© nasa.gov
Астероид Апофис относится к категории потенциально опасных астероидов - астероидов, орбиты которых приближают их к Земле.

07 февраля 2022, 06:33
© nasa.gov

Не всем будет по «Апофису»: астероид летит со скоростью 30,728 км/с

Мировое сообщество астрофизиков в декабре 2021 года ещё раз предупредило, что небезызвестный астероид Апофис, диаметром 325 м и летящий с означенной скоростью, может в промежутке с 2029 по 2036 год столкнуться с нашей планетой. Это, согласно расчётам, приведёт, если не к полной гибели цивилизации, то, во всяком случае, вызовет неисчислимые бедствия на всех континентах.

По расчётам учёных, астероид в 2029 году приблизится к Земле на расстояние 40 000 км, а под воздействием гравитации планеты может подлететь ещё ближе. В то же время астрономы считают, что на этот раз столкновения, скорее всего, не произойдёт. Однако в 2036 году астероид направится прямо к Земле.

По оценке астрономов, под ударом небесного тела могут оказаться США, Россия, Китай, Япония и Канада. Если столкновение произойдёт, то сила удара будет равна 800 мегатоннам в тротиловом эквиваленте. Это сопоставимо с 44 атомными бомбами, сброшенными в 1945 году на Хиросиму. Удар астероида может запустить «цепную реакцию» из серии чудовищных катастроф, которые способны стереть с лица Земли всё живое.

Модель астероида Апофис, созданная по кривой блеска в Астрономическом институте Карлова университета.
© «Апофис»astro.troja.mff.cuni.cz

Так что Пентагон волнуется не зря. В конце августа 2020 года американские военные готовились противодействовать потенциально опасному астероиду 2016 AJ193, который действительно пролетел относительно близко от Земли. Минимальное расстояние тогда составило 3,4 млн км, однако, если бы поведение этого небесного тела стало непредсказуемым, то последствия столкновения его с планетой оказались плачевными. Но всё закончилось благополучно. «Булыжник» диаметром примерно 1,5 км, что сопоставимо с диаметром комплекса самого Пентагона, нёсся со скоростью 26 км/с. И, если что… Данный космический объект был обнаружен системой панорамного обзора и системой быстрого реагирования (Pan-STARRS), расположенной в обсерватории Халеакала на Гавайях, в январе 2016 года. Астероид делает полный оборот вокруг Солнца каждые 5,9 года.

С Апофисом всё сложнее. В настоящее время точно смоделировать его поведение не представляется возможным. Между тем астрономы-статистики подсчитали, что ежедневно с Землёй сближается как минимум одна из 100 000 малых планет, известных со времени открытия первой из них в 1801 году. А ежегодно на Землю выпадает «дождь» из десятков тонн метеоритного вещества.

Но и это ещё не всё. Американским учёным недавно удалось раскрыть секрет одного «маленького» несоответствия, которое может иметь, к сожалению, весьма большие и печальные для нас последствия.

Уже давно известно, что примерно раз в год в Солнечной системе появляется новая комета. Оценивая среднее время жизни подобного небесного тела, можно установить, что в Солнечной системе должны наблюдаться около 3 000 комет ежегодно. В действительности астрономы фиксируют лишь около 25 из них.

Сегодня данной «нестыковке» нашлось объяснение. Всё дело в том, что при наблюдении оптическими средствами можно заметить далеко не все объекты. Согласно научной концепции, многие кометы возникли вследствие испарения большой массы воды из ядра космического тела, которое после данного процесса представляется слишком тёмным для оптики.

В 1983 году комета ИРАС-Араки-Алькока прошла незамеченной на расстоянии всего в пять миллионов километров от Земли. Комета была обнаружена за несколько недель до максимального сближения. По словам открывателей объекта, это было связано с тем, что только один процент поверхности кометы представлял собой обычный лёд - всю остальную поверхность покрывали тёмные пятна.

Не радует и последний анализ самых больших земных и лунных «шрамов» - кратеров. Теперь ясно, что большинство из них - результаты столкновения именно с кометами.

© ipac.caltech.edu

Встречный ядерный удар

Пока мысли Пентагона в вопросе уничтожения опасных небесных тел сконцентрированы вокруг использования всей мощи стратегических ядерных средств. Но практические работы начались ещё осенью 2013 года. Тогда НАСА в содружестве с Пентагоном выдало гранты нескольким университетам США на разработку прототипа космического «перехватчика». Среди них Университет штата Айова, где расположен «Исследовательский центр по отклонению астероидов от траектории их полёта» (Asteroid Deflection Research Center). Данный центр получил финансирование в размере 600 тыс. долл. сроком на три года для разработки гиперзвуковой ядерной системы перехвата. Испытания предусматривали запуск ракеты с болванкой, которая и нанесёт по какому-нибудь астероиду двойной удар.

Прорабатывался вариант «расстрела» астероидов с помощью ядерных зарядов и в Университете штата Вашингтон, который получил средства в размере 1,25 млн долл. на изучение возможности отклонения астероида от траектории его движения с помощью ядерного взрыва. В данном случае речь идёт о так называемой газовой пушке, смонтированной в «Исследовательском центре Эймса» в штате Калифорния в сочетании с использованием программного обеспечения, первоначально разработанного в интересах Министерства обороны США.

Непосредственно Пентагон сосредоточил усилия в направлении «подрыва» астероидов в «Национальной лаборатории в Лос-Аламосе» - одном из основных центров ядерных исследований в США. В связи с закрытостью данного учреждения, детали его деятельности в сфере планетарной защиты не разглашаются.

Кроме того, военные разработчики ядерного оружия готовятся к «встрече» астероида в «Ливерморской национальной лаборатории». Согласно открытым источникам, планируется модернизация ядерной боеголовки W-87, которой оснащаются, в частности, БРПЛ «Трайдент-2». Её мощность составляет 375 кт. Это примерно одна треть от мощи самой разрушительной боеголовки, находящейся в настоящее время на вооружении в США, но в 29 раз мощнее бомбы, упавшей на Хиросиму.