Богини и фурии русского неба
Петля Зверевой
Лидия Виссарионовна Зверева стала первой русской лётчицей, которая выполнила «петлю Нестерова», больше известную как «мёртвая петля», она же первая среди женщин выполнила штопор и пикирование с выключенным мотором.
Родилась Зверева в 1890 году в Санкт-Петербурге в семье генерала, героя войны на Балканах. В 1910 году Лидия окончила Мариинский институт благородных девиц, а год спустя - авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн». Пройдя положенные испытания на Гатчинском аэродроме, 10 августа 1911 года Зверева получила диплом пилота-авиатора №31 от Всероссийского аэроклуба и стала первой русской лётчицей (авиатриссой). В том же году Лидия Зверева совершила перелёт с пассажиром на борту по маршруту Санкт-Петербург - Гатчина.
В январе 1912 года лётчица принимает участие в бакинской авиационной неделе. Затем отправляется в Тифлис, а в марте со своим аэропланом она уже в Риге. Полёт 1 апреля чуть не стоил ей жизни. Сильный ветер стал сносить её «Фарман» в сторону трибун, заполненных зрителями. Зверева сделала резкий манёвр, и самолёт опрокинулся. При ударе о землю лётчицу выбросило из кабины и придавило обломками.
В 1913 году Лидия Зверева и лётчик-инженер Владимир Слюсаренко (к тому времени её муж) в пригороде Риги Зассенгофе открыли лётную школу, которая стала одним из центров русской авиации. При этом Зверева успешно сочетала обязанности лётчика-инструктора с выступлениями в печати (призывала женщин осваивать летательные аппараты) и показательными полётами, которые неизменно собирали толпы зрителей. В один из таких дней и была выполнена мёртвая петля.
Вскоре при школе были открыты авиастроительные мастерские, которым военное министерство заказало изготовление аэропланов-разведчиков «Фарман-16». Но это были не французские копии, а собственная модификация, вошедшая в историю российского самолётостроения под названием «Фарман Слюсаренко».
С началом Первой мировой войны мастерские были перебазированы в Петроград и реорганизованы в «Авиационную фабрику Слюсаренко», выпускавшую аэропланы для фронта. Всего предприятие сдало Военному министерству 130 боевых и учебных самолётов. Зверева работала на заводе испытателем и инструктором.
К сожалению, судьба распорядилась так, что талантливая лётчица покинула мир в возрасте 26 лет. Она умерла от брюшного тифа 15 мая 1916 года и была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В честь первой лётчицы названа улица в Приморском районе Санкт-Петербурга и одна из улиц микрорайона Аэродром в Гатчине.
Рекорд Голанчиковой
Родилась Любовь Александровна Голанчикова в 1889 году в небогатой петербургской семье. По настоянию отца поступила на бухгалтерские курсы. Однако конторская служба не привлекла девушку с прекрасным голосом и незаурядной внешностью. Однажды её заметил антрепренёр эстрадной группы «Фолли Бержер» и пригласил в труппу. С тех пор Любовь - профессиональная актриса.
А толчком к занятию авиацией стало знакомство осенью 1910 года с пионером российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым. Через год Голанчикова, накопив 1000 рублей (по тем временам деньги немалые), поступила в авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» и стала третьей женщиной-авиатором в России.
Во время конкурса военных аэропланов лётчица познакомилась с предпринимателем и авиатором Антоном Фоккером, который предложил полетать с ним на аэроплане Spinne («Паук»), названного так за своеобразную форму. Это была первая машина конструктора, она отличалась оригинальностью и простотой. Авиатриссе понравилась лёгкость управления, а ему - её «почерк». После чего последовало приглашение в Германию. Во время одного из тренировочных полётов лётчица достигла высоты 805 м. В 1912 году Голанчикова заявила о своём желании побить рекорд высоты полёта среди женщин.
Наступило 22 ноября 1912 года.
«Выбрав хорошую погоду, я заявила о своём желании слетать на побитие рекорда высоты спортивным комиссарам, - записала в личном дневнике Голанчикова. - Получив запечатанный барограф, пошла на взлёт. Погода была ясная, но холодная. С полкруга поднялась на высоту 500 м. Поднималась всё выше и выше. Первое время меня интересовало всё, что находилось внизу. Но чем выше я поднималась, тем труднее было различать очертания предметов на земле, и это становилось скучным… Сильный мотор работал прекрасно. Когда я очутилась на высоте 2000 м, стало заходить солнце. Это была прекрасная картина: кругом красное зарево, а внизу белая оболочка тумана…»
Поднявшись на 2200 м, Люба выключила двигатель и приступила к снижению. Это был мировой рекорд высоты для женщин. После этого полёта имя Голанчиковой стало всемирно известным. Антон Фоккер предложил ей место лётчика-испытателя на фирме «Фоккер».
Мастерство и мужество лётчицы было замечено членом Киевского общества воздухоплавания Фёдором Терещенко, который пригласил Любовь Голанчикову лётчиком-испытателем в свою фирму. В Киеве лётчице довелось испытать самолёты «Терещенко-5, -5бис и -6». Там же она познакомилась с Петром Нестеровым, но полетать вместе им не удалось, так как этого не позволяли условия подписанного с Терещенко контракта.
Когда разразилась Первая мировая война, Голанчикова, уже будучи замужем за состоятельным купцом, передала свой «Вуазен» Русской армии и на время отошла от лётного дела. Но «болезнь неба» давала о себе знать, и вскоре, покинув семейный очаг, Голанчикова стала проводить испытательные полёты аэропланов «Фарман-22», которые выпускала мастерская Ф.Ф. Терещенко.
Считается, что поначалу Любовь Голанчикова приняла революцию и поступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии, обучала красноармейцев-пилотов и даже совершила несколько боевых вылетов. Но после Гражданской войны эмигрировала сначала в Германию, затем США. Работала в Нью-Йорке водителем такси.
Военлёт княгиня Шаховская
Евгения родилась в 1889 году в семье богатого петербургского купца Михаила Андреева и до замужества носила эту фамилию. Окончив Смольный институт благородных девиц, вышла замуж за гражданского инженера князя Андрея Шаховского и получила дворянский титул.
Княгиня отлично ездила верхом, метко стреляла, лихо водила автомобиль, отлично разбиралась в моторах. Затем увлеклась авиацией. Летать на учебном «Фармане» её научил известный в России авиатор Владимир Лебедев, вернувшийся в 1910 году из Франции.
В авиашколу тогда в России принимали исключительно мужчин и офицеров, поэтому Шаховская вынуждена была уехать в Германию и там окончить лётную школу, её инструктором был русский лётчик Всеволод Абрамович. Полноправной лётчицей Евгения Михайловна стала 16 августа 1911 года, сдав экзамен по материальной части аэроплана и технике пилотирования, и почти сразу же приступила к работе инструктором на аэродроме Йоханнисталь.
11 (24) апреля 1913 года Шаховская стала участницей авиакатастрофы, в которой погиб её наставник Всеволод Абрамович. Во время полёта она не справилась с управлением, и самолёт упал с высоты 60 метров. Шаховская осталась невредима, так как весь удар на себя принял Абрамовича. Считается, что в его смерти виновата именно Шаховская, совершившая неоправданно рискованный манёвр.
14 (27) апреля 1913 года газета «Новое время» сообщила читателям: «Телеграф принёс печальное известие о гибели в Иоганнистале (близ Берлина) одного из самых видных представителей современной авиации - 11 апреля, при спуске на аэроплане Райта, пилотируемом княгиней Е.М. Шаховской, потерпел серьёзную аварию небезызвестный петербуржцам наш соотечественник Всеволод Михайлович Абрамович. От полученных увечий и сотрясения всего организма отважный авиатор на другой день скончался».
В тот же день на том же немецком аэродроме разбился (самолёт взорвался в воздухе) ещё один русский лётчик - Илья Дунец (Лурье). Значительно позже установили, что обе смерти были не несчастным случаем, а спланированной акцией германских спецслужб накануне войны с Россией.
После авиакатастрофы Шаховская на какое-то время оставила полёты и вернулась в Петербург, где попала под влияние Григория Распутина, став одной из самых преданных его поклонниц. Он же, якобы в целебных намерениях, пристрастил её к опиуму. Избавиться от этой зависимости ей так и не удалось.
Когда же началась Первая мировая война, в авиацию Евгению поначалу не взяли, и некоторое время она служила сестрой милосердия в санитарном поезде. Но уже в ноябре 1914 года Николай II удовлетворил прошение княгини, и Шаховская была зачислена авиатором в 1-й армейский авиаотряд (Ковенский) в звании прапорщика, став первой в России женщиной военным пилотом. Оказавшись на Северо-Западном фронте, Шаховская вылетала на разведку и на корректировку артиллерийского огня. Но её авиационная карьера продолжалась недолго: в конце декабря она была отчислена из авиаотряда.
Шаховскую обвинили в шпионаже в пользу немцев и арестовали. Следствие посчитало её виновной в преднамеренной гибели легенды российской авиации Всеволода Абрамовича. Насколько беспристрастным было следствие, судить сложно. А вот приговор суров - расстрел. Только после ходатайства Григория Распутина, ближайшей подруги императрицы Анны Вырубовой и великого князя Александра Михайловича Николай II заменил смертную казнь пожизненным заключением.
В тюрьме Шаховская провела почти два года и была освобождена в 1917 году Временным правительством как «жертва царского режима». Вернулась в Петроград и некоторое время работала помощником директора в Гатчинском дворце, превращённом после Февральской революции в музей. Однако в 1918 году её уволили за растрату, как выяснилось, это мог быть оговор. О том, как сложилась дальнейшая судьба Шаховской, существуют две версии.
Согласно первой, народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский, в его ведении были музеи, постарался замять скандал своей подопечной и «ввиду её политической благонадёжности» (якобы она являлась штатным осведомителем ЧК) посодействовал, чтобы «красную княгиню» определили следователем в Киевское ГубЧК.
Считается, что в чекисткой должности Евгения Шаховская отличалась жестокостью - мстила тем, кто «сшил её дело о шпионаже». По этой же версии Шаховская погибла осенью 1919 году в Киеве во время пьяной перестрелки, устроенной в ресторане её сослуживцами.
По другой версии, Евгения, при поддержке Луначарского, всё-таки стала военспецом-лётчиком в Красной Армии, то есть первой женщиной военным пилотом РККА. Однако прослужила в этой должности недолго. Однажды на Гатчинском аэродроме, обнаружив неполадки в двигателе, застрелила своего механика, за что была по приговору военного трибунала расстреляна в 1920 году.
Более точных сведений найти не удалось...