Ядерное оружие «ближнего боя»
Атомный ад тактического уровня
Ещё не отгремели последние залпы Второй мировой войны, а американские генералы, воодушевлённые результатами «Манхеттенского проекта» (создание атомной бомбы. - Авт.), уже изучали возможность применения ядерного оружия для решения тактических задач - например, для прорыва укреплённой обороны противника.
Испытательным полигоном должна была стать опять-таки Япония, пережившая ужас Хиросимы и Нагасаки, но этим планам не суждено было осуществиться по горячим следам, поскольку Советский Союз разгромил Квантунскую армию, и война завершилась.
Но идея использовать ядерные заряды малой мощности не утратила привлекательности. Уже в начале 1950-х годов в США появились первые образцы тактических атомных бомб и тактических ракет с ядерными боевыми частями, а испытание первой в мире 280-мм атомной пушки (М65) состоялось 25 мая 1953 года на полигоне в штате Невада. По результатам специалисты определили, что мощность снаряда соответствовала взрыву 10-15 тыс. тонн тринитротолуола.
Большое влияние на «атомное мышление» заокеанских генералов оказала монография португальского полковника Ф. Микше («Атомное оружие и армия»), который рассчитал, что одна атомная пушка способна заменить на линии фронта 5 тысяч обычных орудий. От таких подробностей у обитателей Пентагона, фигурально выражаясь, закружилась голова.
В 1955 году американцы прекратили производство не оправдавшей себя М65 (слишком неповоротливая на поле боя) и приступили к разработке атомных снарядов для стоящей на вооружении с 1940 года 203-мм гаубице М115 и к самоходной гаубице М110, которая до сих пор хранится в арсеналах стран Запада.
А вот самыми экзотическими орудиями «ядерной артиллерии» США стали «безоткатки» семейства «Дэви Крокет»: 120-мм М28 и 155-мм М29, которые в 1962 году поступили на вооружение американских пехотных дивизий в Европе. Орудия стреляли надкалиберными снарядами М388 с ядерным зарядом мощностью до 1 кт и считались системами «ближнего боя». Дальность стрельбы М28 составляла 2 км, М29 забрасывала снаряд на 4 км.
И ядерный конвейер заработал на полную мощь. В конце 1970-х годов в серийное производство была запущена гаубица М198. В 1978 году в строй вошла 155-мм гаубица FH70, созданная в сотрудничестве со специалистами из ФРГ, Великобритании и Италии, под которую разработали выстрелы с управляемыми активно-реактивными и ядерными зарядами. Но неотвратимо надвигался ракетный век, и в американских арсеналах появились оперативно-тактические ракетные комплексы «Онест Джон», «Литтл Джон», «Сержант», «Капрал», «Лакросс», «Ланс», часть которых была передана в распоряжение войск стран НАТО. Однако ядерные боезаряды должны были поставляться союзникам только в случае обострения ситуации.
Таким образом, на рубеже 1960-х - 1970-х годов США располагали самым крупным в мире арсеналом тактического ядерного оружия, что, как считали в Пентагоне, гарантировало победный результат в любом военном конфликте. К тому же, миниатюризация ядерных боезарядов позволила использовать их в качестве боеголовок для ракет «земля-земля», «земля-воздух» и «воздух-воздух».
И вот ещё один важный момент: основным поражающим фактором тактического ядерного оружия вскоре стало нейтронное излучение, а не ударная волна. Получилось весьма «экономно»: люди гибли, а трофеи доставались в целости и сохранности.
Наш ответ Пентагону
Вслед за США атомные боеприпасы и спецорудия стал создавать и Советский Союз. В 1954 году началась разработка самоходной пушки особой мощности, предназначенной для уничтожения обычными и ядерными снарядами крупных военных и промышленных объектов противника. Пушка СМ-54 калибра 406 мм могла посылать снаряд весом 570 кг на дальность 25,6 км. Построенные на Кировском заводе четыре таких САУ впервые были показаны в 1957 году на военном параде в Москве. Вслед за ними по Красной площади прошли четыре самоходных 420-мм миномёта 2Б1 «Ока», предназначавшихся для стрельбы ядерными боеприпасами весом 750 кг на расстояние 45 км. Это и по сей день самый мощный и самый дальнобойный из всех созданных в мире миномётов.
Рекордсменом по мощности заряда и дальности стрельбы также считалась 305-мм пушка СМ-33, которая в первую очередь предназначалась для нанесения ядерных ударов. Однако и она не выдержала конкуренцию с ракетами, которым отдавал предпочтение советский лидер той поры Никита Хрущёв.
Разработка новых образцов ствольной артиллерии продолжилась уже после его отставки. Принятие на вооружение самоходных орудий калибра 152 мм и 203 мм, а также миномётов калибра 240 мм значительно увеличило количество артиллерийских систем, способных применять тактические ядерные боезаряды. Например, 152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С3 «Акация» могла вести огонь широким набором боеприпасов в т.ч. специальными, к примеру, ядерным 3ВБ3 мощностью 1 кт. Считается, что 152-мм снаряды типа 3ВБ3 (а также 3ВБ6) мощностью 1-2 кт также могут применяться самоходными и буксируемыми орудиями - «Мста-С/Б» и «Гиацинт-С/Б».
В 1975 году начался выпуск тяжёлой САУ 2С7 «Пион» с 203-мм пушкой 2А44 (одна из самых мощных в мире), дальностью стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом ОФ43 - 37,5 км, активно-реактивным снарядом - 47,5 км. САУ стала поступать на вооружение артбригад особой мощности. ВНИИ технической физики для этой артсистемы разработал ядерные боеприпасы, известные по шифрам «Саженец» и «Клещевина». А в 1983 году после основательной модернизации в боевой строй встал новый «Пион», получивший название - 2С7М «Малка», способный поражать цели на дальности до 55 км.
С 1972 года советские артиллеристы приступили к освоению 240-мм самоходного миномёта 2С4 «Тюльпан», предназначенного для уничтожения укреплённых зданий и фортификационных сооружений, а также для уничтожения объектов и целей, поражение которых другими орудиями невозможно. «Тюльпан» может вести огонь ядерными минами (3ВБ4 и 3ВБ11 - мощность 2 кт) в обычном и активно-реактивном варианте.
Первые советские тактические ракетные комплексы (ТРК) и оперативно-тактические комплексы (ОТРК) имели лишь ядерное боевое оснащение (2К6 «Луна» - 1959 год, 9К72 «Эльбрус» - 1961 год, 9К76 «Темп-С» - 1965 год), при этом точность ракет была небольшой. Проблема с точностью была решена с появлением тактического ракетного комплекса «Точка», принятого на вооружение в 1975 году. Затем на вооружение поступил комплекс «Точка-У», который также мог использовать модификации ракет с различными боевыми частями, в том числе ядерными.
В 1983 году на вооружение был принят считавшийся самым эффективным ОТРК 9К714 «Ока». Однако, когда обсуждался Договор о ракетах средней и меньшей дальности, американцы настояли на его уничтожении (хотя комплекс даже близко не попадал под ограничения), а Горбачёв и Шеварднадзе в качестве жеста «доброй воли» согласились на их требование: дескать, страна мощная, что нам какая-то «Ока»...
В результате государству пришлось оперативно создавать новый ОТРК. Так на свет появился «Искандер», который может использовать и ядерные боеприпасы мощностью до 50 килотонн. Комплекс вооружён ракетами двух типов - квазибаллистической и крылатой - с дальностью пуска до 500 км. Сейчас «Искандер» активно используется в ходе специальной военной операции на Украине.
Небесное ТЯО
К авиационному тактическому оружию относятся ядерные бомбы, предназначенные для применения истребителями-бомбардировщиками и фронтовыми бомбардировщиками - способными, в отличие от стратегической авиации, действовать вблизи линии фронта. Эквивалент мощности тактических ядерных бомб, как правило, варьирует от килотонны и сотен килотонн, однако известны тактические ядерные бомбы как субкилотонного, так и мегатонного эквивалента.
На момент распада СССР основными носителями тактических ядерных бомб (В61-3, В61-4, В61-10 и В57) в ВВС США были истребители-бомбардировщики F-15E и F-16A/С, а также тактические бомбардировщики F-111. А с палуб авианосцев с ядерным оружием на борту поднимались штурмовики А-6Е, А-7Е, противолодочные самолёты S-3А/В и истребители-бомбардировщики F/А-18А/С.
Разумеется, СССР стремился не отставать. В 1969 году на вооружение начали поступать способные применять ядерное оружие тактические истребители третьего поколения. И первым был МиГ-21С. За ним последовали МиГ-23, Су-17МЗ и МиГ-27К. При этом наилучшими характеристиками обладали бомбардировщик Ту-26К (Ту-22М) и истребитель-бомбардировщик Су-24, принятые на вооружение в 1974 году.
В 2017 году в России, после успешных испытаний, к несению опытно-боевого дежурства приступил гиперзвуковой ракетный комплекс 9-А-7660 «Кинжал» - боевая часть ракеты может быть в обычном или ядерном снаряжении. Боевой платформой комплекса являются сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К или дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3.
Учитывая дальность поражения - боевой радиус самолёта плюс дальность полёта ракеты - к тактическому оружию «Кинжал» можно отнести разве что по формальному признаку. Для большинства европейских стран НАТО это оружие, скорее, стратегическое...
Морской вариант
В ноябре 1959-го - августе 1960-го года прошла испытание запущенная с борта модифицированной подводной лодки проекта 629 первая советская баллистическая ракета морского базирования 4К50 (Р-13) с максимальной дальностью полёта до 600 км. Ранее, в 1958 году, на советских субмаринах было размещено первое нестратегическое ядерное оружие морского базирования - ядерные торпеды, а на надводных кораблях - первое поколение крылатых ракет.
Позже ядерными торпедами были вооружены патрульные самолёты малого радиуса действия Бе-12, среднего радиуса Ил-38 и большого радиуса Ту-142. Последним известным средством доставки ТЯО для отечественного ВМФ стала ракета С-10 «Гранат», которая несла заряд мощностью 200 кт - достаточный для поражения корабельного соединения целиком на дальности в 2500 км.
Ну а последним словом (пока что последним!) считаются российские крылатые ракеты «Калибр» морского базирования, которые успешно применялись в Сирии и применяются на Украине.
ТЯО специального назначения
Первым в мире ядерным зенитным ракетным комплексом считается американский MIM «Найк Геркулес». Вскоре такое же оружие появилось и в СССР - это ракеты знаменитых зенитных ракетных систем С-300 «Фаворит», которые могут использовать снаряды с ядерной боевой частью. Ядерными боевыми частями оснащались также корабельные зенитные комплексы, предназначенные для гарантированного поражения сверхзвуковых противокорабельных ракет.
Как эффективное средство перехвата боевых частей баллистических ракет противника изначально рассматривались и ядерные боеголовки на противоракетах. 4 марта 1961 года в ходе испытаний советской системы противоракетной обороны - «Система «А» - впервые в мире был осуществлён перехват боеголовки баллистической ракеты на высоте 25 км. Что позволило Никите Хрущёву с трибуны ООН заявить, будто у Советского Союза имеется оружие, «способное попасть в муху в открытом космосе».
В 1960-х годах как в США, так и в СССР был разработан ряд типов инженерных ядерных зарядов, проще говоря - мин. А для проведения диверсий в тылу противника изготавливались специальные компактные ядерные боезаряды, которые помещались в вещь-мешок.
За семь десятилетий в мире произвели десятки тысяч ядерных боезапасов, которые, если не считать Хиросиму и Нагасаки, больше ни разу не пускали в дело. Однако в последнее время пассажи об использовании боевого атома с невероятной лёгкостью слетают с языков западных политиков, причём политиков самого высокого ранга.
Такое впечатление, что уроки истории напрочь позабыты и многим из сильных мира сего просто не терпится применить ядерное оружие, в первую очередь тактическое, которое на Западе считается как бы «облегчённой версией», а ещё лучше - спровоцировать применение ТЯО, чтобы развязать себе руки. Например, на украинском театре военных действий.
По мнению российского президента, такие речи сильно напоминают банальный ядерный шантаж и граничат с глобальной политической безответственностью. Даже если язык без костей, не стоит забывать, что ограниченная по местности ядерная война - это большая иллюзия и что «роза ветров» может повернуться в любую сторону. Лучше даже не пробовать...