Если друг оказался вдруг...
Сербия планирует стать крупнейшей авиационной державой на Балканах. Таков основной смысл сегодняшних сообщений СМИ на эту тему. И это, в общем и целом, блестящий план! Однако кое-что в нём вызывает обоснованные вопросы.
Сербия намерена закупить в 2022-2023 годах 30 вертолётов, 18 из которых будут российского производства. Об этом заявил президент республики Александар Вучич после совещания с военными и ознакомления с ходом учений авиабригады в городе Ниш. «Ожидаем новые закупки вертолётов: в общей сложности 30 вертолётов, из них 11 H-145 (производства компании Airbus), четыре Ми-35, три Ми-17 плюс 11 подержанных Ми-35, которые мы купим у одной из стран Европейского союза. Так что мы станем региональной вертолётной силой», - сказал Вучич.
На первый взгляд всё выглядит красиво. Будет закуплено 30 вертолётов, из них больше половины - 18 «российского производства». Однако реально, по словам самого Вучича, в РФ будет закуплено всего семь единиц (четыре Ми-35, три Ми-17). Остальные 23 единицы братская Сербия купит в странах Евросоюза или НАТО. Интересный баланс, не правда ли? Особенно для страны, которая всячески подчёркивает свою близость к России и только что получила царский подарок от Москвы в виде запредельно низкой цены на газ.
«25 ноября в результате переговоров Владимира Путина и Александара Вучича в Сочи Россия сохранила цену на газ для Сербии на уровне в 270 долл. на шесть зимних месяцев, после чего Белград получит от Москвы благоприятные условия по долгосрочному контракту. По мнению Вучича, эти условия являются исключительными».
Ещё бы им не быть исключительными при цене газа на европейских биржах от 1 200 долларов! Тем не менее, на вертолётных планах Сербии, которые, собственно, и стали возможными благодаря российской скидке на газ, это, похоже, никак не отразилось.
Особенно этот факт удручает в свете того, что Российская Федерация является крупнейшей вертолётной державой мира и производит всю гамму винтокрылых машин, причём гораздо более широкую, чем в любой другой стране мира. И в такой стране братская Сербия не смогла подобрать для себя нужные вертолёты? Поразительно! Особенно с учётом только что продемонстрированной Москвой готовности делать друзьям поистине волшебный «кэшбэк»!
И это уже не говоря о том, что российская авиатехника, при всём её техническом совершенстве, традиционно значительно дешевле западной. Что для такого небогатого государства как Сербия должно быть, по идее, главным мотивом при выборе приобретаемого товара.
Так, например, заявленный Белградом к покупке вертолёт Н-145 европейского консорциума «Эрбас», конструкция которого восходит к началу 80-х годов прошлого века, при весьма скромных характеристиках (до восьми пассажиров или примерно аналогичном по весу грузе) обходится заказчику больше чем в 5 млн долларов. В России уже разработан и производится вертолёт аналогичного класса «Ансат», стоимость которого существенно ниже.
И можно не сомневаться в том, что в случае с Сербией она была бы ещё более низкой, чем рыночная, с учётом «особо близких отношений между Белградом и Москвой».
Между прочим, контракт на приобретение нескольких десятков «Ансатов» уже заключил Китай. Но Сербии эта машина почему-то не подходит. А вот материально помогать натовской авиапромышленности преодолеть «ковидный» кризис видимо то, что доктор прописал.
Уже не говорю о том, что небогатая страна Сербия готова выбросить немалые деньги на вертолёт Н-145, который, строго говоря, в принципе непригоден для боевого использования. Так как известно, что его обычно приобретают для нужд полиции, МЧС и санавиации. О каком же тогда «укреплении вооружённых сил» Сербии может идти речь?
Или может быть Сербия просто не в курсе, что бывает с купленной на Западе техникой любого назначения в том случае, если купившая её страна попадает в немилость к Западу? Пусть спросят у России. И тогда им расскажут, что в таком случае ни запчастей, ни самой техники они вообще не получат. Как это было, например, с российским гражданским авиалайнером МС-21 (гражданским, Карл!), когда Запад вдруг взял и перестал поставлять для него композитные материалы.
Аналогичные недоумения возникают и в связи с другими планами сербских закупок на Западе. Вот недавнее сообщение RG.RU на этот счёт: «Кипр и Сербия вступили в переговоры о приобретении Белградом более десятка российских транспортно-боевых вертолётов Ми-35П, состоящих на вооружении кипрской национальной гвардии. Об этом накануне сообщила местная газета Сyprus mail. По данным издания, потенциальная сделка по продаже Кипром 11 винтокрылых машин может оцениваться в сумму от 150 до 300 миллионов евро. Напомним, что в 2001 году Кипр приобрёл у России 12 вертолётов Ми-35П, которые прошли ремонт в 2007-2008 годах. Один из кипрских Ми-35 был потерян в результате аварии в 2006 году».
То есть у Белграда имеются планы покупки вертолётов Ми-35 средним возрастом за двадцать лет, находящихся на пределе срока эксплуатации, по цене от 15 до 35 млн долларов за штуку.
Между тем в данном же ценовом диапазоне находится и стоимость только что сошедшего с конвейера ростовского вертолётного завода новенького Ми-35! Как говорится - почувствуйте разницу!
Спрашивается, зачем покупать заведомое старьё, в ремонт которого придётся вложить ещё кучу денег, если можно купить в России новый аппарат да ещё с «братской» скидкой? Или в Белграде принципиально предпочитают получать российское вооружение и технику только на братской основе, то есть совершенно бесплатно?
Выходит, что так. Как сообщило агентство ТАСС, «с 2018 года по февраль 2020 года Россия в качестве военно-технической помощи передала Сербии четыре вертолёта Ми-35М, шесть истребителей МиГ-29, три транспортных вертолёта Ми-17В-5, зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1", 30 танков Т-72МС и 30 бронетранспортёров БРДМ-2МС».
Допускаю, что могут существовать некие особые мотивы для принятия подобных сербских решений. Однако давно известно, что чем конструкция проще, тем она надёжней. И это касается не только вертолётов, но и государственной политики. В данном же случае перед нами, скорее, противоположный пример. Когда слишком сложные и тёмные схемы присутствуют там, где простота и прозрачность были бы далеко не лишними. Или я чего-то недопонимаю в том, как именно должны строиться отношения между союзными странами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.