Чисто английская катастрофа
Тень Черчилля
Когда британскому премьеру доложили о гибели генерала брони Владислава Сикорского, который разбился в авиакатастрофе над Гибралтаром, Черчилль будто бы не удержался и заплакал. Искренними были его слезы или нет, мы уже не узнаем. Но неожиданная смерть главы правительства Польши в изгнании изначально больше смахивала на политическое убийство, нежели на трагическую случайность.
Летом 1943 года фигура Сикорского перестала устраивать союзников по антигитлеровской коалиции. Уинстон Черчилль с президентом США Франклином Рузвельтом внимательно следили за успехами Красной армии и понимали, что разгром Гитлера не за горами. Но открытие второго фронта оказалось под угрозой из-за особой позиции генерала Сикорского.
Дело в том, что в апреле 1943 года, после того как министерство пропаганды Третьего рейха раструбило на весь мир о страшной находке в Катынском лесу, польский премьер потребовал срочного международного разбирательства и даже готов был встретиться с Йозефом Геббельсом. Из-за чего Москва вынуждена была разорвать отношения с Сикорским, чтобы провести собственное расследование, когда будет освобождена Смоленская область.
«Катынское дело» вызвало серьёзный разлад между союзниками, и судьба второго фронта оказалась под вопросом - на что, собственно, и рассчитывали немцы. И если бы не трагическая гибель генерала Сикорского, никто не знает, какую конфигурацию обрела бы карта Европы после войны - дошла бы Красная армия только до Берлина или двинулась дальше.
Кому была выгодна смерть польского премьера? Случайным ли было крушение его самолёта или преднамеренным? Страдающие хронической русофобией поляки в организации политического убийства традиционно обвиняют Сталина. Институт национальной памяти Польши даже провёл эксгумацию останков Сикорского, но ничего нового сотрудники ИНП не обнаружили - смертельные травмы были вызваны падением с большой высоты. А вот что именно привело к падению самолёта?
Этот вопрос оставался открытым, пока немецкий историк Альфред Шицкель не сообщил, что ему удалось найти документы, доказывающие, будто к организации покушения на Сикорского причастен Уинстон Черчилль. Получается, чисто английское убийство?..
Прерванный полёт
Итак, ночью 4 июля 1943 года с аэродрома британской военной базы на Гибралтаре взлетел бомбардировщик «Либерейтор», на котором после промежуточной посадки из Ирана в Лондон возвращался Владислав Сикорский. Буквально на шестнадцатой секунде полёта самолёт стал падать и, ударившись о воду, разломился и пошёл ко дну. Из тех, кто оказался на борту, выжить удалось только командиру экипажа капитану британских ВВС Эдуарду Прхалу. Предусмотрительный чех оказался единственным, кто перед вылетом надел спасательный жилет, хотя прежде никогда им не пользовался. На данное обстоятельство обратило внимание следствие, но так и не смогло ответить, случайным ли было крушение бомбардировщика или нет.
Эта катастрофа так и осталась одной из неразгаданных загадок Второй мировой войны, при этом существует огромное количество предположений. В частности, говорится об ошибке пилота, технической неисправности или покушении, за которым могли стоять, например, представители польских эмиграционных фракций, враждебных Сикорскому. Также существует мнение, будто генерал, являвшийся сторонником международного расследования трагедии в Катыни, мешал союзникам - англичанам, полякам и русским в налаживании боевого сотрудничества.
Но кому он мешал больше?
Секретные материалы
Как бы там ни было, в случайность гибели генерала Сикорского поляки не верят по сей день, и главный подозреваемый у них - Сталин. На втором месте британская разведка и Черчилль, на третьем - командующий 2-м Польским корпусом дивизионный генерал Владислав Андерс. Самое удивительное, что германский след сотрудники польского Института национальной памяти даже не рассматривают. Но ещё было расследование по горячим следам.
Когда водолазы обследовали лежащий на дне самолёт, не удалось обнаружить тело дочери Сикорского Софьи Леснёвской и тел двух агентов британской разведки, севших в самолёт в самый последний момент. По версии комиссии британских ВВС, проводившей в 1943 году официальное расследование катастрофы, причиной падения самолёта стал отказ руля высоты, однако глубоко разбираться никто не стал. При этом не допустили к экспертизе представителей американской фирмы, которая выпускала «Либерейторы» (эти бомбардировщики считались самыми надёжными в авиапарке союзников). Странно, не правда ли?
В итоге англичане засекретили материалы расследования до 2035 года, то есть почти на сто лет. Что же там такого страшного? Но об этом позже, а пока уточним, кто такой генерал Владислав Сикорский и какую роль ему отводили союзники по антигитлеровской коалиции.
И не друг, и не враг, и не союзник
В 1939 году, после немецкой оккупации, Польша превратилась в генерал-губернаторство в составе Третьего рейха. Но поляки предпочитают обвинять в своих бедах только Сталина, забывая, что Красная армия взяла под свой контроль только территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, которую Польша захватила после неудачного похода большевиков на Варшаву, а Сталин всего лишь восстановил границу СССР по состоянию на 1920 год.
Именно эта граница была главной проблемой в отношениях между Москвой и Лондоном, пока Черчилль на конференции в Тегеране не предложил компенсировать полякам территориальные потери за счёт германских земель. Но к тому времени польского премьера Сикорского, который настаивал, чтобы Западную Украину и Западную Белоруссию вернули Варшаве, уже не было в живых. Правда, тогда ещё никто понятия не имел, где остановятся советские войска и как будет перекроена карта Европы. Никто, кроме Черчилля.
В Лондоне кабинет премьер-министра польского правительства в изгнании Владислава Сикорского располагался в гостинице «Рубенс» - напротив Букингемского дворца, и это многое говорило о его высоком статусе. После разгрома Польши именно генерал Сикорский попытался собрать в один кулак Войско Польское, которое разделилось на две части: одни ушли во Францию, другие сдались в плен Красной армии. Те, кто ушёл во Францию, потом переместятся в Англию и будут воевать в составе Вооружённых сил Великобритании. Другая часть оказалась в СССР, и после нападения Германии на Советский Союз Сикорский не без нажима Черчилля и в его присутствии подписал так называемый пакт Сикорского-Сталина, благодаря которому десятки тысяч поляков, оказавшихся на советской территории, вошли в состав армии под командованием генерала Владислава Андерса.
Эта армия, по условиям договора с Кремлём, должна была участвовать в боевых действиях на стороне советских войск. Но у Черчилля были совсем другие планы: вывести уже сформированную и полностью вооружённую армию из Советского Союза в Иран и переподчинить её британской короне.
Армия Андерса, которая формировалась в соседнем со Сталинградом Бузулуке, в нарушение пакта Сикорского-Сталина «эмигрирует» в Иран буквально накануне решающего сражения Сталинградской битвы, когда каждый штык был наперечёт. А тут восемьдесят тысяч человек, с иголочки обмундированных и с оружием в руках, грузятся в эшелоны и убывают в Персию. Не правда ли, очень похоже на предательский удар в спину. Впрочем, Сталин тогда уже понимал, что рассчитывать на армию Андерса не приходится. Класть головы за Советский Союз поляки не станут.
Окончательно отношения между Сталиным и правительством Польши в изгнании расстроятся, когда Сикорский вслед за Геббельсом обвинит Сталина в расстреле двадцати двух тысяч польских офицеров в Катынском лесу. Аргументы Кремля польского премьера не убедили, он даже не пытался скрывать, что больше верит Германии. И если бы Лондон занял позицию генерала Сикорского, о втором фронте, наверное, пришлось бы забыть.
Но уже тогда было понятно, что, пусть и большей кровью, Советский Союз может обойтись и без союзников, а это не входило в планы Вашингтона и в первую очередь Лондона, которые не имели никакого желания отдавать в руки Сталина Европу целиком. Собственно говоря, поэтому генерал брони Сикорский и стал неугодным западным участникам антигитлеровской коалиции.
А за это могли и убить.
А был ли выстрел?
По утверждению польского историка Дариуша Балишевского, Владислав Сикорский погиб не в авиакатастрофе, а был застрелен накануне вылета из Гибралтара в губернаторском дворце. Потом тело загрузили в самолёт, который должен был упасть в море... Балишевский считает, что убийство организовала английская разведка MI5, точнее - Управление специальных операций (Special Operation Executive), чтобы «изменить конфигурацию военных альянсов во Второй мировой войне». Якобы это пришлось сделать, потому что Сикорский «вёл Польшу к погибели, толкая её в объятия Сталина». Но эта версия не очень вписывается в политический контекст тех дней, да и большим поклонником Сталина генерал Сикорский никогда не был.
Чтобы выяснить подлинные обстоятельства гибели Владислава Сикорского, Варшавское общество любителей истории обратилось к архиепископу Кракова кардиналу Станиславу Дзивишу с просьбой дать разрешение на эксгумацию останков погибших в авиакатастрофе вместе с Сикорским. А когда в 1993 году останки Сикорского переносили из-под Лондона в Вавель, опять были слышны голоса польских историков о том, что нужно произвести судебно-медицинскую экспертизу, поскольку в 1943 году она не проводилась. Но они не были услышаны. Почему?
Момент очень деликатный. Если бы судебно-медицинское исследование установило, что генерал Сикорский погиб от пули, скандальное предположение историка Балишевского о причастности английских спецслужб к убийству, практически было бы доказано. С другой стороны, британские спецслужбы никогда так грубо не работали и давно доказали, что умеют прятать концы в воду. И, пожалуй, нет лучше места, чем дно морское, чтобы надёжно спрятать, например, последствия воздействия взрывного устройства или рукотворную техническую неисправность.
Отметим, что в 1943 году техническая экспертиза упавшего «Либерейтора» не проводилась. Его даже не пытались поднять на поверхность. Может, именно поэтому документы британской комиссии до сих пор засекречены?
Но это в том случае, если было что секретить. Например, начальник Комиссии по расследованию преступлений против польского народа отдела Института национальной памяти в Варшаве прокурор Марцин Голенбевич утверждает, что не существует документов, с содержанием которых он и его коллеги не были бы знакомы. Стало быть, британцы ничего не секретили и никакой «тайны гибели генерала Сикорского» не существует?
Но жизнь, как известно, сюжетна. Основатель Института исследований новейшей истории в Ингольштадте немецкий историк Альфред Шицкель, в частности, утверждает, что ему удалось найти в одном из вашингтонских архивов шифровку абвера, в которой изложена стенограмма радиоперехвата разговора Черчилля и Рузвельта, состоявшегося 29 июля 1943 года, то есть уже после гибели Сикорского. Из содержания разговора следует, что оба политика были согласны с «устранением» польского лидера, который «нарушал гармонию антигитлеровской коалиции».
По словам историка, Черчилль сказал Рузвельту буквально следующее: «Мы оба были согласны, что эта особа (Сикорский) создавала ненужное напряжение и недовольство Кремля, что привело к возникновению трещин в нашем союзе. Мы не можем позволить себе развала коалиции, это было бы самоубийством. Такие вещи (устранение Сикорского), как бы это ни было прискорбно, должны быть исполнены в интересах общего дела».
А президент США в ответ Черчиллю якобы заметил: «Слишком многие несогласные с вами гибнут в авиакатастрофах...»
Можно ли доверять этой абверовской шифровке? Шицкель утверждает, что обнародованные им факты также были изложены в британском журнале Military Advisor больше десяти лет назад: «Я уверен, это подлинные стенограммы. Странно, что никто до меня не обратил на них внимания. Видимо, кто-то заинтересован, чтобы это преступление осталось нераскрытым».
Но есть, как говорится, нюансы. Дело в том, что сенсационная стенограмма, да и другие «документы» Шицкеля стали известны историкам из книг Грегори Дагласа, отбывшего срок в канадской тюрьме за изготовление фальшивых долларов. Занимался он и изготовлением поддельных исторических документов, которые пытался продать даже ЦРУ. Однако в данном случае, по мнению специалистов, Даглас воспользовался аутентичным текстом абверовского радиоперехвата реального телефонного разговора Черчилля с Рузвельтом. Всё остальное сделал Шицкель.
Серебряный портсигар
И вот что ещё смущает исследователей. Уж слишком небрежный вывод сделала по результатам расследования в 1943 году комиссия британских ВВС: «самолёт стал неуправляемым по неустановленным причинам». Весьма странная формулировка, если учесть, что это был специальный самолёт, техническое состояние которого проверялось с особой тщательностью. Сикорский неоднократно летал именно закреплённым за ним бортом на Ближний Восток инспектировать польские войска, и никаких нареканий не было. Он даже подарил командиру экипажа Эдварду Прхалу серебряный портсигар с благодарностью за безукоризненное пилотирование машины.
Именно тому Эдварду Прхалу, который перед роковым полётом впервые надел спасательный жилет, поэтому только он и спасся, а во время следствия якобы сообщил комиссии, что в момент взлёта услышал под кабиной сильный хлопок, после чего перестал действовать руль управления высотой. Однако чтобы выяснить, так ли было на самом деле, надо видеть подлинные документы комиссии британских ВВС, которые то ли засекречены, то ли нет, а может, и вовсе не существуют...
Но если к гибели генерала брони Владислава Сикорского действительно приложила руку британская Ми-5, правды сейчас не сыскать. Даже из гуманных соображений Лондон не станет сегодня будоражить польское сообщество, чтобы паче чаяния не разрушить антироссийский союз. Иногда история повторяется не в виде фарса, а просто повторяется.