Петляков и его рекордные «пешки»
© Фото из архива
Владимир Михайлович Петляков и его детища Пе-2 и Пе-8.

Петляков и его рекордные «пешки»

Далеко не все календари отметили 130-летие талантливого советского авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова, хотя с его Пе-8 началась отечественная Дальняя авиация, а пикирующий Пе-2 стал основным фронтовым бомбардировщиком в годы Великой Отечественной войны
11 июля 2021, 08:39
Реклама
Петляков и его рекордные «пешки»
© Фото из архива
Владимир Михайлович Петляков и его детища Пе-2 и Пе-8.
Читайте нас на: 

Вместе с Туполевым

Сказано же: нет пророка в своём Отечестве. Вот и будущего именитого авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова тоже не сразу признали - на механический факультет МТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) он поступил только со второй попытки. Но поскольку семья нуждалась в средствах, а он был старшим из братьев, учёбу пришлось отложить и добывать хлеб насущный на железной дороге.

Восстановился в МТУ только в 1917 году, учился и одновременно работал техником в аэродинамической лаборатории под руководством H.E. Жуковского. В 1921 году перешёл на должность лаборанта к Андрею Николаевичу Туполеву в ЦАГИ. На следующий год защитился и стал дипломированным инженером-механиком.

Работая под началом Туполева, молодой конструктор разработал моноплан с «металлическими элементами», который в честь своего руководителя назвал «АНТ». Следующий моноплан из этой же серии был уже цельнометаллическим. Будучи ответственными за конструирование крыльев, В.М. Петляков и В.Н. Беляев разработали способ расчёта прочности металлических многолонжеронных крыльев, которым долгое время пользовались все конструкторские бюро страны. Потом появился воздушный разведчик АНТ-3 (Р-3) - самолёт, совершивший рекордные перелёты. Первенец серии с названием «Пролетарий» пролетел 7.150 км, а следующий самолёт, названный «Наш ответ», преодолел уже 22.000 км.

Примечательна история создания АНТ-4 (ТБ-1), ставшего первым тяжёлым бомбардировщиком страны. Заказ на создание тяжёлого самолёта, способного сбрасывать мины, бомбы и торпеды, предполагали разместить в Англии на известной фирме «Хэндли Пейдж», но там запросили слишком большую сумму и обозначили довольно продолжительный срок для выполнения работ - полтора года. Это не устраивало страну.

Тогда в ЦАГИ провели предварительные расчёты, и в результате всего за девять месяцев был создан бомбардировщик, ставший триумфатором отечественного самолётостроения. Такой самолёт, получивший название «Страна Советов», не стыдно было показать за рубежом.

АНТ-4, получивший название «Страна Советов», не стыдно было показать за рубежом.
© Фото из архива
АНТ-4, получивший название «Страна Советов», не стыдно было показать за рубежом.

Самолёт совершил сверхдальний полёт по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский - Сан-Франциско - Нью-Йорк. А в 1933 году А.В. Ляпидевский на АНТ-4 спасал челюскинцев. После создания АНТ-4 Андрей Туполев назначил Петлякова ответственным за лётные испытания всех последующих машин КБ и передачу их в производство. Забегая вперёд, отметим, что во время Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. ТБ-1 сыграл решающую роль при прорыве «линии Маннергейма».

Любопытная подробность. Принимая участие в разработке АНТ-6 (ТБ-3) Петляков изобрёл конструкцию бензобака, которой пользовались ещё более двадцати лет многие конструкторы. Но что там бензобак... Размах крыла у самолёта был почти 42 метра. С тремя тоннами бомб он мог подняться на высоту до 8.000 метров. ТБ-3 стал основным бомбардировщиком страны. За создание той машины В.М. Петлякова наградили орденами Красной Звезды и Ленина.

Бомбардировщик участвовал в боях на Халхин-Голе, в Советско-финляндской войне, использовался в первом периоде Великой Отечественной. Прошёл несколько модернизаций под разные задачи. До 22 июня 1941 года в авиацию было поставлено 516 машин и 25 Военно-морскому флоту. Однако из-за низкой скорости ТБ-3 стали использовать в качестве ночных бомбардировщиков.

Петляков участвовал в разработке самого большого самолёта того времени – «воздушного агитпункта» АНТ-20 «Максим Горький».
© Фото из архива
Петляков участвовал в разработке самого большого самолёта того времени – «воздушного агитпункта» АНТ-20 «Максим Горький».

Участвовал Владимир Михайлович и в разработке самого большого самолёта того времени - «воздушного агитпункта» АНТ-20 «Максим Горький», длина которого составляла 33 метра с размахом крыльев в 63 метра. Восемь моторов суммарной мощностью 7.500 л.с. поднимали до 53 тонн. К несчастью, 18 мая 1935 года самолёт разбился. Погибли 11 членов экипажа и 47 пассажиров.

Затем участие в создании АНТ-25 «РД» («РД» - рекорд дальности). Именно на этой машине совершены два рекордных перелёта в США через северный полюс. В.М. Петляков отвечал за техническую подготовку.

На «дипломатическом» фронте

Но главную роль в судьбе Петлякова сыграл другой самолёт. До войны коллективу, который возглавлял Владимир Михайлович, поручили создать аналог американского В-17, четырёхмоторного бомбардировщика дальнего радиуса действий. Пока шли работы, Владимир Михайлович стал заместителем главного конструктора ЦАГИ, а затем и главным конструктором авиационного завода № 156 в Москве. Но не всё было так просто. Проволочка с изготовлением новых моторов сильно тормозила разработку АНТ-42 (ТБ-7). В результате ТБ-7 (АНТ-42, позднее Пе-8), разработанный под руководством Петлякова (совместно с А.Н. Туполевым), первый полёт совершил только в декабре 1936 года. Но именно эта машина предопределила дальнейшее развитие данного класса боевых самолётов.

Бомбардировщик Пе-8 (был назван в честь Петлякова уже после его гибели в 1942 году) наряду с другими самолётами применялся для нанесения бомбовых ударов по Берлину в первые месяцы войны. Эти самолёты, их было построено 97, бомбили военные объекты в глубоком тылу Германии и её союзников. К началу войны ТБ-7 включили в боевой состав 81-й авиадивизии. Дивизия напрямую подчинялась Ставке Верховного главнокомандования. Командиром назначили полярного лётчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова. Именно с этим самолётом связывается создание 5 марта 1942 года нового рода авиации - Авиации дальнего действия.

29 мая 1942 года Пе-8 доставил в Вашингтон для переговоров делегацию во главе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым.
© Фото из архива
29 мая 1942 года Пе-8 доставил в Вашингтон для переговоров делегацию во главе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым.

И ещё одна деталь. В мае - июне 1942 года Пе-8 с серийным номером 42 066 (командир экипажа майор Э.К. Пусэп) доставил советскую делегацию во главе с В.М. Молотовым в Лондон и США и обратно через занятую противником территорию. Выбором самолёта и маршрута занимался маршал авиации Александр Голованов, который в ту пору командовал Авиацией дальнего действия и пользовался непререкаемым авторитетом у И.В. Сталина. Для столь ответственного перелёта выбрали наиболее мощный по тем временам хорошо проверенный ТБ-7 (Пе-8), оснащённый двигателями АМ-35А. По дальности полёта и бомбовой нагрузке этот самолёт в первые годы Второй мировой войны не имел конкурентов, включая и знаменитый американский Б-17, прозванный «летающей крепостью».

Полёт через Аляску был слишком долог и требовал большой подготовки. Полёт через Иран считался также продолжительным, к тому же нужны были согласования со многими государствами. Вот почему Голованов остановился на самом коротком и самом парадоксальном «европейском» пути: до Лондона, а затем через Исландию и Канаду - в США.

Пе-8 шёл почти на предельной высоте - около 10.000 метров. Салон бомбардировщика не был герметичным, температура опускалась до минус 50 градусов. Пассажиры были одеты в меховые лётные комбинезоны, имели при себе парашюты и кислородные приборы. На борту Молотов сразу сообщил экипажу, что «поступает в их полное распоряжение и перестаёт быть "вторым человеком в стране", потому что в небе главные - лётчики».

В целом перелёт и переговоры Молотова, как считается, прошли успешно и оказали заметное влияние на исход Второй мировой войны. И в этом немалую роль сыграл бомбардировщик Пе-8, «освоив дипломатический фронт». 20 июня 1942 года члены экипажа Пе-8 удостоились звания Героев Советского Союза.

Сделано в «шарашке»

Но это «парадная» сторона биографии ТБ-7 (Пе-8) и его создателя. Кому надо, сочли преступным умыслом нарушение сроков создания бомбардировщика (смежники с опозданием сделали двигатель), и в ноябре 1937 года Владимир Михайлович Петляков оказался в так называемой шарашке - СКБ-29 НКВД, где и трудился до освобождения в июле в 1940 года. В 1939 году бригада, которой он руководил, создала опытный двухмоторный высотный истребитель с большой дальностью полёта - «ВИ-100» («Сотка»), а затем на его основе - скоростной Пе-2, ставший основным фронтовым бомбардировщиком советских ВВС в годы Великой Отечественной войны. Подчеркнём: пикирующим бомбардировщиком.

Примечательно, что перепроектировать «Сотку» в пикирующий бомбардировщик Петляков должен был за сорок пять суток. Если получится, курировавший закрытые КБ Лаврентий Берия обещал всем участникам работы освобождение. И, надо признать, слово сдержал. В 1940 году вся «бригада» Петлякова получила свободу, а сам Петляков в январе 1941 года был удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком.
© Фото из архива
Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком.

В этом же году Петляков возглавил КБ на заводе № 22, имевшем линию сборки Пе-2. С началом войны предприятие из Москвы эвакуировали в Казань, а большинство квалифицированных рабочих ушли на фронт. Так что доводили машину до ума подростки и женщины, вставшие к станкам.

Справка

Пе-2 (прозвище «Пешка») - советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС Красной Армии. Самый массовый бомбардировщик советского производства (выпущено около 11.500 ед.). Пе-2 активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны, а также в боях с Японией.

Пе-2 - двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и разнесённым двухкилевым вертикальным оперением, трёхстоечным убирающимся шасси с хвостовой опорой. Оснащался двумя моторами М-105 мощностью по 1.050 л.с. Скорость полёта - 506 км/ч, практический потолок - 8.800 км, дальность полёта - до 1.200 км. Нормальной считалась бомбовая нагрузка в 600 кг, максимальная - до 1.000 кг. Для защиты бомбардировщик оснащался тремя 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулемётами. Экипаж - три человека.

…Чтобы обсудить проблему с нехваткой квалифицированных специалистов, 12 января 1942 года В.М. Петляков со своим заместителем вылетел из Казани в Москву на встречу с наркомом авиапрома А.И. Шахуриным. Добираться пришлось на двух попутных Пе-2, и тот, на котором находился главный конструктор, по невыясненной причине загорелся и упал в Нижегородской области недалеко от деревни Мамешево. Через несколько дней в газетах появилось короткое извещение о трагической гибели в авиакатастрофе. Но его «пешки» продолжали воевать до самой Победы.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама