В других СМИ
Загрузка...
«Цифровые горизонты» 5-го флота ВМС США
© flickr.com/usnavy
Активная подготовка к коалиционной сетецентрической войне на море проходит в ВМС США.

«Цифровые горизонты» 5-го флота ВМС США

Центральное командование ВМС США к концу лета следующего года обещает создать первый в мире флот беспилотных надводных кораблей
30 декабря 2022, 11:00
Реклама
«Цифровые горизонты» 5-го флота ВМС США
© flickr.com/usnavy
Активная подготовка к коалиционной сетецентрической войне на море проходит в ВМС США.
Читайте нас на: 

С 23 ноября по 15 декабря в Бахрейне прошли военно-морские учения Digital Horizon («Цифровой горизонт») 5-го флота США, направленные на отработку и применение морских автономных систем, беспилотных летательных аппаратов, их интеграцию в единую систему боевого управления с использованием алгоритмов искусственного интеллекта.

В прошедших манёврах были использованы 15 различных беспилотных систем, при этом 10 из них 5-й флот ВМС США применял впервые. Военнослужащие использовали как морские беспилотники, способные вести долговременное наблюдение за районом, так и скоростные аппараты для перехвата целей, а также БПЛА. В ходе учений американцы задействовали беспилотные системы и технологии искусственного интеллекта в беспрецедентных для этого региона масштабах.

Проект «Оверматч» 

Манёвры стали одним из элементов реализации американским командованием ВМС подготовки к коалиционной сетецентрической войне на море в рамках проекта «Оверматч» (Project Overmatch), развёртывание которого запланировано на 2023 год.

Перечень систем, привлечённых к учениям Digital Horizon.
© cusnc.navy.mil
Перечень систем, привлечённых к учениям Digital Horizon.

Справка

Project Overmatch - морская часть программы создания единой системы мультидоменного командования и управления (Joint All-Domain Command and Control - JADC2) для всех видов и родов войск ВС США. Разрабатывается с осени 2020 года в режиме повышенной секретности. Первые открытые данные о ней появились лишь в начале 2022 года. Проект намерен объединить в одну сеть надводные и подводные силы, авиацию, спутниковую группировку и морскую пехоту. Костяком развёртывания системы станут авианосные ударные группы. В составе ВМС США их на данный момент 11.

По заявлению командующего военно-морскими информационными системами и руководителя проекта «Оверматч» контр-адмирала Дуга Смолла, в рамках проекта планируется внедрение большего количества беспилотных систем, которые станут источником сбора разведывательных данных с их последующей передачей на корабли и в береговые командные центры. В этом смысле беспилотный компонент является опорным в рамках обеспечения разведывательного сопровождения и проведения диверсионных мероприятий в прибрежной зоне. В окончательном варианте к «Оверматч» будут подключены флоты союзников США.

В сентябре 2021 года Центральное командование военно-морских сил США (NAVCENT) учредила Task Force 59 (Целевая группа 59) со штаб-квартирой в Манаме, Бахрейн. Основной задачей подразделения является тестирование эксплуатационных возможностей широкого спектра морских автономных систем как разведывательного, так и ударного предназначения.

Справка

Штаб-квартира Центрального командования ВМС США (NAVCENT) находится в Манаме, Бахрейн. Зона его ответственности включает Персидский и Оманский заливы, Красное море, части Индийского океана, а также районы Ормузского и Баб-эль-Мандебского проливов и Суэцкого канала. Состоит из Пятого флота Соединённых Штатов, включая Объединённую оперативную группу 150, Объединённую оперативную группу 158 и другие подчинённые группы.

Штаб-квартира Центрального командования ВМС США (NAVCENT).
© flickr.com/navcent
Штаб-квартира Центрального командования ВМС США (NAVCENT).

Размещение в Бахрейне целевого центра разработки и применения беспилотных систем ВМС США, по мнению экспертов, указывает на стремление Пентагона закрепить своё высокотехнологичное военное присутствие в одном из самых нефтеносных регионов мира, в том числе посредством повышения контроля над акваториями и ключевыми транспортными узлами морской логистики.

За прошедший год Task Force 59 проводила испытания различных типов автономных систем в региональных водах Ближнего Востока общей продолжительностью более 25 000 часов. Системы тестировались на пороговых значениях своего потенциала, без дозаправки или технического обслуживания, для выявления реальных показателей и пределов характеристик.

В целях формирования альтернативной опытно-конструкторской и производственной платформы с участием гражданского сектора начальник военно-морских операций адмирал Майкл Гилдей в январе 2022 года создал оперативную группу по беспилотным системам ВМС (Unmanned Task Force - UTF). В неё вошли гражданские и военные специалисты, представители ведущих отраслевых структур. К участию привлечены разработчики специализированного программного обеспечения, которые призваны подключить к процессу автоматизированного управления и обработки алгоритмов искусственный интеллект и нейросети.

После практической апробации отдельных систем планируется обеспечить их целевые закупки и поставки в интересах 5-го флота США для решения задач в западной части Индийского океана и в Персидском заливе.

Дьявольские «штучки» уже в черноморской акватории

В рамках учений сформирован пул уникальных конструкторских решений и различных платформ от полупогружённых скоростных катеров до катамаранов и автономных систем, приводимых в движение силой ветра.

Беспилотник Mantas T-12.
© usni.org
Беспилотник Mantas T-12.

Среди основных тестируемых изделий - безэкипажный малозаметный полупогружённый надводный аппарат Mantas T-12, который ещё называют «Морским дьяволом», разработки компании Maritime Tactical Systems (MARTEC).

MANTAS T-12 имеет длину 361 см (142 дюйма), ширину 91,5 см (36 дюймов) и высоту 36 см (14 дюймов). Осадка - 18 см (7 дюймов), максимальный вес - 95 кг (210 фунтов). Беспилотник может нести полезную нагрузку до 63,5 кг (140 фунтов).

T-12 способен выполнять как разведывательные задачи, так и выступать в качестве дрона-камикадзе. Причём эти комплексы планируется применять и для прорыва систем береговой охраны и проникновения в защищённые портовые акватории с целью поражения инфраструктуры.

Кстати, в апреле Минобороны США сообщило об отправке на Украину, в рамках апрельского пакета помощи в области безопасности, «беспилотных судов береговой обороны» на сумму 800 млн долл. Одно из таких устройств было найдено на пляже недалеко от российской военно-морской базы Севастополя в Крыму в бухте Круглой. Есть все основания полагать, что эти аппараты были использованы в боевых операциях ВСУ в черноморской акватории.

Также в ходе учений «Цифровой горизонт» был протестирован аппарат Devil Ray T-38 («Дьявольский луч») того же производителя. Помимо разведывательных задач он может выполнять логистические функции в десантных операциях.

Безэкипажный Devil Ray T-38 может быть оборудован автоматическими системами вооружения и противокорабельными ракетными комплексами.
© defense.info
Безэкипажный Devil Ray T-38 может быть оборудован автоматическими системами вооружения и противокорабельными ракетными комплексами.

Крейсерская скорость - 25 узлов (46 км/ч) при максимальной скорости 80 узлов (148 км/ч), вес - 2950 кг, при осадке 18 дюймов (46 см) способен нести полезную нагрузку до 2050 кг. Может быть оборудован автоматическими системами вооружения и противокорабельными ракетными комплексами.

Согласно информации MARTEC, системы Т-12 и Т-38 могут использоваться в тандеме, тогда «Дьявольский луч» доставляет дроны-камикадзе в зону боевых действий.

Парусники и катамараны

Особую ставку 5-й флот делает на комплекс Saildrone, который оснащён крылом-парусом длиной 5 метров и движется за счёт тяги ветра. Оборудован солнечными батареями, обеспечивающими питание навесного оборудования, на котором могут быть установлены многолучевые эхолоты, лидарные и инерциальные навигационные системы, обеспечивающие оцифровку контролируемой акватории и её последующий цифровой мониторинг.

Способен действовать автономно до 220 дней без дозаправки и технического обслуживания, решая в основном разведывательные задачи. Выдерживает 15-метровые волны.

Также необычное технологическое решение воплощено в аппарате WAM-V калифорнийского бюро Marine Advanced Robotics - сверхлёгкий катамаран с четырьмя амортизирующими на волнах стойками, между которыми находится корпус. Внешне судно напоминает гигантскую водомерку. Такая конструкция обеспечивает ему прекрасную манёвренность и стабильность во время движения, в том числе при сильном волнении. В гондолах судна установлены двигатели, которые могут разогнать его до 30 морских узлов (55 км/ч). Всё это позволяет судну выполнять задачи в экстремальных морских условиях.

Комплекс Saildrone оснащён крылом-парусом длиной 5 метров и движется за счёт тяги ветра.
© saildrone.com
Комплекс Saildrone оснащён крылом-парусом длиной 5 метров и движется за счёт тяги ветра.

Способность быстро реагировать на меняющуюся обстановку на море обеспечивает адаптивная часть с модульными быстроразъёмными интерфейсами, с помощью которых операторы могут быстро менять двигатели, полезную нагрузку, датчики и приборы в зависимости от выполняемой задачи. WAM-V может управляться из кабины, а также дистанционно.

Самый лёгкий вариант - роботизированное судно длиной 2,4 м - может выполнять задачи с минимальной усадкой, для движения ему достаточно слоя воды в 15 см. Тридцатиметровые корабли могут решать самые разные задачи вдали от берега и оснащаться как подводными, так и воздушными дронами-помощниками.

Они сошлись - вода и воздух

Одной из задач прошедших учений стала интеграция воздушного и морского беспилотного компонентов в единую геоинформационную систему управления для решения широкого спектра задач, в том числе с использованием искусственного интеллекта. В качестве воздушного элемента задействованы беспилотные летательные аппараты вертикального взлёта и посадки, оптимальные с точки зрения запуска с движущегося корабля и не требующие для этих целей большой площадки.

На бахрейнских манёврах Канада представила проверенный временем (первые тесты прошёл ещё в 2011 году) БПЛА Flexrotor от Aerovel Flexrotor. Имеет размах крыла 3 метра, диаметр ротора - 1,85 метра. При взлёте Flexrotor достигает достаточной высоты, и на короткое время проваливается в пике, одновременно переключая коробку на более высокую передачу. После этого аппарат выравнивается и летит в горизонтальном режиме. Для перехода в режим вертикального полёта аппарат замедляет скорость до 130 км/ч, делает резкий рывок вверх, переключая ротор на пониженные обороты.

В горизонтальном режиме аппарат способен летать со скоростью 145 км/ч, держаться в воздухе непрерывно 40 часов и преодолевать расстояние в 3000 км.

Экспедиционная система вертикального взлёта и посадки V-BAT.
© defensenews.com
Экспедиционная система вертикального взлёта и посадки V-BAT.

Более передовую систему показали американцы: V-BAT от Shield AI, быстро развёртываемая экспедиционная система вертикального взлёта и посадки с возможностью навигации без использования GPS, способная вести постоянную воздушную разведку по роевому принципу.

V-BAT также имеет достаточную грузоподъёмность, чтобы нести ряд взаимозаменяемых полезных нагрузок, в том числе электронно-оптические/инфракрасные (EO/IR) радары с синтезированной апертурой (SAR) и средства радиоэлектронной борьбы (EW) в зависимости от требования к конкретной миссии.

По заявлениям представителей компании, предлагается «разместить рой V-BAT на каждом военно-морском корабле США и союзников -  эсминцах, амфибиях, авианосцах, патрульных кораблях». Тем самым, интегрировав их как разведывательный компонент сопровождения военно-морских операций.

Основанная группой бывших военнослужащих и инженеров аэрокосмической отрасли, робототехники и программного обеспечения американская частная компания Easy Aerial создала привязную систему SAMS, которая обеспечивает неограниченное время полёта и передачу данных по сети (Power enhanced tether), обеспечивающую защиту данных даже в экстремальных погодных условиях. Их предполагается размещать на береговой линии для обеспечения контроля зоны проведения операции, а также на борту корабля, для стационарного разведывательного использования.

На всех парусах агрессивности

Покрытие акватории сетью подобных комплексов повышает прозрачность обстановки и практически делает невозможным скрытное перемещение подводных лодок, так как одновременно на дне выставляются датчики низкочастотной подсветки целей, данные с которых интегрированы в единую цифровую платформу контроля морского пространства.

Беспилотный надводный корабль Elbit Systems Seagull работает вместе с патрульным кораблём USS Monsoon в Персидском заливе во время манёвров Digital Horizon 2022.
© globallookpress.com
Беспилотный надводный корабль Elbit Systems Seagull работает вместе с патрульным кораблём USS Monsoon в Персидском заливе во время манёвров Digital Horizon 2022.

Кроме того, к этому процессу подключается воздушный компонент, оборудованный авиационными гидроакустическими средствами, в том числе вероятно опытное применение лазерных поисковых систем, фиксирующих нарушения послойной стратификации, обусловленные движением подводной лодки.

Задействованные военными США на завершившихся в Бахрейне морских учениях Digital Horizon беспилотные системы и технологии искусственного интеллекта продемонстрировали возможности их использования в разведывательных миссиях и сборе информации не только на Ближнем Востоке. Результаты манёвров, считает капитан Майкл Брассер, начальник подразделения Task Force 59, могут применяться в Индо-Тихоокеанском регионе, а также 4-м флотом ВМС США, в зону ответственности которого входят Карибское море и морские пространства вокруг Центральной и Южной Америки.

Опыт прошедших манёвров Digital Horizon с высокой долей вероятности будет спроецирован, если уже не разрабатывается, и на приграничные с Российской Федерацией акватории. А это реальная угроза, требующая оперативной реакции и технологического развития на упреждение.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама