Мигранты, go away!
Как проинформировало Reuters, в начале июня 2021 года власти Дании одобрили закон, который позволяет высылать просителей убежища за пределы Европы. Число прибывающих беженцев в европейские страны в 2020 году составило 95 тыс. человек, то есть уменьшилось на 23% по сравнению с 2019 годом (123,7 тыс. человек) и на 33% по сравнению с 2018 годом (141,5 тыс. человек). Исходя из этих данных, ситуация с новоприбывшими в Европу сейчас, можно сказать, относительно управляемая.
Основной удар на себя по-прежнему принимают страны Средиземноморья - Греция, Кипр, Италия, Испания и Мальта. К ним мигранты попадают в первую очередь, а из-за карантина остаются порой надолго, несмотря даже на отсутствие мест в лагерях.
Уставшая от своего уязвимого положения средиземноморская «пятёрка» призвала на встрече 21 марта 2021 года соседей по Евросоюзу оказывать содействие в решении проблемы незаконной миграции. Мальта предложила не оставлять беженцев в приморских государствах, а распределять их по странам союза равномерно, что привычно не вызвало энтузиазма в некоторых странах ЕС, в том числе в Дании.
Справка
В прошлом году Дания предоставила убежище примерно 7 тыс. мигрантов. В большинстве своём это были бежавшие из Сирии и Ирака. Начиная с 2015 года, когда в Европу бурным потоком хлынули перемещающиеся лица с Ближнего Востока, в датском королевстве осели свыше 40 тыс. беженцев.
Мусульманским семьям давали пособия, предоставляли жильё, возможность получить медобслуживание и образование для детей. Правда, многие из приехавших считают, что датчане не отличаются щедростью, и пытаются перебраться в соседние Германию и Швецию. Главной же проблемой стало то, что беженцы не спешили ассимилироваться, сохраняя прежний уклад и обычаи. В городах появились национальные анклавы в несколько кварталов. В небольшой Дании это быстро выросло в серьёзную проблему: подскочила преступность, проявились межрасовые трения.
Копенгаген не оставил ситуацию без внимания: ряд лет в Дании применяется одна из самых жёстких антимиграционных практик в Европе. Она не изменилась даже со сменой правительства в 2019 году, когда пост премьера заняла Метте Фредериксен от социал-демократов. Иностранное происхождение в Дании зарегистрировано лишь у 14% населения. Это значительно меньше, чем, например, в Германии, где примерно каждый четвёртый житель - приезжий или имеет хотя бы одного родителя, переехавшего в ФРГ из-за границы.
И вот теперь датские власти решились на поистине беспрецедентные меры в связи с мигрантами. При этом продумываемые таким образом, дабы не нарушить Женевскую конвенцию ООН о статусе беженцев (1951) и заодно Регламент Дублин III (2013), который, впрочем, так и не был завизирован подписью только одной из стран ЕС - Данией, тем не менее, не декларирующей игнорирование этого документа.
Как проинформировало Reuters, в начале июня 2021 года власти Дании одобрили закон, который позволяет высылать просителей убежища за пределы Европы.
«Если вы подадите прошение о предоставлении убежища в Дании, вы будете знать, что вас отошлют в страну за пределами Европы, и благодаря этому, мы надеемся, люди перестанут искать в Дании убежища», - откровенно поделился представитель по вопросам миграции правящей в стране социал-демократической партии Расмус Стоклунд.
Ожидать решения по своему запросу беженцы смогут в специальных лагерях в других странах, в том числе в Африке. В каких конкретно странах их будут размещать, ещё не сообщалось. По данным агентства AFP, на данном этапе переговоры ведутся Данией с рядом государств (от пяти до десяти), в том числе с Эфиопией, Египтом и Руандой.
Впрочем, международные нормы права нигде не прописывают, что до 150 (а в реальности бывает и больше) дней ожидания решения о статусе беженца необходимо провести именно в стране ЕС, к коей подано прошение, а нынешняя перспектива быть выдворенными для ожидания ответа из Дании куда-нибудь в Африку для кандидатов на статус станет, мягко говоря, весьма малопригодной.
В начале этого года датское правительство объявило, что просит примерно тысячу сирийских беженцев приготовиться к отъезду домой. Основание: война в Сирии затухает, во многих провинциях налаживается мирная жизнь. А значит выходцы из этих регионов могут спокойно возвратиться на родину. Однако насильно проводить беженцев на выход с вещами власти не могут - запрещают международные конвенции по правам человека. Поэтому пока что их расселят по депортационным лагерям в надежде, что мигранты со временем сами убегут из Дании. Для того, чтобы обеспечить им какие-то гарантии адекватного приёма в оставленной ими Сирии, Копенгаген даже готовится вступить в контакт с правительством Башара Асада.
Министр иммиграции Дании Маттиас Тесфайе, отвечая на упрёки правозащитных организаций, пояснил: «Страна была честной с сирийскими беженцами с самого начала. Им ясно дали понять, что их вид на жительство является временным. Мы должны предоставлять людям защиту до тех пор, пока это необходимо. Но когда условия в родной стране улучшаются, бывший беженец должен вернуться домой и восстановить там свою жизнь».
Освоившиеся в королевстве сирийцы желанием ехать на родину вовсе не горят, но, скорее всего, ещё более их смущает перспектива долговременной жизни в датских депортационных лагерях.
В начале марта 2021 года МИД Дании представил законопроект по борьбе с «чрезмерной» миграцией, которая, по мнению ведомства, приводит к «риску появления параллельных религиозных и культурных обществ» внутри королевства. Власти предлагают установить в каждом городском квартале «верхний предел для людей незападного происхождения», как рассказывал немецкий портал Spiegel online.
Их допустимый лимит составит не более 30% от числа жителей данного района, но что конкретно подразумевается под «незападным происхождением», будут ли эти ограничения распространяться на выходцев, например, с Балкан, - пока не прописано.
Справка
Между тем в Дании уже ежегодно составляют списки неблагополучных районов. Под это определение попадают районы с населением свыше тысячи человек, если больше половины из них - иностранцы. Район, чтобы быть официально признанным неблагополучным, наряду с тем должен иметь хотя бы два из следующих признаков: уровень безработицы превышает 40%, более 60% местных жителей в возрасте от 39 до 50 лет не имеют высшего образования, уровень преступности в три раза выше среднего по стране, доходы населения на 55% ниже, чем в среднем по Дании. Особое регулирование, предусмотренное подобным статусом, ныне распространяется на 15 территорий, ещё 25 считаются «подверженными риску».
Стоит заметить: международные документы по правам человека вообще и мигрантов в частности нигде и никак не регламентируют порядок расселения людей по тем или иным регионам какой-то страны. В то же время, если указанный законопроект будет в Дании, что весьма вероятно, принят, многие имеющие статус беженца в этой стране станут жить, как «на иголках», в постоянном опасении выдворения с насиженного места.
Против таких решений и проектов выступают и некоторые организации внутри страны, и, конечно, в ООН, где указали на то, что за Данией в этом могут последовать другие страны Евросоюза, а это в принципе грозит увеличением рисков для беженцев.
Однако в реальности средиземноморская «пятёрка» стран, наиболее подвергаемая пополнению беженцами, на подобные меры не сможет пойти, потому что в их ситуации установить жёсткий контроль за прибывающими лицами, подобный датскому, попросту физически невозможно. Германия, наиболее последовательно декларирующая толерантность и гуманизм в сфере миграционных проблем, по пути Дании точно не пойдёт, а Франция по этому вопросу едва ли решится действовать вразрез с Германией.
Вместе с тем отдельные страны, например, Австрию, Норвегию, Венгрию, Словакию, могут и вдохновить новые взвешенные и, скорее всего, эффективные антимиграционные шаги Дании.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.