧС России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 гг., в этом году творческий коллектив университета совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС выполняет научно-исследовательскую работу на тему: «Анализ оснащения пожарно-техническим вооружением, спасательным оборудованием, специальной защитной экипировкой, подразделений всех видов пожарной охраны, работающих в условиях крайнего севера и в Арктической зоне, а также технического состояния изделий, находящихся в эксплуатации».

В инициативном порядке мы продолжаем проведение научно-исследовательских работ, посвящённых обеспечению комплексной безопасности Арктического региона РФ.

Уже сегодня в ходе проведения научных исследований получены результаты интеллектуальной деятельности в виде патентов на изобретения, а именно:

- способ тушения пожара в помещении в условиях низких температур и устройство для его реализации;

- стартовая установка для баллистического транспортного средства и способ её применения.

В инициативном порядке творческим коллективом университета в 2020 году выполняется научно-исследовательская работа: «Разработка рекомендаций по применению программно-аппаратного комплекса КВ радиосвязи для организации взаимодействия в ближней зоне (до 300 км) при ликвидации последствий ЧС, как составного элемента перспективной комплексной системы связи подразделений МЧС России, выполняющих задачи в АЗРФ».

Принимая во внимание роль и значение арктических комплексных аварийно-спасательных центров в вопросах обеспечения комплексной безопасности, подготовка кадров к действиям в условиях Арктической зоны играет ключевую роль. Центры должны укомплектовываться сотрудниками, прошедшими специальную «арктическую» подготовку или переподготовку в учебной системе МЧС России.

Сдача зачёта по профессии.
© Фото СП ГУ МЧС РФ
Сдача зачёта по профессии.

Следует отметить опыт университета по созданию системы дистанционного обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности ведения поисково-спасательных работ в условиях Арктического региона».

В масштабе Университета проект реализован в классе подготовки спасателей к действиям в условиях Арктической зоны, где используется разработанный информационно-обучающий WEB-портал «Арктика без опасности». На базе представительства университета в Арктическом спасательном учебно-научном центре «Вытегра» обучающиеся получают практические навыки проведения поисково-спасательных работ, приёмов оказания первой медицинской помощи в Арктике, применения технических и транспортных средств в условиях пониженных температур.

- Известно, что в Университете создана специальная рабочая группа.

- В университете создана рабочая группа, в которую вошли ведущие учёные, научные работники, профессорско-преподавательский состав, представители научно-исследовательского института перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности. Цель создания рабочей группы: научно-методическое обеспечение деятельности МЧС России по защите Арктической зоны РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рабочей группой планируется организовать взаимодействие с комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики, Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом, профильными вузами г. Санкт-Петербурга, занимающимися Арктической проблематикой, а также Северным федеральным Арктическим университетом и Мурманским Арктическим государственным университетом. 

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России открыт к всестороннему сотрудничеству, мы готовы проводить научные исследования в целях обеспечения безопасности Арктического региона РФ.

Университет готов выступить головной организацией по подготовке кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе для создаваемых арктических комплексных аварийно-спасательных центров и государств-членов Арктического совета. У нас есть твёрдая уверенность в том, что наша научно-исследовательская  работа  даст практические результаты в деле развития комплексных Арктических аварийно-спасательных центров.

Университетская команда КВН.
© Фото СП ГУ МЧС РФ
Университетская команда КВН.

«Наши выпускники способны нестандартно и творчески мыслить, принимать взвешенные решения в сложнейшей обстановке»

- При том что в университете готовят офицеров пожарной безопасности в первую очередь, у вас хорошо развивается научная и рационализаторская работа. Зачем это будущим огнеборцам?

- Университет способен дать базовые знания, но предусмотреть всё, что может понадобиться офицеру через 3-4 года, невозможно. Научить системно мыслить будущего офицера - наша основная задача, она заключается в привитии курсантам способности анализировать воздействующие на системы факторы, выявлять противоречия, определять пути решения, выработать  практические действия, доказывать их состоятельность, формировать практические рекомендации.

В образовательной деятельности мы вовлекаем обучаемых в творческий процесс путём предложения мыслительных задач, направленных на повышение эффективности практического применения техники, повышение её надежности, улучшения качества эксплуатации, обслуживания, ремонта и сбережения материальной части.

Курсанты получают бесценный опыт при совершенствовании учебной базы вуза. Принимают участие в научно-исследовательских работах, результаты которых внедряются в практику образовательной деятельности.

Таким образом на выходе получается офицер, способный нестандартно и творчески мыслить, а также принимать взвешенные, научно обоснованные решения в любой обстановке.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама