Начальник Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Максим Пеньков.

«Академия стала первым вузом России, имеющим свою группировку малых космических аппаратов»

В Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского проводится подготовка уникальных офицеров по 40 военным специальностям, многие из которых не имеют аналогов в нашей стране. Только здесь можно получить специальности, связанные с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией. Об истории и сегодняшнем дне академии, которой исполнилось 310 лет, о том, как проходит подготовка курсантов, о собственной группировке малых космических аппаратов «Можаец», еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского доктор технических наук, профессор генерал-лейтенант Максим Пеньков
Реклама
«Академия стала первым вузом России, имеющим свою группировку малых космических аппаратов»
© vka.mil.ru
Начальник Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Максим Пеньков.
Читайте нас на: 

«История подготовки специалистов в академии во все периоды сопровождала развитие наукоёмких средств вооружения армии»

- Максим Михайлович, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского - одно из старейших военно-учебных заведений страны. К тому же это было первое в России военно-учебное заведение, в котором осуществлялось политехническое обучение. Как сегодня сохраняется история вуза и приумножаются славные традиции? 16 января 2022 года мы отмечаем 310-ю годовщину со дня образования академии.

- В 1994 году сотрудники академии по архивным документам установили, что наша академия является преемницей Инженерной школы, созданной в Москве 16 января 1712 г. Указом Петра I и положившей начало формированию системы подготовки инженерных и технических кадров для Российской армии.

В середине XVIII века Инженерная школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный корпус, который в 1800 году был переименован во 2-й кадетский корпус.

После Октябрьской революции 1917 года в зданиях бывшего 2-го кадетского корпуса были размещены Военно-техническая и Военно-теоретическая школы Красного Воздушного Флота. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 0812 от 27 марта 1941 года на базе школ Красного Воздушного Флота была создана Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии.

За годы Великой Отечественной войны академия подготовила 2 271 военного авиационного инженера. Девять выпускников академии в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза. После войны академия одной из первых приступила к подготовке офицерских инженерных кадров для реактивной авиации, разработке перспективных носителей ядерного оружия, освоению ракетной и космической техники, стала ведущим военным вузом по подготовке офицеров для космических войск. Сегодня Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского - это системообразующий политехнический вуз Министерства обороны Российской Федерации, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий и технологий сбора и обработки специальной информации.

В Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского проводится подготовка уникальных офицеров по 40 военным специальностям.
© vka.mil.ru
В Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского проводится подготовка уникальных офицеров по 40 военным специальностям.

19 марта 1955 года приказом министра обороны СССР № 42 в ознаменование 130-летия со дня рождения Александра Фёдоровича Можайского - создателя первого в мире самолёта - Ленинградской Краснознамённой военно-воздушной инженерной академии Красной Армии было присвоено его имя. Академия впитала в себя лучшие традиции своих предшественников - первых советских авиационных школ и училищ. В 1960 году академия сменила свой профиль и начала подготовку офицеров - специалистов по эксплуатации ракетно-космической техники.

С тех пор имя академии неразрывно связано с космосом. История подготовки специалистов в академии во все периоды сопровождала развитие наукоёмких средств вооружения армии. Сначала - артиллерия, затем - авиация и ракетная техника, сегодня - вооружение, основанное на новых физических принципах.

«Подготовка по специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией, осуществляется в России только на базе академии»

- Что представляет из себя академия сегодня, каковы ваши возможности и потребности?

- В настоящее время академия - системообразующее высшее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Воздушно-космических сил, Главного и Военно-топографического управлений Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, Гидрометеорологической службы ВС РФ, Управления метрологии ВС РФ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также иностранных военных специалистов.

Подготовка специалистов носит комплексный характер, который определяется широким спектром специальностей высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

База для выполнения научных исследований академии насчитывает 109 специализированных научных лабораторий.
© vka.mil.ru
База для выполнения научных исследований академии насчитывает 109 специализированных научных лабораторий.

В соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности и свидетельством об аккредитации в академии организована подготовка военных специалистов:

  • со средним профессиональным образованием по 6 военным специальностям в рамках 6 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
  • с высшим образованием по программам специалитета по 41 военной специальности в рамках 14 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
  • с высшим образованием по программам магистратуры по 4 военным специальностям и 2 специализациям в рамках 2 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
  • с высшим образованием по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по 14 научным специальностям в рамках направления подготовки «Военные науки»;
  • по более чем 100 дополнительным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации.

Подготовка специалистов по специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией, осуществляется в Российской Федерации только на базе академии.

География службы наших выпускников охватывает всю территорию страны. Кроме этого, наши выпускники служат и на военных базах, расположенных за пределами нашей страны.

В настоящее время академия в своём составе имеет управление (командование, отделы и службы), девять факультетов, на которых обучаются курсанты по программам высшего образования, специальный факультет, факультет среднего профессионального образования, факультет переподготовки и повышения квалификации, отделение (подготовки специалистов с высшей оперативно-тактической подготовкой), шестнадцать общеакадемических кафедр, военный институт (научно-исследовательский) и подразделения обеспечения.

Учебно-материальная база академии в основном размещается в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Большинство зданий академии являются памятниками архитектуры, и их состояние, к сожалению, не всегда соответствует требованиям сегодняшнего дня. Поэтому для создания достойных условий обучения и проживания обучающихся в настоящее время по решению министра обороны Российской Федерации реализуется поэтапное совершенствование инфраструктуры академии.

Подготовка по специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией, осуществляется в России только на базе академии.
© vka.mil.ru
Подготовка по специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией, осуществляется в России только на базе академии.

В целом же учебно-материальная база включает в себя около 7 000 единиц вооружения, военной и специальной техники, почти 6 000 средств вычислительной техники, современные технические средства обучения, тренажёрную базу. Полевая учебная база сосредоточена в базе (обеспечения учебного процесса) в деревне Лехтуси Ленинградской области, на которой размещены учебные комплексы «Стрельбище», «Учебное тактическое поле», «Химический городок», «Инженерный городок», «Штурмовая огневая полоса», «Астрономогеодезический полигон».

База для выполнения научных исследований академии насчитывает 109 специализированных научных лабораторий, в составе которых имеются 26 образцов испытательного оборудования и 31 уникальный образец вооружения и военной техники. База для общевоенной и физической подготовки имеет ёмкость, обеспечивающую проведение занятий в соответствии с учебными планами, содержит все необходимые элементы.

Базу информационного обеспечения составляют три библиотеки и три читальных зала с фондом 1 270 475 экземпляров и электронная библиотека академии с фондом более 1 500 электронных учебных изданий. В подразделениях имеются фонды компьютерных программ, кино-, фото- и видеоматериалов. В академии создан объект Единого информационного ресурса электронных учебников Министерства обороны России. Организован доступ обучающихся в Интернет и к электронным библиотекам Российской Федерации. Осуществляет вещание внутриакадемический информационный телеканал «Альтаир».

«В академии развёрнут учебный наземный комплекс управления группировкой малых космических аппаратов типа "Можаец"»

- В академии ведутся работы в области создания и применения малых космических аппаратов. Уже зарекомендовали себя учебно-экспериментальные космические аппараты серии «Можаец». Как в целом проходят эксперименты по испытанию элементов перспективных космических систем?

- Во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов сразу несколько кафедр академии приняли активное участие в проводимых приоритетных разработках и научных исследованиях в области создания и применения малых космических аппаратов (МКА). Были разработаны эскизный проект учебного малого космического аппарата «Можаец» и его технологический образец. Через некоторое время состоялся запуск «Можайца 1», а затем ещё трёх аппаратов. Академия стала первым вузом России, имеющим свою группировку малых КА.

Затем были разработаны программы проведения космических экспериментов по отработке и испытаниям элементов перспективных космических систем, и в настоящее время в академии развёрнут учебный наземный комплекс управления группировкой малых космических аппаратов типа «Можаец». В рамках создания научно-образовательного кластера наземного комплекса управления организовано учебное дежурство обучающихся и взаимодействие различных подразделений академии с целью внедрения в учебный процесс технологий управления МКА и формирования профессиональных навыков курсантов соответствующих специальностей.

Полевая учебная база сосредоточена в базе (обеспечения учебного процесса) в деревне Лехтуси Ленинградской области.
© vka.mil.ru
Полевая учебная база сосредоточена в базе (обеспечения учебного процесса) в деревне Лехтуси Ленинградской области.

- В структуре академии имеется военный институт (научно-исследовательский). Чем занимается сегодня институт, какие прорывные разработки вышли из его стен?

- Космическая отрасль нашей страны представляет собой десятки предприятий промышленности, организаций и учреждений, занимающихся проектированием и разработкой космических аппаратов и ракет-носителей, подготовкой и запуском ракет космического назначения, управлением спутниковой группировкой военного, гражданского и двойного назначения, а также сбором специальной информации, поступающей с космических аппаратов. Участие академии в жизни этой отрасли происходит через совместную научную деятельность.

Научной (научно-исследовательской) деятельностью в академии занимаются без исключения все структурные подразделения, а непосредственно научные подразделения сосредоточены в военном институте (научно-исследовательском), который был создан в академии в 2011 году.

Как я уже говорил ранее, в составе учебно-материальной базы академии имеется значительная база для проведения научных исследований, испытаний и отработки соответствующих технологий, например:

  • единственная в ВС РФ лётная лаборатория «Фотон». Бортовые операторы данной лаборатории имеют годовой налёт более 50 часов;
  • аттестованная безэховая камера, в которой успешно исследуются отражательные характеристики обтекателей самолётов Sukhoi Superjet 100;
  • баллистические стенды, стенды радиационных испытаний, аэродинамические трубы, вакуумные камеры.

Но «железо» без человека - ничто. Поэтому, исходя из характера проводимых научных исследований, в академии функционируют 63 общепризнанные научные школы, одна из которых признана ведущей научной школой Российской Федерации, а 12 - внесены в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.

Подразделения академии ежегодно выполняют около 120 научно-исследовательских работ, проводят 18 всероссийских конференций и научно-деловых мероприятий по космической тематике и информационным технологиям. На этих мероприятиях формулируются подходы и пути развития «военного» космоса.

В рамках выполнения оперативных заданий академия участвует в мероприятиях Минобороны России по проверке, разработке и апробации основных концепций, положений, наставлений и других нормативных и правовых документов Вооружённых сил РФ.

«Наш вуз готовит разносторонних специалистов, в которых умело сочетаются инженер, учёный и военный».
© vka.mil.ru
«Наш вуз готовит разносторонних специалистов, в которых умело сочетаются инженер, учёный и военный».

«Наш вуз готовит разносторонних специалистов, в которых умело сочетаются инженер, учёный и военный»

- Что интересного происходит в процессе воинского обучения и воспитания обучающихся академии? Какой опыт накоплен в этом направлении?

- Уникальность подготовки специалистов и их дальнейшая профессиональная деятельность нацелены на обеспечение полного цикла подготовки, запуска и управления ракет-носителей и космических аппаратов, а также выполнение задач контроля функционирования космических аппаратов и космического пространства, обработки различной специальной информации, поступающей с них. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые академией, направлены на развитие космических технологий. Наш вуз готовит разносторонних специалистов, в которых умело сочетаются инженер, учёный и военный. Обучение таких специалистов - сложный и многогранный процесс, но мы стараемся выпускать таких офицеров, которые могут не только достойно исполнять свой воинский долг, но и заниматься наукой, быть высококвалифицированными специалистами в своей профессиональной (инженерной) области деятельности. Вооружённым силам нужны современные, высококвалифицированные офицеры, видящие перспективу и способные принимать правильные и ответственные решения.

Военнослужащие во все времена были эталоном гражданина и защитниками Родины. Быть офицером - огромная честь, и этому званию нужно постоянно соответствовать, быть самым лучшим среди своих сограждан. Для кого-то это, в первую очередь, престиж, ведь в последнее время наше государство заметно улучшает облик армии и подчёркивает, как почётно быть защитником Родины, для других - это стремление к социальным гарантиям, потому что ни для кого не секрет, что денежное довольствие в армии стало значительно больше в последние годы. Часто молодые люди становятся военнослужащими по примеру своих отцов, дедов или прадедов, которые служили Родине или защищали свою страну в годы Великой Отечественной войны. Как бы сейчас не ругали нашу молодёжь, но всё же среди них есть те, кто хотят стать защитниками Родины по зову сердца, которые считают, что это их обязанность, как мужчин, быть опорой не только для своей семьи, но и для государства в целом. Также не стоит забывать и о том, что мы делаем из них не только хороших военных, но и отличных специалистов, способных решать множество задач, которые ставит современная наука.

Быть офицером - огромная честь, и этому званию нужно постоянно соответствовать.
© vka.mil.ru
Быть офицером - огромная честь, и этому званию нужно постоянно соответствовать.

- Академия расположена в культурной столице России, где огромное множество музеев. Удаётся ли приобщить курсантов за время учёбы к культурному богатству, или все пять лет курсант проводит за «забором»?

- Мы даже в Устав академии в качестве одной из главных задач, наряду с патриотическим и воинским воспитанием, записали удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Разработан комплекс мероприятий, наши ребята имеют возможность посещать театры и музеи, концерты, принимают участие в городских мероприятиях, балах, играх КВН. В вузе поддерживается творческая самодеятельность, у курсантов есть возможность учиться танцам, театральному мастерству, фотографировать и монтировать видео.

Но всё же, считаю, главной и неизменной традицией академии является учить курсантов и слушателей самостоятельно учиться, прививать им потребность в постоянном поиске информации и собственном развитии не только в период обучения, но и в ходе дальнейшей служебной деятельности. Это позволит им постоянно развиваться и достигать карьерных высот.

- Что нужно, чтобы поступить в вашу академию?

- Для поступления в академию и учёбы в ней необходимы здоровье, состояние которого должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для граждан, поступающих на военную службу по контракту, хорошая физическая подготовка, а также основательная общеобразовательная подготовленность по математике, русскому языку, физике или географии в зависимости от выбранной специальности. И главное - готовность переносить трудности и тяготы военной службы, то есть высокая мотивация к службе в Вооружённых силах, к овладению профессией защитника Родины.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама