Одна из многих и единственная из всех
Две Маши и обе наши
В начале 80-х годов прошлого столетия мне довелось несколько лет жить на улице Марии Цукановой в посёлке Тихоокеанский Приморского края (ныне город Фокино). Там же в центре ей установлен памятник - главная городская достопримечательность, к которому приносят цветы молодожёны, в дни праздников приходят горожане, возлагают венки ветераны. Именно тогда я впервые узнал о санитарке, которая геройски погибла, спасая раненых красноармейцев во время одной из наступательных операций против частей Квантунской армии.
В 1988 году, когда на экраны вышел советско-северокорейский фильм «Утомлённое солнце. От весны к лету», мои исторические познания были несколько подкорректированы. Выяснилось, что старший матрос Мария Цуканова была разведчицей и погибла, помогая корейским военным при уничтожении японского спецотряда, занимавшегося исследованиями в области биологического оружия.
Я не стал тогда заморачиваться этими деталями, было не до того и казалось второстепенным. Главное, что Мария в любом случае оставалась настоящим Героем и мы, потомки, её помнили. Лишь спустя много лет я узнал, что героиня корейского фильма - персонаж выдуманный, и никакого отношения к нашей Марии Цукановой не имеет. А её имя режиссёрами из КНДР было взято в знак признания русской девушке, героически погибшей при освобождении корейского порта Сейсин (ныне Чхонджин). Там же на сопке Комальсам в братской могиле она и похоронена.
Из гвардейцев тыла - в матроса-тихоокеанца
Маша родилась в 1924 году в сибирской глубинке. Помотавшись по местным деревням и весям вслед за отчимом (родной отец умер за несколько недель до рождения дочери) в 1941-м, когда началась война, семья Маши оказалась в хакасском селе Орджоникидзевском. Там Мария закончила школу и оттуда собиралась поехать в Абакан, чтобы поступить в педагогическое училище. Но…
Пришлось устраиваться телефонисткой в своём селе, где она проработала до начала зимы, пока в Орджоникидзевское не эвакуировали госпиталь из Ростова. Маша не задумываясь пошла работать туда санитаркой. Ей хотелось быть поближе к военным событиям, которыми жила вся страна. К тому времени отчим и старший брат уже воевали на фронте. Когда госпиталь перевели в другой город, Мария не захотела возвращаться на телефонный узел, а вместе с подругами уехала в Иркутск. Там на машиностроительном заводе, целиком перешедшим на выпуск военной продукции, постоянно требовались рабочие руки, и девушек из Хакасии приняли на работу без вопросов.
Мария Цуканова довольно быстро стала ударницей производства. Выполняла две дневные нормы за смену, получила значок ГТО, научилась метко стрелять, вступила в комсомол, окончила курсы санинструкторов. Старание девушки не осталось без внимания начальства: она была отмечена почётным вымпелом «Гвардеец тыла».
В принципе, на заводе можно было бы оставаться и дальше, но Маше, как и многим молодым людям того времени, хотелось попасть на фронт, чтобы приблизить долгожданную победу. И когда в мае 1942 года был объявлен указ Госкомитета обороны СССР о призыве на Военно-Морской Флот 25 тысяч девушек-добровольцев, Мария записалась одной из первых. Но её направили не на фронт, как она надеялась, а в противоположную сторону - на самый Дальний восток. На Тихоокеанский флот.
Там ей пришлось переквалифицироваться в телефонистки, и до 1944 года она служила в 51-м артдивизионе Шкотовского сектора береговой обороны (очень недалеко от нынешнего города Фокино). За год до окончания войны, учтя законченные курсы санинструкторов и имеющийся опыт по уходу за ранеными, матроса Цуканову направили в школу младших медицинских специалистов при военно-морском госпитале № 8 (ныне Главный госпиталь ТОФ во Владивостоке). На новом месте она вновь зарекомендовала себя отличницей, за что ей было присвоено звание «старший матрос». Марию, впрочем, это не сильно радовало, потому как её мечта - попасть на фронт всё более становилась неосуществимой. Война с фашистской Германией подходила к завершению, и полученные навыки военного санинструктора, телефонистки, и умение хорошо стрелять, как казалось, были никому не нужны.
Двое суток на войне…
Девушка очень сильно ошибалась. Ровно до 8 августа 1945 года, когда СССР объявил войну Японии. На следующий день, 9 августа, начались наступательные операции в Маньчжурии, а чуть позже советские десанты высадились в портах Северной Кореи, занятых японцами. Участником одной из десантных операций стал 335-й батальон морской пехоты, в состав которого включили и старшего матроса Марию Цуканову. 14 августа батальону было приказано высадиться на корейский берег и захватить плацдарм для дальнейшего наступления на Сейсин, где находилась крупная японская военно-морская база.
После успешной высадки у наших десантников завязался ожесточённый бой с японцами, появились первые раненые и убитые. Санинструктор Цуканова стала оказывать пострадавшим первую помощь, перемещая раненых бойцов в укрытие. Японцы яростно сопротивлялись, пытаясь загнать десант красноармейцев обратно в море. Особенно они активизировались с наступлением темноты, когда подтянули свои резервы. Батальон морпехов, отбив за ночь пять крупных вражеских атак, противостоял японцам без подкрепления. Лишь перед рассветом наступило некоторое затишье, и десантники смогли закрепиться на побережье. Им предстояло выполнить ещё более сложную задачу: выбить японцев с сопок, окружавших город.
В второй половине дня 15 августа бои возобновились. Положение наших осложнилось, и роте, в которой наравне с остальными билась Мария, пришлось отступить. С ранением в ногу, она осталась прикрывать отход основных сил. По одним данным, девушка там и погибла с автоматом в руках, после чего японский офицер-самурай выместил на её мёртвом теле злобу, изрубив своим палашом. По другим - попала в плен к японцам в бессознательном состоянии и была ими зверски замучена. Это так и не удалось установить достоверно.
Зато абсолютно точно известно, что за два дня боёв Мария вынесла с поля боя 51 раненого моряка (спасая 52-го, она сама была ранена), а прикрывая отход своих, огнём из автомата уничтожила более 90 самураев! Она не дожила до своего 21-летия ровно один месяц.
…И вечное бессмертие
На следующий день, при помощи подоспевшего подкрепления, моряки штурмом взяли сопку и заставили японцев отступить. Там же они нашли разрубленное тело санитарки, завернули в плащ-палатку и вместе с другими погибшими бойцами похоронили в братской могиле. Очевидцы рассказывали, как вчерашние бравые вояки-японцы, сдавшиеся в плен, валялись в ногах у наших морских пехотинцев, которые тут же на месте намеревались отомстить им за смерть любимой медсестры. И если бы не подоспевшие командиры… Они заставили самураев поднять наверх из распадка огромный камень, который и стал первым памятником на месте захоронения морских десантников.
А 14 сентября 1945 года, в день рождения Марии Цукановой, Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Её имя в числе 365 воинов-героев, совершивших особо выдающийся подвиг во имя Родины, золотыми буквами занесено на доску Славы Советского флота в зале Победы Центрального музея Вооружённых сил в Москве.
В городе Чхонджин с населением более 650 тысяч человек (крупный порт КНДР) на месте бывших жестоких боёв на высоте, названной Сопкой героев, есть братская могила. На ней разбит мемориальный комплекс, где на мраморном постаменте золотыми буквами выбита надпись: «Здесь похоронено 25 русских героев, павших смертью храбрых за освобождение Кореи от японских захватчиков». В августе 1988-го после выхода фильма «Утомлённое солнце…» перед главной стелой был установлен бюст Марии Цукановой. И как признают местные жители, из четырёх Героев Советского Союза, погибших и похороненных на корейской земле, наиболее почитаемо для них имя простой русской девушки.