По улицам ходили «языковые патрули»
© fondsk.ru
Куат Ахметов руководит рейдами «языковых патрулей».

По улицам ходили «языковые патрули»

Запреты русского языка, русских школ, кириллицы и ряд других подобных инициатив нужны не только для консолидации национал-патриотического духа казахов, но во многом для подавления русскоязычной части общества в Казахстане
20 августа 2021, 12:31
Реклама
По улицам ходили «языковые патрули»
© fondsk.ru
Куат Ахметов руководит рейдами «языковых патрулей».
Читайте нас на: 

Казахстанские воинствующие националисты организовали «языковые патрули»: они заходят в магазины и государственные учреждения для проверки использования казахского языка. Все рейды активисты записывают и выкладывают на канале в YouTube. Руководит рейдами основатель канала Куат Ахметов. Националисты проверяют в магазинах, переведены ли этикетки на казахский язык и понимают ли его сотрудники.

Куат Ахметов в интервью RT заявил об обиде на русских, обвинил их в высокомерии, пренебрежении казахами и пояснил, что «языковые патрули» были организованы специально в поддержку тех граждан, которые не говорят по-русски и хотят, чтобы их в стране обслужили на казахском языке.

В одном из роликов националисты в сопровождении сотрудников правоохранительных органов пришли в магазин в городе Актау. Во время диалога одна из участниц разговора говорит: «Вы не любите русских, а что мы вам сделали? Мы вам город построили! Если бы не мы - вы бы здесь не были». Через некоторое время на канале появился ролик с этой женщиной, где она растерянно извиняется за свои слова и говорит, что была в нервном состоянии.

«Языковые патрули» проходят во многих крупных городах Казахстана несмотря на то, что казахский язык является государственным языком, а русский имеет равный официальный статус для всех уровней административного и институционального назначения.

Основной вклад в возведение города Актау внесли ленинградцы.
© lada.kz
Основной вклад в возведение города Актау внесли ленинградцы.

Справка

Между тем история Актау берёт начало в 1956 году, когда на полуостров Мангышлак прибыли рабочие из разных уголков Союза в поисках месторождений урановой руды. В 1959 году началось строительство порта. В 1962 году была запущена дизельная электростанция и ТЭЦ. В 1964-м здесь началось строительство первого в мире атомного реактора на быстрых нейтронах БН-350. Основной вклад в возведение города внесли ленинградцы.

Комментируя ситуацию, глава Россотрудничества Евгений Примаков заявил в своём Telegram-канале, что казахстанские власти «с опаской относятся к своим националистам и стараются лишний раз их не раздражать». Также глава Россотрудничества отметил, что, если после подобных акций не будет официальной реакции властей Казахстана, то и ответ не заставит себя ждать.

Первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Даурен Абаев считает: говорить об ущемлении русского языка в республике на фоне ситуации с так называемыми языковыми патрулями несправедливо, хотя сами подобные прецеденты являются недопустимыми и возмутительными. «Разве можно по неадекватным поступкам двух-трёх человек судить о положении дел в стране с 19-миллионным населением? Думаю, что нет», - отметил Абаев. И, скорее всего, не без лукавства. Потому что сама национальная политика властей Казахстана в последнее время способна провоцировать и проявления пещерного национализма.

В Казахстане набирает силу кампания против русского языка и русских школ, и в этом процессе принимают прямое участие ведущие госчиновники, в том числе министр образования Асхат Аймагамбетов. «Для нас это одна из первостепенных задач - сделать так, чтобы обучение на государственном языке было доминирующим… Об этом не должно быть никаких дискуссий, потому что это государственный язык, и очевидно, что на государственном языке должны обучаться граждане нашей страны», - декларирует министр образования. Суждения Аймагамбетова опубликованы в националистической газете «Қазақ yні», между прочим, финансируемой из госбюджета.

В кампании против русского языка и русских школ в Казахстане принимают прямое участие ведущие госчиновники, в том числе министр образования Асхат Аймагамбетов.
© primeminister.kz
В кампании против русского языка и русских школ в Казахстане принимают прямое участие ведущие госчиновники, в том числе министр образования Асхат Аймагамбетов.

По плану, согласованному с нынешним президентом Касым-Жомартом Токаевым и первым президентом и «лидером нации» Нурсултаном Назарбаевым, к 2023 году все школьники будут обучаться на казахском. Фактически это означает закрытие русских школ, в которых сейчас обучается более 950 тысяч человек (30,6% от всех учащихся). Русскоязычные родители будут вынуждены или отдавать детей в казахские классы, или в частные гимназии для богатых, или уезжать в Россию.

И всё это на фоне решения об отказе к 2025 году от кириллицы, принятого Нурсултаном Назарбаевым в 2017 году, и нынешней интенсивной работы по составлению латинского алфавита, который должен максимально приблизить Нур-Султан к Анкаре, не скрывающей стремления перевести на используемую в Турции латиницу все тюркоязычные страны бывшего СССР. Назарбаев жаловался на то, что кириллический алфавит, дескать, искажает казахский язык. «В казахском языке нет «щ», «ю», «я», «ь». Используя эти буквы, мы искажаем казахский язык, поэтому [с введением латиницы] приходим в основу», - рассуждал он.

В реальности же как раз в латинице нет ряда букв, соответствующих фонемам казахского языка. Поэтому в местной версии алфавита придётся прибегнуть к множеству апострофов, что не будет способствовать удобству чтения и письма.

В 2017 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о переходе казахского алфавита с кириллицы на латиницу к 2025 году.
© elbasy.kz
В 2017 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о переходе казахского алфавита с кириллицы на латиницу к 2025 году.

Наряду с тем в Казахстане предстоит проделать огромную работу: нужно перевести на латинский шрифт миллионы документов и произведений, научить многомиллионное население пользоваться новыми буквами. Уже сейчас из-за перехода на латиницу начинается разрыв поколений, который будет становиться всё глубже. Старшее поколение, скорее всего, так и продолжит использовать кириллицу, а молодёжь перестроится на новый алфавит. Долгосрочная же задача состоит, очевидно, в том, чтобы в конечном итоге выдавить русский язык на обочину, обозначив его ненадобность в  официальном статусе.

Сегодня же власти, образно говоря, режут по живому. Несмотря на рост казахского населения (67%), в действительности 92% казахов понимают, 83,5% свободно читают, а 79,1% свободно пишут на русском языке. Значительная часть казахов всё ещё предпочитает общаться на русском, а многие города остаются русскоязычными. Свыше 70% изданий выходит на русском языке, а, по данным властей, больше 60% граждан живёт фактически в российском информационном пространстве.

Однако вскоре весь пласт литературы, культуры, науки и образования на кириллице уже не будет доступен молодёжи, которую со школьной скамьи теперь взращивают в небрежении к общей истории. И для системы образования введение латиницы и закрытие русских школ обернётся провалом учебного процесса.

При этом в состав Мажилиса после парламентских выборов 10 января этого года вошли представители националистического движения, например, идеолог казахского этноцентризма и ярый сторонник сближения с Турцией Айдос Сарым. В стране идёт сбор подписей с требованием отмены официального статуса русского языка, а парламентская партия «Ак жол» призывает переименовать все города и территориальные единицы, носящие русские названия. Развёрнута широкая кампания по признанию голодомора, то есть геноцида, со стороны Москвы в 1930-х годах.

Идеолог казахского этноцентризма и ярый сторонник сближения с Турцией Айдос Сарым.
© instagram.com/aidos.sarym
Идеолог казахского этноцентризма и ярый сторонник сближения с Турцией Айдос Сарым.

Посылы нынешних властей страны, приводящие к росту национализма среди казахов, направлены на удержание позиций действующих элит. Запреты русского языка, русских школ, кириллицы и ряд других инициатив того же типа нужны сейчас не только для консолидации национал-патриотического духа, но во многом для подавления русскоязычной части общества, которая расценивается сомнительным сегментом, поддерживающим интеграционные процессы с Россией, а на них правящая верхушка смотрит искоса и не без опасений.

Что бы ни говорили нынешние казахские официальные лица, вошедшие в моду в городах Казахстана «языковые патрули» стоит воспринимать не как отдельно взятые неадекватные поступки, а как вопиющие националистические проявления, обусловленные набирающим силу курсом системного давления казахстанских властей на русскую часть населения республики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама