Почему потускнела балтийская «жемчужина»?
В режиме замершего времени
Полтора десятка лет назад мне уже довелось проходить санаторный курс в Светлогорском военном санатории. С тех пор городок Светлогорск, по крайней мере в центральной его части, чудесным образом преобразился в весьма уютный курорт вполне европейского вида. Чего никак нельзя сказать о комплексе военного санатория, который как бы остановился в своём облике и содержании в тридцатилетнем прошлом. Впрочем, нет, он не смог удержаться даже в тех своих рамках, спустившись по ступеням деградации вниз даже в сравнении с моим прошлым его посещением.
Нет больше среди оздоровительных процедур бассейна с морской водой. Он уже несколько лет закрыт в связи с аварийным состоянием здания, которое само по себе, по-видимому, восстанавливаться не намерено. Подобная ситуация сложилась и со станцией очистки воды. И вообще, неизвестно, будет ли реконструирован столь эффективный оздоровительный объект или на этом лакомом земельном участке в центре курорта намечено возведение нового коммерческого объекта? Ведь случилось же такое с трассой водозабора морской воды, крест на которой поставил построенный не так давно новомодный отель.
Холодный санаторный бювет тоже в своём бездействии медленно, но неотвратимо приобретает запущенный вид, хотя когда-то считался одним из архитектурных украшений центральной улицы курортного городка. Ушли под коммерческую застройку и участки в городском сосновом бору, на которых когда-то располагались компактные жилые корпуса-особняки ещё довоенной постройки. Наверное, дожидаясь подобной участи, закрыты корпуса № 12, 13, 14, 15, 16, 20 такого же типа, якобы в связи с тем, что они не отвечают современным требованиям по уровню комфорта проживания и обслуживания, а также несовершенны в пожарном отношении. И это выглядит странно, особенно на фоне общей и весьма успешной массовой реконструкции зданий довоенной поры по всему Светлогорску. Весьма в плачевном состоянии, по многочисленным отзывам пациентов, находятся и многоэтажные жилые санаторные корпуса. По крайней мере, мне довелось провести весь срок путёвки в номере, где ремонт, скорее всего, не проводился лет двадцать.
Деградация Светлогорского санатория далеко не лучшим способом сказывается на имидже оборонного ведомства, за развитие которого так ратует нынешнее его руководство. Взять, к примеру, визитную карточку Светлогорска - водолечебницу с водонапорной 25-метровой башней 1908-го года постройки, которая отнесена к архитектурным памятникам регионального значения. Она расположена на территории военного санатория в общем комплексе зданий и включена во все местные туристические маршруты. Но сегодня по техническому состоянию башня нуждается в реконструкции и реставрации. И хотя памятник архитектуры был включён в план развития материально-технической базы санатория до 2020 года, от этого прожекта на нём осталась только аляписто-чужеродная цементная фасадная заплата башни, выкладки проектно-изыскательских работ и согласование взаимодействия со службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области. Необходимый ремонт конструктивных элементов смотровой площадки, черепичной кровли, реставрация солнечных часов так не проведены и по сей день.
Так что совсем не удивительно, что в комментариях экскурсоводов звучит сожаление о столь бесхозяйственной позиции и безразличии чиновников оборонного ведомства, что авторитета ему в глазах общественности явно не прибавляет. Как-то у нас становится новомодным, доводить до развала, а потом вкладывать огромные бюджетные средства в восстановление былой гордости.
Будьте здоровы, гуляйте побольше…
К сожалению, процесс деградации санатория коснулся не только внешних признаков. С изменением статуса санатория после того, как он стал филиалом СКК «Западный» Министерства обороны РФ, финансирование поступательно уменьшается, дойдя, похоже, до остаточного принципа. Многие пациенты с сожалением отмечают прогрессирующий упадок его лечебно-оздоровительной базы.
В своё время грязелечебница санатория успешно использовала торфяную грязь, известную своими высокими целебными свойствами. Добывается она в пяти километрах от города. Однако сегодня в системе лечения используется тамбуканская грязь, которую привозят за тысячи километров с Северного Кавказа. При этом надо заметить, что светлогорская торфогрязь лечит в три раза больше заболеваний, чем тамбуканская.
Бюрократически всё соблюдено - закупка сульфидной грязи озера Тамбукан проводилась на открытом электронном аукционе, как говорится, комар носа не подточит. Но при этом страдает качество санаторного лечения и улетают бюджетные деньги. Смею предположить, вовсе не на ветер… Та же логистическая картина наблюдается и с поставкой минеральной воды с Северного Кавказа. Общепризнанно, что минеральные воды «Светлогорская» и «Зеленоградская» по своим целебным качествам не уступают аналогам из дальних южных скважин. Но, как уже было сказано, санаторный бювет приказал долго жить.
Введение санаторных стандартов, которые пристально отслеживают чиновники явно надуманных структур - региональных санаторно-курортных комплексов (СКК), ограничивает оказание специализированной медпомощи пациентам, большинство из которых - военные ветераны, получившие не только солидный букет профзаболеваний, но и боевые ранения. Созданный чиновниками регламент рекомендует назначение ограниченного числа процедур только по основному заболеванию. На моём личном опыте это выразилось в том, что лечащий врач Виктор Попов заявил, что в моём возрасте уже должны быть урологические заболевания, которые служат противопоказанием для процедур лечения поясничного остеохондроза. На возражения по поводу отсутствия жалоб на подобные заболевания он ответил, что здоровых людей не бывает, а есть просто недообследованные.
- Так, дообследуйте! - предложил я.
- Это не предусмотрено существующим регламентом. Больше гуляйте на свежем воздухе и по набережной. У нас здесь замечательная климатотерапия, - ответил мне лечащий врач, вызвавший тем самым большое сомнение в столь гуманном определении его профессии.
Проведённый мною блиц-опрос пациентов санатория показал, что подобный скупой подход к назначению процедур присущ и другим докторам санатория, что подтверждает, скорее всего, его бюрократическое происхождение «сверху».
Существующий чиновный регламент вообще строг: по одному сопутствующему заболеванию можно рассчитывать лишь на одну процедуру, по остальным - предлагается пройти в кассу для оплаты лечения. И это при том, что большинство санаторных пациентов - пенсионеры и возрастные члены их семей. Остаётся только горевать о том, как на их возможности поправить здоровье отразится введение с 1 января платы за все консультации врачей-специалистов, включая стоматолога, услуги которого входили в обязательный перечень бесплатных медуслуг.
Оставляет желать лучшего и оборудование лечебного корпуса санатория, оно, в прямом и переносном смысле - из прошлого века. Работает такой раритет лишь благодаря профессионализму и стараниям персонала. Но и эти качества не выручают, когда в процедурных кабинетах отсутствуют лекарственные средства, предусмотренные лечебными методиками. Сокращаются и сами лечебные возможности. Не работают кабинеты гидромассажных ванн, не доступен для пациентов ингаляторий. Хвойно-жемчужные, кислородные и другие ванны готовятся на основе воды из крана, хотя в былые времена использовалась вода морская. Знают ли об этом в передающем звене регионального СКК? Если нет, то грош цена его функционерам, а если да, то и на полгроша их существование не тянет. Как показывает практика санаторного лечения, именно в филиалах СКК тенденция от плохого к худшему проявляется наиболее наглядно. И куда менее заметна она в военных здравницах центрального подчинения. Весьма сомнительно, что в современных условиях цифровизации организационных процессов эффективности санаторному делу могут способствовать надуманные надзирательские структуры-наросты.
«Это вам не ресторан…»
Большинство признаков санаторного упадка произрастают, пожалуй, из неэффективного менеджмента региональных СКК. Но есть среди них и явный след равнодушного отношения к делу самого санаторного руководства. Если и пятнадцать лет назад столовая санатория не блистала своим сервисом, то сегодня он представляет из себя просто унылое действо. Качество и порционность блюд не идёт ни в какое сравнение с организацией питания в десятке других военных санаториев, где довелось ранее поправлять здоровье. В разгар овощного сезона на столах большой редкостью была даже обычная зелень. О подливах ко вторым блюдам не идёт и речи.
Еда по большей мере подаётся остывшей, не спасает даже микроволновка, к которой выстраивается внушительная очередь. Сосед по столу, служивший в восьмидесятые полковым начпродом в ВДВ, эмоционально заметил по поводу работы санаторного «общепита», что за подобную организацию питания в солдатской столовой он слетел бы с должности на счёт «раз».
Кстати, заведующую столовой так и не удалось отыскать для беседы, а её заместитель наотрез отказалась представиться и дать комментарий сложившейся ситуации. За всё время трёхнедельного санаторного срока в опросе посетителей столовой ни разу не была замечена диетический врач санатория, не интересуются качеством питания и диетические сёстры в обеденных залах, считающие своей обязанностью лишь распределение мест за столами.
- А что вас здесь смущает? - вопросом на мои вопросы ответила диетическая сестра Маргарита Мосейчук. - Это же не ресторан, а обычная столовая.
- Обычная городская столовая расположена в пятидесяти метрах от вашей, - я попытался сориентировать собеседницу в реалиях, - но там всё это выглядит куда аппетитнее.
От менеджеров санатория довелось услышать сетования на отсутствие квалификационных поваров в Светлогорске при низкой зарплате по штатному расписанию в компании, которая работает по аутсорсингу. Но ведь и многие другие военные санатории расположены в небольших населённых пунктах, и их столовые работают с той же компанией на основах аутсорсинга, по единой, утверждённой регламентом санаторного снабжения продовольственной норме, но там питание налажено более качественно. В данном случае из моего личного опыта оздоровления в десятке военных санаториев рейтинг светлогорского питания прочно удерживает его на последнем месте.
Не очень оправданный оптимизм
На одну из множества жалоб пациентов Светлогорского филиала СКК «Западный» начальник главного медуправления военного ведомства профессионал санаторного дела Дмитрий Тришкин оптимистично ответил: «По фактам, изложенным в обращениях, проводились служебные разбирательства, в том числе в рамках проведения контрольных мероприятий медицинской службой Западного военного округа. В ходе проведённых мероприятий системных нарушений в деятельности санатория не выявлено. Уровень укомплектованности санатория медицинским персоналом и оснащение его подразделений медицинским оборудованием позволяют выполнять задачи по предназначению в полном объёме».
Если учесть, что объём этих задач имеет тенденцию к искусственному снижению по вышеупомянутым причинам, а популярность самой здравницы на высоком уровне поддерживает, прежде всего, замечательная балтийская климатотерапия и похорошевший курортный город Светлогорск, то оптимизм военно-медицинского руководства можно, наверное, принимать к оправданию процесса постепенного развала санаторного филиала. Но самой плачевной тенденции это ведь не меняет.