В других СМИ
Загрузка...
Бренды войны, или Как милитаризировать сознание
© flickr.com/69929929@N06
Один из легендарных примеров заимствования военного в мирную жизнь.

Бренды войны, или Как милитаризировать сознание

Опыт Украины убедительно показывает, что при определённой психологической обработке можно без особых усилий «синтезировать» не только человека войны, но и целую страну
01 декабря 2022, 12:58
Реклама
Бренды войны, или Как милитаризировать сознание
© flickr.com/69929929@N06
Один из легендарных примеров заимствования военного в мирную жизнь.
Читайте нас на: 

Перекуём корсеты на линкоры

С незапамятных времён война прямо или опосредованно влияла на гражданский мир - просачивалась и в религию, и в язык, и даже в такие безобидные сферы как мода, быт и развлечения. И во все времена мальчишки разыгрывали сцены баталий и мерились коллекциями игрушечных солдатиков, а женщины использовали стиль «милитари» в нарядах. Однако и гражданский сектор активно взаимодействовал с военным. Так, в годы Первой мировой войны женщины из патриотических побуждений перестали носить жёсткие корсеты, а корсетные рёбра переплавлялись в боевой металл.

Карета скорой помощи в Москве, 1904 г.
© wikipedia.org
Карета скорой помощи в Москве, 1904 г.

О масштабах такого симбиоза свидетельствует заключение Совета военной промышленности  США: «Отказ американских женщин от жёстких корсетов во время войны высвободил 28 тысяч тонн стали - достаточно для постройки двух линкоров».

У службы скорой медицинской помощи тоже военные корни. Экстренная помощь, именно как служба транспортировки больных и раненых в военные госпитали (амбулансии), зародилась во время четырёхмесячной осады Малаги в 1487 году. В невоенную среду она внедрилась спустя почти четыре века - только в 1830-х годах начали эксплуатироваться гражданские варианты «летающих машин скорой помощи» - четырёхколёсных повозок на конной тяге.

Когда дело касается технологий, то можно вспомнить и о происхождении Всемирной Сети, ставшей неотъемлемой частью нашей жизни. «Предком» современного Интернета была сеть ARPANET, созданная в 1969 году по заказу американского военного агентства DARPA. Именно в Арпанете были разработаны и реализованы принципы, по которым работает привычный нам Интернет.

Другое изобретение - глобальная служба позиционирования (GPS), которая была создана для навигационного обслуживания американской ядерной триады в 1970-х годах. В распоряжение гражданских пользователей GPS поступила лишь в 1996 году по распоряжению тогдашнего президента США Билла Клинтона, и с тех пор считается системой двойного назначения.

Специалисты программируют ЭНИАК.
© wikipedia.org
Специалисты программируют ЭНИАК.

В свою очередь цифровая вычислительная техника произошла от лампового ЭНИАКа (Electronic Numerical Integrator and Computer), изначально предназначенного для расчётов баллистических таблиц, без которых артиллеристы были как без рук, а затем применявшегося для расчётов при разработке ядерного оружия. В том числе умная машина выполняла вычисления, необходимые для прогноза погоды. Сегодня «метеорологическая математика» воспринимается как само собой разумеющееся, однако в 1950 году это был настоящий прорыв.

Более того, изобретения, перекочевавшие в гражданскую среду из ВПК, стали такими же наднациональными символами, как сверхживучий автомат Калашникова или танк Победы Т-34. Достаточно вспомнить ноутбуки серий ThinkPad (IBM/Lenovo) и Latitude (Dell), которые изначально разрабатывались для нужд армии США, но быстро закрепились в бизнесе и других областях благодаря высокому качеству и надёжности. Но, как говорится, у медали всегда две стороны.

Каждому - по «Томагавку»

В известном смысле качество продукции военного назначения повлияло и на маркетинг. Так, в 2018 году тайваньская компания Micro-Star International (MSI), производящая электронику, выпустила серию геймерских материнских карт MAG (MSI Arsenal Gaming). Причём особенность «материнок» заключалась не столько в технологиях, позаимствованных у военных, сколько в милитаризированном названии - каждая модель была наречена в честь какого-нибудь продукта американского военно-промышленного комплекса. И теперь любой пользователь может на свой вкус и бюджет подобрать название по душе - «Томагавк», «Базука» и т.д. Также с 2018 года производятся игровые ноутбуки серии Raider («рейдер») - в честь кораблей, предназначенных для нанесения урона морским коммуникациям противника.

С недавних пор ассортимент компании пополнился серией игровых компьютеров под названием «Иджис» - это тёзка многофункциональной боевой информационно-управляющей системы и одноимённого зенитно-ракетного комплекса. При этом на упаковке обязательно присутствует стилизованное изображение системы вооружения, в честь которого назван продукт.

Всего лишь материнские карты для компьютерных игр.
© Соцсети
Всего лишь материнские карты для компьютерных игр.

Но главное здесь, конечно же, не реклама боевых характеристик, а то, что при помощи игровой индустрии исподтишка проводится милитаризация общества. В конце концов за использование бренда взимаются проценты, то есть каждый покупатель отчисляет некую долю военно-промышленной машине. Ведь как бы человек ни относился к США и их геополитическим замашкам, он с большой вероятностью купит тот же «Томагавк» или «Иджис», если его устраивают эксплуатационные характеристики.

Гремучая смесь

Ни для кого не секрет, что Соединённые Штаты удерживают прочное лидерство по количеству войн. И самые тучные годы в истории страны напрямую связаны с обилием оборонных заказов. Собственно, из Великой депрессии США выкарабкались не в последнюю очередь за счёт одновременных поставок оружия и гитлеровской Германии, и Советскому Союзу, и союзникам. Но и тогда, и сейчас экспансия американского ВПК происходила под каким-нибудь красивым предлогом, хотя цель оставалась прежней - обеспечение заказами оружейных гигантов. Второстепенная задача - по счёту, но не по замыслу - привитие обществу идеи, что «война неизбежна, а оружие - единственный друг и опора».

В сочетании с незрелой или нестабильной психикой такое мировоззрение превращается в гремучую смесь. Иными словами, происходит программирование конечного потребителя, чтобы в определённый момент можно было «включить» нужную закладку в его психике.

Согласно гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа, язык не только служит выражением определённой мысли, но и влияет на нашу когнитивную сферу (мышление, осознание физической реальности, способность переживать эмоции, истолковать события, выявить причинно-следственные связи и т.д.). Не станем вдаваться в детали, связанные с фонетикой, отражением восприятия времени и пространства в языках различных народов и прочими нюансами. Заострим внимание на системе образов.

Шёпот «закладки»

Когда мы акцентируем внимание на некоем раздражителе, мы закрепляем существующий о нём стереотип в своём сознании. То же самое происходит и с продукцией, содержащий «жирный» намёк на «бенефициара». Если, например, слово dagger («кинжал») ассоциируется со стремительным и неожиданным ударом, то уже «Томагавк», подкреплённое изображением крылатой ракеты - с разрушительными для противника последствиями. Со временем реакция на раздражитель перестаёт быть осознанной, но накрепко впечатывается в бессознательную область психики.

Приведём пример «от противного». Например, культ kawaii материализован в вызывающие умиление предметы и образы, которые массово распространены в азиатских странах, потому что гасят агрессию и позволяют отвлечься от тяжёлых трудовых будней - уйти в вымышленную среду, целиком наполненную простыми радостями и своеобразной эстетикой.

Kawaii-стиль.
© flickr.com/lyndaorigami
Kawaii-стиль.

На «кавае» производители контента и осязаемой продукции тоже очень хорошо зарабатывают, но это хотя бы сглаживает социальное напряжение и утешает человека, если тому больно и одиноко, а обратиться не к кому. Внедрение же ассоциаций, связанных с оружием, вкупе с навязанной инфантильностью, делает человека более толерантным к насилию.

Собственно, на этом и строится принцип воспитания человека войны, готового убивать и пополнять карманы оружейных гигантов. Ну а структур, поднаторевших в психологической обработке, за океаном всегда хватало. И они не сидят без дела.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама