Особенности «охоты» на беспилотники
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Министр обороны РФ Сергей Шойгу осматривает сбитые российскими военными в Сирии БПЛА террористов.

Особенности «охоты» на беспилотники

Как показал боевой опыт, РЭБ более эффективна в борьбе с БПЛА, чем экзотические сети, различные антидроновые ружья и даже эффективнее традиционных средств противовоздушной обороны
31 июля 2021, 05:42
Реклама
Особенности «охоты» на беспилотники
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Министр обороны РФ Сергей Шойгу осматривает сбитые российскими военными в Сирии БПЛА террористов.
Читайте нас на: 

В настоящее время БПЛА чрезвычайно широко применяются как в военных, так и в гражданских целях. В связи с чем всё более актуальной становится задача борьбы с дронами, причём не только с теми, которые созданы в военных целях и применяются в боевых действиях, но и с так называемыми коммерческими БПЛА в мирное время, которые  могут использоваться для совершения терактов против практически любых гражданских и многих военных объектов. Например, во Франции в 2014-2015 гг. большую тревогу вызвали полёты неизвестных БПЛА над атомными электростанциями и над центром Парижа.

ПВО против БПЛА: себе дороже

Борьба с БПЛА может осуществляться как традиционным методом их физического поражения, так и средствами РЭБ. При этом имеет место очень существенная специфика по сравнению с действиями традиционной ПВО, решающей задачи борьбы с самолётами, вертолётами и крылатыми ракетами. Лишь с самыми крупными БПЛА военного назначения (боевыми и разведывательными) традиционная ПВО может бороться традиционными же методами и средствами. Проблемой в таком случае остаётся лишь малая заметность большинства БПЛА, но это относится и ко многим современным боевым самолётам и ракетам.

Подавляющее большинство военных и гражданских БПЛА являются малоразмерными и низкоскоростными.
© pixabay.com
Подавляющее большинство военных и гражданских БПЛА являются малоразмерными и низкоскоростными.

Подавляющее большинство военных и гражданских БПЛА являются малоразмерными и низкоскоростными. Традиционные системы ПВО не рассчитаны на обнаружение и поражение таких целей. Их средства разведки (радиолокационные, инфракрасные и даже оптические) способны обнаруживать малоразмерные БПЛА в лучшем случае лишь на минимальных дальностях, то есть очень велика вероятность, что БПЛА не будут обнаружены вообще, либо средства ПВО не успеют осуществить их поражение.

При этом сами средства поражения чаще всего не имеют шансов добиться прямого попадания в столь малоразмерную цель или хотя бы подрыва боевой части достаточно близкого от нее. Более того, даже артиллерийский зенитный снаряд, тем более зенитная управляемая ракета (ЗУР), по цене часто оказываются дороже, чем поражаемый ими БПЛА. Кроме того, противник вполне способен создать ситуацию, когда атакующих БПЛА оказывается больше, чем у системы ПВО имеется средств поражения - снарядов и тем более ЗУР.

Таким образом, с помощью БПЛА относительно легко добиться полного истощения системы ПВО без достижения последней реальных результатов. При этом надо учитывать, что очень многие традиционные средства ПВО для поражения малых коммерческих БПЛА просто не могут быть применены в условиях городской застройки в мирное время.

Для повышения эффективности средств разведки против БПЛА необходимо, в частности, совершенствовать РЛС. Возможно применение многочастотной импульсной локации (комбинация сигналов в сантиметровом и дециметровом диапазонах), создание маломощных РЛС, совершенствование методов обработки сигналов фазированной антенной решёткой (ФАР), применение пассивной локации и т.д. Кроме того, РЛС для увеличения дальности обнаружения могут устанавливаться на вышки или аэростаты. Также для обнаружения работы двигателей БПЛА могут применяться акустические датчики и совершенствоваться оптические системы обнаружения (в частности - с помощью новых методов обработки сигналов).

Применение традиционных ЗУР целесообразно только против крупноразмерных ударных и разведывательных БПЛА.
© af.mil
Применение традиционных ЗУР целесообразно только против крупноразмерных ударных и разведывательных БПЛА.

Как уже было сказано, применение традиционных ЗУР целесообразно только против крупноразмерных ударных и разведывательных БПЛА. При применении против малых беспилотников ЗУР оказываются слишком дорогими, к тому же в большинстве случаев не обеспечивают прямого попадания или достаточно близкого подрыва. Соответственно, гораздо целесообразнее применять против подобных целей зенитную артиллерию. При этом должна обеспечиваться высокая плотность огня (за счёт высокой скорострельности и применения многоствольных систем), должны применяться осколочные снаряды с дистанционным подрывом (поскольку и в этом случае добиться прямого попадания очень сложно) и высокой плотностью осколков.

Кроме того, зенитной артиллерии, как уже говорилось, должны придаваться современные средства разведки, а сам процесс стрельбы необходимо максимально автоматизировать. В этом случае для поражения БПЛА могут применяться и такие, казалось бы, устаревшие системы, как ЗУ-23-2.

Для поражения БПЛА могут применяться и такие, казалось бы, устаревшие системы, как ЗУ-23-2.
© mil.ru
Для поражения БПЛА могут применяться и такие, казалось бы, устаревшие системы, как ЗУ-23-2.

БПЛА и «луч смерти»

Для борьбы с БПЛА могут использоваться лазеры. Во-первых, их можно применять в традиционной роли дальномеров-целеуказателей, облегчая поражение БПЛА традиционными средствами. Во-вторых, они способны «подогревать» БПЛА, облегчая, тем самым, их обнаружение в ИК-диапазоне. В-третьих, лазеры могут использоваться непосредственно в качестве средства поражения. Сейчас уже ясно, что лазеры невозможно использовать как элемент стратегической ПРО (т.е. для поражения целей на больших расстояниях) - из-за слишком сильного рассеивания лазерного луча и его поглощения даже полностью прозрачной атмосферой и очень больших энергетических потребностей.

Использование же лазера в качестве средства ПВО малой дальности вполне реально, поскольку на коротких дистанциях факторы поглощения и рассеивания луча почти несущественны, а энергетические потребности достаточно умеренны. Также не имеют значения размеры и скорость цели. Зато лазерный луч распространяется практически мгновенно (со скоростью света), при этом «боекомплект» лазерного комплекса практически бесконечен (т.е. добиться истощения ПВО, оснащённой лазерами, противник не сможет). Соответственно, лазеры весьма хорошо подходят для поражения малоразмерных БПЛА (достаточно будет удержать луч на цели в течение 2-3 секунд), причём не только одиночных, но и атакующих группами.

Boeing Laser Avenger может быть использован для поражения малоразмерных БПЛА.
© boeing.mediaroom.com
Boeing Laser Avenger может быть использован для поражения малоразмерных БПЛА.

К весьма экзотическим методам физического поражения малоразмерных БПЛА можно отнести ловлю их сетью (сеть может выстреливаться с земли, либо с другого БПЛА) или даже специально обученными хищными птицами. В отдельных случаях против малоразмерных БПЛА может применяться обычное стрелковое оружие, в первую очередь - снайперские винтовки.

Постановщики помех

Гораздо чаще против БПЛА используются средства РЭБ - поскольку любой БПЛА несёт значительное количество электроники: это бортовой компьютер, приёмники навигационных спутниковых систем, устройства получения и хранения видовой информации, устройства обмена информацией, линии приёма-передачи командной, видовой, телеметрической информации. Пространственная ориентация БПЛА определяется с помощью гироскопов, при этом полностью автономных БПЛА практически не существует, преимущественно все они управляются с земли, и в случае потери связи подавляющее большинство БПЛА запрограммированы на автоматическое возвращение в точку старта.

Соответственно, если внести помехи в навигационную систему БПЛА, он, как минимум, не сможет вести разведку и/или применять оружие, как максимум - потеряет «ориентацию» и столкнётся с землёй. Если внести помехи в работу каналов связи БПЛА, он, как минимум, не сможет выполнять никакие задачи, как максимум - также разобьётся. Если одновременно подавить каналы связи и навигации, гибель БПЛА практически неизбежна.

Более того, в обоих вариантах возможен даже перехват контроля над БПЛА (это достаточно сложно для военных БПЛА, но весьма просто для коммерческих). Применение мощных электромагнитных импульсов может привести к полному разрушению электронной аппаратуры на борту БПЛА, что гарантированно приведёт к его гибели. Кроме того, с помощью акустической атаки можно вызвать резонанс гироскопов на БПЛА и привести к крушению беспилотника, но только на минимальном расстоянии и далеко не каждого БПЛА.

В Голландии и Франции против БПЛА пытались применять хищных птиц.
© youtube.com
В Голландии и Франции против БПЛА пытались применять хищных птиц.

Сети и стервятники против дронов

В Голландии и Франции против БПЛА пытались применять хищных птиц, но эффективность такого метода не очевидна даже против коммерческих БПЛА. А в США и в Великобритании созданы устройства, выстреливающие сети в направление беспилотника, но радиус их действия, как правило, не превышает 200 метров. Например, британский гранатомёт «Скайволл-100» может «ловить» БПЛА сетью на дальности от 10 до 150 метров. В США и Японии разработаны аналогичные устройства, выстреливающие сети не с наземных установок, а со своих БПЛА.

Все эти системы заведомо применимы только против одиночных малоразмерных коммерческих беспилотников на малых дальностях и высотах в мирное время. Это же относится к российским разработкам по установке на своих БПЛА дробовика или автомата Калашникова для борьбы с беспилотниками противника.

Можно привести в пример российский БПЛА «Волк-18», который ловит БПЛА (очевидно, тоже только коммерческие и малоразмерные) выстреливаемыми сетями (на борту имеется три таких сети), либо сбивает их таранным ударом. Таранным ударом может поражать беспилотники противника и израильский БПЛА «Госхок», при этом подразумевается его многократное использование.

Российский беспилотник-перехватчик «Волк-18».
© almaz-antey.ru
Российский беспилотник-перехватчик «Волк-18».

Проверено в небе войны

В ходе сирийской войны Россия и сирийская армия применяли против БПЛА в основном традиционные средства - ЗРК С-125, «Бук», «Тор», ЗРПК «Панцирь», а также, нельзя исключить, ПЗРК и зенитную артиллерию. При этом российский военный контингент при обороне своих баз и пунктов базирования использовал против вражеских БПЛА средства РЭБ - «Житель», «Красуха» и др. Считается, что в целом эффективность ПВО в данном случае была весьма высока, однако, по-видимому, этот вариант борьбы с БПЛА достаточно затратен экономически: многие сбитые беспилотники исламских боевиков и ВС Турции дешевле, чем затраченные для их уничтожения российские ЗУР.

Кстати, в Ливии в 2019-2020 гг. имели место интенсивные бои между турецкими боевыми БПЛА и ЗРПК «Панцирь» вооружённых сил ОАЭ, соотношение потерь при этом было примерно 2:1 в пользу «Панцирей». В ходе второй войны за Нагорный Карабах осенью 2020 года армянская ПВО, в основном состоявшая из ЗРК «Оса», ничего не смогла всерьёз противопоставить турецким и израильским БПЛА, применявшимся вооружёнными силами Азербайджана, что в значительной степени и обеспечило успех азербайджанской стороны.

В значительной степени именно на борьбу с беспилотниками ориентирована 57-мм ЗСУ «Деривация», которая создаётся сейчас в России. С той же целью разрабатываются малоразмерные дешёвые ЗУР для ЗРПК «Панцирь».

Именно на борьбу с беспилотниками ориентирована 57-мм ЗСУ «Деривация».
© uralvagonzavod.ru
Именно на борьбу с беспилотниками ориентирована 57-мм ЗСУ «Деривация».

Израиль, в свою очередь, многократно применял средства наземной ПВО против палестинских и иранских беспилотников, имели место даже случаи стрельбы ЗРС «Пэтриот» по коммерческим квадрокоптерам (в этом случае ЗУР вообще на несколько порядков дороже цели). При этом главным средством поражения малоразмерных целей в армии Израиля является ЗРС «Железный купол», но и её зенитно-управляемая ракета «Тамир» стоит 40 тысяч долларов, и сами израильтяне признают, что данный вариант неэффективен как с военной, так и с экономической точки зрения.

В США разрабатывается малогабаритная ЗУР МНТК (до 60 таких ЗУР устанавливают на ПУ ММL). Также создаётся система ПВО MADIS, включающая РЛС, средства оптического наблюдения, средства РЭБ, ПЗРК «Стингер», 30-мм пушку и 7,62-мм пулемёт. В Европе для борьбы против БПЛА создаются зенитные артиллерийские комплексы (немецкий «Мантис», англо-французский «Рапидфайр», немецкая ЗСУ на шасси БТР «Боксер»).

Защита от БПЛА: арсенал средств поражения

На десантном вертолётоносном корабле-доке (ДВКД) «Понсе» ВМС США установлена экспериментальная система ПВО с инфракрасным лазером AN/SEQ-3 Laser Weapon System или XN-1 LaWS. Цель обнаруживается на дистанции до 35 километров и поражается на расстоянии до 1,6 километра. Мощность лазера достигает 30 кВт. В низкоэнергетическом режиме лазер может выводить из строя оптику БПЛА, в максимальном - разрушать его полностью (на это уходит не более двух секунд).

На десантном вертолётоносном корабле-доке «Понсе» ВМС США установлена экспериментальная система ПВО с инфракрасным лазером AN/SEQ-3 Laser Weapon System.
© navy.mil
На десантном вертолётоносном корабле-доке «Понсе» ВМС США установлена экспериментальная система ПВО с инфракрасным лазером AN/SEQ-3 Laser Weapon System.

Сухопутные войска США испытывают систему Compact Laser Weapon System (CLWS) мощностью 2 кВт (он способен поражать лишь совсем небольшие БПЛА, причём на минимальных дистанциях). В США проходит испытания ещё целый ряд лазерных систем для ближней ПВО - «Веста», LADS, MEHEL, HELWS и др.

Израильская система «Дрон Дом» для борьбы с БПЛА совмещает боевой лазер, РЛС и средства РЭБ. Комплекс «Айрон бим» представляет собой спаренный лазер, поражающий БПЛА на расстоянии до 7 километров. Разрабатывается (совместно с США) лазерная система НЕL. В Германии проходит испытания лазерная система ПВО для борьбы с БПЛА RLADS.

Сразу несколько лазерных систем для поражения БПЛА разрабатывается в Китае (ZM-87, LW-30, LAG-2). Дальность поражения малоразмерной (менее метра) низкоскоростной (менее 50 м/с) цели составляет 1-2 километра при дальности обнаружения цели с помощью РЛС не менее 50 километров. При этом в состав систем включаются и станции постановки помех каналам связи БПЛА.

Россия использует целый ряд систем РЭБ («Москва», «Мурманск», «Красуха», «Дивноморье» и др.), способных подавлять каналы связи и навигационные системы БПЛА на больших площадях.

РЭБ «Москва» способна подавлять каналы связи и навигационные системы БПЛА.
© wikipedia.org
РЭБ «Москва» способна подавлять каналы связи и навигационные системы БПЛА.

Немецкая система «Икспеллер» обнаруживает БПЛА на расстоянии до 4 километров с помощью РЛС, ИК-систем и телекамер и глушит их помехами на расстоянии до 1,5 километра. Израильская система «Дрон гард» (Drone Guard) имеет три режима обнаружения и подавления БПЛА различной дальности. Для этого используются три различные РЛС. После обнаружения БПЛА система инициирует подавление его каналов связи и навигационных систем с целью, как минимум, заставить беспилотник вернуться на место старта, как максимум, привести к его аварии. Также с помощью средств РЭБ подавляет БПЛА противника система «РеДрон». Очевидно, имеются подобные системы в ВС США и ВС КНР, но данная тема очень сильно засекречена.

Противодроновое ружьё

Специфическим средством РЭБ, созданным специально для подавления БПЛА, являются так называемые антидроновые ружья. Они имеют вид стрелкового оружия и предназначены для постановки помех системам навигации и связи БПЛА на коротких дистанциях.

Так, американское ружьё Drone Defender имеет массу 4,4 килограмма, подавляет БПЛА на расстоянии до 400 метров, при этом имеет возможность непрерывной работы в течение двух часов. Американо-австралийское ружьё Drone Gun Tactical имеет массу 6,3 килограмма и способно непрерывно работать не более получаса, зато сразу на четырёх разных частотах. Подавляет сигналы навигационных систем GPS и «Глонасс» и каналы управления БПЛА на дистанции до километра.

В Турции создана система «Ихасавар» для блокирования дистанционного управления, каналов передачи данных и каналов спутниковой связи. Также имеет вид стрелкового оружия - масса 2 килограмма, а ранец с батареями весит 11,5 килограмма. Польское антидроновое ружьё работает на дистанции до километра, при этом для обнаружения БПЛА используются радиолокационные, акустические и оптические датчики. Итальянское ружьё СРМ подавляет сигналы навигации, управления и связи БПЛА в радиусе 700 метров. В Сингапуре создано антидроновое ружье «Орион» весом 2,5 килограмма.

Китайское антидроновое ружьё UAV-D04JA способно работать на дистанции до километра в течение полутора часов.
© youtube.com
Китайское антидроновое ружьё UAV-D04JA способно работать на дистанции до километра в течение полутора часов.

Китайское антидроновое ружье UAV-D04JA способно работать на дистанции до километра в течение полутора часов, подавляет сигналы всех известных навигационных систем - GPS, «Глонасс», «Галилео», «Бэйдоу». Название и ТТХ ещё одного китайского антидронового ружья неизвестно, при этом есть информация, что аккумуляторные батареи меняются так же, как магазины у обычного автомата. Но наиболее оригинальным изделием китайского ВПК является антидроновый пистолет «Шензен», имеющий дальность действия 1,2 километра.

Российское антидроновое ружьё «Ступор» весит 5,5 килограмма, может непрерывно работать 4 часа, подавляет сразу до пяти частот. Другое ружьё «Рекс-1» весит 4,5 килограмма, работает непрерывно три часа, подавляет все известные навигационные системы и стандарты мобильной связи. В 2017 году на полигоне Минобороны РФ в Коломне испытывались оба ружья. Они оказались очень эффективны против коммерческих БПЛА и на первых порах совершенно бесполезны против военных БПЛА. Затем оба ружья были испытаны в Сирии. В настоящее время дальность действия «Ступора» доведена до 2 километров, а на основе «Рекса-1» создано ружье «Зонт».

В целом, как подтвердили российские испытания, в настоящее время антидроновые ружья являются в первую очередь полицейским оружием, предназначенным для борьбы с коммерческими БПЛА в мирное время.

Последнее слово за лазером?

Таким образом, средства борьбы с БПЛА уже сейчас начинают делиться на два класса. Разнообразная «экзотика» (хищные птицы, выстреливаемые сети, антидроновые ружья) могут применяться почти исключительно против коммерческих беспилотников. Против боевых беспилотников используются традиционные средства ПВО и системы РЭБ.

При этом средства радиоэлектронной борьбы в целом более эффективны, чем средства физического уничтожения беспилотников. Но ситуация может измениться - в том случае, если будут созданы по-настоящему эффективные лазерные системы ПВО, которые смогут эффективно бороться как с военными, так и с коммерческими БПЛА практически в любых условиях обстановки.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама