Мечтают ли «андроиды» о кирпичах?
© М.Гродецкий/zvezdaweekly.ru
Могут ли американцы «окирпичить» смартфоны россиян?

Мечтают ли «андроиды» о кирпичах?

Если раньше самыми известными технологическими страшилками были отключение рунета от остальной Сети и прекращение обслуживания систем GPS в России, то теперь звучат заявления о новой напасти - о возможности прекратить жизнедеятельность смартфонов, зарегистрированных в России
10 октября 2022, 11:00
Реклама
Мечтают ли «андроиды» о кирпичах?
© М.Гродецкий/zvezdaweekly.ru
Могут ли американцы «окирпичить» смартфоны россиян?
Читайте нас на: 

Ещё не так давно, при президентстве Трампа и начале открытой экономической войны США против КНР, смартфоны китайского технологического гиганта Huawei и его «дочки» Honor стали выпускаться без сервисов Google. Попытки загрузить компоненты Google скачиванием установочных пакетов ни к чему не приводили, а капитальная перепрошивка смартфона была и остаётся слишком рискованным предприятием, в результате которого смартфон мог превратиться в «кирпич» - бесполезный кусок пластика с электронной начинкой. Конечно, рабочие альтернативы гуглу существовали и ранее, но в первую очередь - на территории самого Китая, т.к. там Google заслуженно занимает почётное место в списке нежелательных и откровенно вредительских онлайн-сервисов.

Безгугловое счастье смартфонов

Большинство российских пользователей, за исключением фанатов других брендов и сторонников девиза «куплю лакшери-аппарат за почку», предпочитает аппараты, обладающие необходимыми покупателю характеристиками и стоящими как смартфон, а не как крыло экспериментального «Боинга». Собственно, по этой причине «китайцы» крепко основались на российском рынке - они могли предложить широкую линейку товаров - от дешёвых «звонилок» с интернетом до изделий, уступавшим заветному «яблочку» разве что в ценнике, но не в характеристиках и качестве сборки.

Китайские производители научились обходиться без Google.
© flickr.com/robertborden
Китайские производители научились обходиться без Google.

Когда в Россию начали поступать смартфоны без компонентов Google, для нашего покупателя это оказалось ощутимым потрясением - в отличие от азиатских соседей, мало кто из российских пользователей знал о безгугловой жизни. Тем более что многие приложения и интернет-сервисы привязаны как раз к Google, а отсутствие его сервисов делали использование уже привычных инструментов затруднительным, а то и вовсе невозможным - приложение в таком случае работает некорректно либо вовсе не запускается. По этой причине продажи аппаратов Huawei и Honor на российском рынке заметно просели, а консультанты открытым текстом заявляли покупателю: «Вы, конечно, можете взять этот смартфон, но его функционал сильно урезан - нет гугла».

Со временем фанаты этих брендов, да и просто ценители хорошей техники приноровились к обходным путям - установку приложений из сторонних источников и поиск компонентов со схожими функциями никто не отменял. Собственно, через это прошла и я, будучи обладателем как досанкционного, так и подсанкционного аппаратов. На первый взгляд может показаться, что я это повествую ради рекламы и без того известных «китайцев».

А соль-то в другом: когда США вводили вышеупомянутое ограничение, лоббистам законопроекта мечталось о том, что на этом экономика и престиж Китая провалятся, а американская Apple вернёт себе лавры первенства, коварно отобранные «какими-то азиатами». Вот только технологическая байка подействовала на совсем уж узкую аудиторию, которая почти не влияла на ситуацию в глобальных масштабах, а со временем и до них дошло, что на указы всяких напыщенных ФРС можно спокойно чихать с высокой колокольни.

Спустя несколько лет после этой истории нам подсовывают новую страшилку  - о возможности разом нокаутировать всех российских «андроидов». Однако что больше сотрясает это заявление: строки кода операционки или всё-таки воздух?

Кодинг - дело тонкое

Любой человек, обладающий хотя бы зачаточными техническими знаниями, понимает, что взаимодействие с операционной системой электронного устройства - это лишь верхушка программного айсберга. В действительности же любая программа выполняется не абы где, а в процессоре, используя данные, которые в это время находятся в оперативном запоминающем устройстве. А для того, чтобы «железо» работало и давало программе выполняться, подаётся электроэнергия из блока питания или аккумулятора. Это касается и микропрограмм, от которых зависит совместимость ОС, драйверов и привычных приложений с машиной в зависимости от архитектуры её чипсета. Речь идёт о наборе команд, понятных «железу» того или иного производителя или даже его отдельной линейки. 

Джерри Берг говорит, что раньше компания искала решение проблем, а теперь этим занимаются сами пользователи.
© Соцсети
Джерри Берг говорит, что раньше компания искала решение проблем, а теперь этим занимаются сами пользователи.

Разработчик Джерри Берг, отпахавший в Microsoft пятнадцать лет, в том числе в направлении проектирования и разработки инструментов и процессов для автоматизации тестирования операционной системы, оказался в файер-листе 17 июля 2014 года, когда только за один этот день был уволен 151 человек. По словам специалиста, прежняя команда, состоявшая из нескольких групп, непрестанно тестировала огромные массивы кодов и вручную, и автоматически. Обнаруженные баги фиксировались, а затем команда искала решение по их исправлению, и лишь после устранения всех проблем код мог быть интегрированным в Windows.

С выпуском Windows 8.1 компания взяла курс на слияние Windows, Windows Mobile и Xbox в единую экосистему. В связи с этим Microsoft урезала расходы на тестирование, переведя процесс исключительно на виртуальные машины - менее затратный, но и менее эффективный метод по сравнению с заморочками вокруг разнообразных аппаратных конфигураций. По словам специалиста, это породило ситуацию, когда каждый пользователь стал тестировщиком, который ещё и платит за возможность рискнуть безопасностью своего компьютера - Microsoft собирает телеметрию через сборки Windows Insider, а «лечит» массовые «синие экраны смерти» очередными патчами вместо того, чтобы прорабатывать коды заранее. Казалось бы, при чём тут пресловутая винда, если речь о смартфонах, да ещё и - подчёркнуто - используемых в России?

Раздувание зомбиандроидофобии

В августе этого года гендиректор Telecom Daily Денис Кусков предупредил о высокой вероятности отключения всех смартфонов в России. «Это действительно реально. Смартфоны работают под операционной системой, которой владеет Google, если мы говорим про Android, поэтому её можно отключить. В этом нет ничего нового. Отключить можно любой смартфон, который подключён к интернету, а если он не подключён, тогда не понятно, зачем вообще нужен смартфон. Единственное, что мы можем сделать, чтобы обезопасить себя, это создать свой собственный смартфон и операционную систему», - заявил эксперт.

В рамках кибервойны такой ход в самом деле выглядит сокрушительным - тут и удар по экономике, и подрыв спокойствия самих россиян, и создание предпосылки для протестов. Раз уж фокус с отнятием заморских кроссовок да бутербродов с котлетой не удался, то на «окирпичивание» постсоветское общество потребления должно как-то зашевелиться.

Несомненно, нам уже давно пора обзавестись и собственным софтом, и электронными носителями, которые были бы доступны массовому пользователю как практически, так и финансово. Вот только пока наши специалисты разработают продукт, протестируют его, определятся с актуальными нормами сертификации и сертифицируют продукт, пройдёт далеко не один год (и это в лучшем случае).

Появления отечественных микросхем в ближайшее время ожидать не приходится.
© flickr.com/aaronrhawkins
Появления отечественных микросхем в ближайшее время ожидать не приходится.

А с учётом того, что у нас буквально некому печатать микросхемы для массовых смартфонов, на одно только создание предприятий, налаживание логистики и доступа к ресурсной базе уйдут десятки лет даже в авральном режиме - в условиях гибридной войны против нашей страны это непозволительно долго.

Двойной гамбит

Для начала рассмотрим негативный расклад - предположим, что Кусков оказался прав. Поскольку с распадом СССР были угроблены или проданы за рубеж целые серии технологических проектов, которые могли бы стать основой уже российских разработок, у нас слишком мало времени на то, чтобы сделать переосмысление советского наследия доминирующим направлением работы наших айтишников и инженеров.

Поэтому пока наш шанс на технологическое выживание - вести двойную игру: временно заткнуть брешь тем же способом, каким в своё время воспользовался Китай (т.е. заимствовать чужие разработки легально и нелегально) и параллельно вспоминать о собственных достижениях. В конце концов наша страна располагает собственными наработками в области электроники - пусть даже оставшимися в концепте, выпущенными единично либо переведёнными на военные рельсы.

А пока мы научимся производить современное «железо» (к примеру, к 2024 году все производимые в России автомобили будут оснащаться современной отечественной электроникой), пока смахнём пыль со строк экспериментальных программ, можно и одолжить опыт у тех же китайцев и индусов - у них уже есть собственное «железо», и на подходе свои альтернативы пропиаренным Android и iOS. Так, в конце января этого года глава Министерства электроники и информационных технологий Индии Раджив Чандрасекар рассказал о планах разработки собственной ОС, которая стала бы крупным индийским брендом.

В отличие от КНР, с Индией у нашей страны уже имеется опыт совместных разработок и обмена опытом. Более того, в советский период все индийские студенты-технари взращивались именно у нас. Благодаря этому наследию в любой непонятной ситуации, когда даже прославленные американские IT-гуру оказываются бессильными, на помощь любителям и профессионалам приходит тот самый «безымянный индийский программист», шутки про которого крайне популярны в среде программистов. В этой гонке самое главное - продолжать работать над собственными проектами, а не погружаться в одни только совместные программы и клепание бутлегов.

Ошибка доступа

После негативного примера взглянем на ситуацию трезво: для того, чтобы смартфон превратился в «кирпич», нужно вовремя активировать присутствующую в нём программную закладку. Сделать это можно только в ходе очередного обновления программной оболочки, которая может выполняться как автоматически, так и вручную, либо - как в случае с уже упомянутыми «китайцами» выходить в видоизменённом состоянии уже с конвейера. Касательно третьего варианта тут уже вопрос, кому выгодно производить уже заведомо непригодную технику, которая отправится на переработку сразу с завода. Тем более что нокаутировать смартфоны, исходя из их локализации, технически невозможно - тогда накроются все остальные, поскольку даже IMEI привязан исключительно к ТТХ, версии ОС каждого отдельно взятого смартфона и к стране-производителю. А так как львиная доля смартфонов (даже те же Apple) производится в КНР, угроза сводится к минимуму.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама